БИБЛИОТЕКА -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Наследие

АВГУСТ, восьмой месяц в году, древнерусское название — «серпень», от слова «серп», время жатвы, страды.

На Севере России он именовался «зарев», от сияния зарницы. В крестьянском быту август нередко носил название «зорничника», в котором нельзя не видеть измененного названия «зарев».

 

Русские крестьяне говорили: «Август крушит и круглит. В августе каторга, т. е. три заботы мужику: косить, пахать да сеять. Овсы да льны в августе смотри! В августе серпы греют, вода холодит. Бабам и в августе праздник».

«Август — каторга, да после будет мятовка (раздолье, обилие пищи): мужицкое горло — суконное бердо, все мнет!» Сиверкой-холодком потягивает на август с идущего ему навстречу сентябрьского «бабьего лета», но, по народной примете: «В августе вода холодит, да серпы греют!», «Август-батюшка работой-заботой мужика крушит, да после тешит!».

Август не июль; его не «приберихой», а наоборот — «соберихой» да «припасихой» — месяцем звали крестьяне. «Что соберет мужик в августе — тем и зиму-зимскую сыт будет!», «Овсы да льны в августе смотри!», «Август — ленорост, припасает бабе льняной холст!» — можно было слышать в любой поволжской деревне. «В августе и жнет баба, и мнет баба, а все на льны оглядывается!», «Бывает, что и жато, и мято, да ничего не добыто!».

Хоть август и называли «густоедом», а половину его занимал пост. Но «Успенский пост мужика досыта кормит!» Поспевали к этому времени не только хлеб, но и овощи. «От первого от Спаса накопит и мужик запаса!», «В августе баба хребет в поле гнет, да житье-то ей мед: дни короче — дольше ночи, ломота в спине — да разносол на столе!».

 В августе 1923 года "Воззвание Святейшего Патриарха Тихона и группы высших иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции" в котором имеются следующие высказывания: «Ныне Церковь решительно отмежевалась от всякой контрреволюции (т.е. монархических идей. – Сост.). Произошла социальная революция. Возврат к прежнему строю (т.е. монархии. – Сост.) невозможен... Церковь признает и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога. Церковь возносит молитвы о стране Российской и о Советской власти... Православное Церковное Управление должно считать для себя обязательным соблюдение церковных канонов и законов Российской Республики. Государственный строй Российской Республики должен быть основой для внешнего строительства церковной жизни. Церковь переживает важный исторический момент... Священники обязаны подробно выяснять себе и своим пасомым, что Русская Православная Церковь ничего общего не имеет с контрреволюцией (т.е. монархией. – Сост.). Долг пастыря довести до сознания широких масс верующего народа о том, что отныне Церковь отмежевалась от контрреволюции и стоит на стороне Советской власти.

[Подписали: Патриарх Тихон; Серафим Александров, архиепископ Тверской и Ржевский; Тихон Оболенский, архиепископ Уральский и Покровский; Иларион Троицкий, архиепископ бывший Верейский]».