28 августа
(15 августа по старому стилю)
- Успеньев день.
Народное название дня Успения Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева в церковных книгах часто называется Госпожою; отсюда у русского народа самый праздник Успения, посвященный Божией Матери, получил имя Госпожинок, Госпожи, Госпожина дня и т.п.
Еще Св. Дева весьма часто именуется на церковнославянском языке Пречистою; отсюда русский народ и праздник Успения Божией Матери называет Пречистою.
Собственное имя праздника — Успение — заменяется у народа именем «Спленье». Так как около праздника Успения крестьяне оканчивали жнитво хлеба и это окончание у них было известно обыкновенно под именем Спожинок, Оспожинок, Дожинок, то и самый праздник Успения Божией Матери называется Оспожинками.
На праздник Успения, когда все поспевает и все собирается, крестьяне приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для церковного благословения и освящения.
К празднику Успения Богородицы крестьяне устраивали общие складчины, варили миром пиво, забивали баранов, пекли пироги, сзывали родных и соседей и вообще задавали себе и другим хлебосольный пир.
В старой Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, дарили их разного рода подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело и радушно всем миром окончание жатвы.
К Успению заканчивали вспашку зяби. По состоянию погоды на молодое бабье лето предсказывали, каким будет старое бабье лето.
К Успению поспевали все овощи, и начиналась их заготовка на зиму.
- Успение Пресвятой Богородицы.
Богородица – единственный человек, тело которого удостоилось стать избранным Сосудом для неслиянно-нераздельного соединения Божественной и человеческой природы Богочеловека – Сына Божия. Она удостоилась этой чести и славы благодаря своей наивысшей среди людей чистоте, достигнутой праведной жизнью (а не автоматически: «непорочным Ее зачатием Ее родителями, как полагают католики, лишая Богородицу Ее личной заслуги). Прославляемая Церковью выше всех святых и даже сил небесных, Богородица – Первая заступница пред Богом и Помощница людям. После Вознесения Господа Богородица оставалась на земле носителем человеческого естества Спасителя и живым доказательством его Богочеловечности.
- 1204 Прославление Владимирской—Ростовской иконы Пресвятой Богородицы.
Сохраненилась невредимой в то время, когда обрушились своды каменного Успенского собора в Ростове.
- 1708 Сражение у Доброго.
Это было первое успешное сражение против шведов, дравшихся в присутствии короля Карла XII. Царь Петр очень высоко оценил сражение при Добром. "Я как и почил служить, такого огня и порядочного действия от наших солдат не слыхал и не видал… И такого еще в сей войне король шведский ни от кого сам не видал", - писал Царь. В этом сражении потери русских составили 375 человек, а шведы лишились половины своего состава - 3 тысячи человек.
- 1723 † Долгоруков Григорий Федорович.
Князь, действительный тайный советник, замечательный русский дипломат. Из древнего княжеского рода. Сын окольничего кн. Федора Федоровича Долгорукова (+1664). В октябре 1709 г. пожалован орденом Св. апостола Андрея Первозванного. Скончался в Петербурге на 66-м году жизни; похоронен в Александро-Невской лавре.
- 1728 Капитан В. Беринг открыл пролив между материками Азия и Северная Америка –Берингов пролив.
- 1806 Полковой праздник 32-го Кременчугского пехотного полка Российской императорской армии, в день Успение Божией Матери.
- 1837 В день храмового лаврского праздника Успения Богоматери Государь Николай I молился в лавре на Божественной Литургии.
По окончании богослужения митрополит просил Государя удостоить его высочайшего посещения.
В этот же день Николай I участвовал в трапезе за общим столом с. богомольцами и "рядовой братией Христовой", то есть попросту – нищими. По сведениям протоиерея Владимира Зноско, дело было так: "Государь вышел из храма в 11 часов и, проходя по лаврскому двору в митрополичьи покои, обратил внимание на обычный обед для нищих и богомольцев, устраиваемый лаврой ежегодно в этот день еще со времен преподобных основателей обители Антония и Феодосия Печерских по их завещанию.
Осведомившись об этом, Государь пожелал попробовать пищи, которая была предложена народу. Ему принесли хлеб на деревянной тарелке, деревянную ложку, кислых щей и пшенной каши с молоком. Отведав принесенной трапезы, государь похвалил вкус ее и сказал: "Очень рад, что соблюдается древность. Желаю, дабы и впредь святые предания святых отец наших сохраняемы были в поучение потомства"".
Деревянная ложка, которой "вкушал трапезу государь", до самой революции 1917 года бережно хранилась не где-нибудь, а в ризнице Великой Успенской церкви.
- 1890 † Стефан Вятский.
Филейский, старец, иеросхимонах. С юных лет странствовал по святым местам, отыскивая себе новых наставников и руководителей в духовно-подвижнической жизни. Он был во многих благоустроенных монастырях, отыскивая руководителя-старца, опытного в духовной жизни.
Отказавшись от мира, Симеон возлюбил пустынную жизнь. Хотя он и отрекся от мира, но любил всех людей и помогал им чем мог, преимущественно своей молитвой; особенно же любил он боговенчанного Самодержца Земли Русской и всегда усердно молился за него. В 1866г., в ночь на 4 апр., он не спал, молился, произнося непрестанно: «Господи, спаси Царя». И уже после узнал, что 4 апр. было покушение на жизнь Императора Александра Николаевича, но Господь по Своей милости спас драгоценную жизнь Государя для блага всей России.
- 1900 Русские войска под командой ген. Линевича заняли столицу Китая, Пекин.
В то же время, русский отряд ген. Ренненкампфа походным порядком пересекал Маньчжурию с севера на юг, почти не встречая сопротивления.
- 1917 † Шабельская-Борк Елизавета Александровна
Писатель и публицист.
Родилась в дер. Ступки Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в дворянской семье. Закончила гимназию в Харькове, в 1872 г. отправлена родными в Париж для обучения пению, затем много лет играла в театрах Франции, России (Петербург, Харьков, Одесса, Киев), Австрии и Германии.
С началом смуты приняла активное участие в монархическом движении, вступив в Союз Русского Народа. Одно время издавала газету «Свобода и порядок», затем сотрудничала в газетах «Русское знамя» и «Колокол», в последней в 1911 г. печатался в виде фельетонов самый знаменитый ее роман «Сатанисты ХХ века», посвященный обличению масонства и иудаизма.
Шабельская-Борк призывала обратить особое внимание на тот факт, что сатанизм завоевывает все более прочные позиции в Европе: «Вспомните, что уже более ста лет Европа читает только то, что угодно масонам; молодые поколения христиан воспитываются в поклонении тайным обществам, карбонариям, иллюминатам, розенкрейцерам и так далее... без конца. Даже всемирную историю подделывают, превращая чернокнижников и сатанистов-тамплиеров в мучеников... Поклонение сатане, так тщательно скрывавшееся рыцарями-храмовниками в мрачных подземельях недоступных замков, ныне совершается открыто... Во многих местах Европы, Африки и Америки сатанизм становится чуть ли не официально признанной религией. Масонство же является главным штабом армии жидовства, давно уже подготовленного к восприятию сатанизма ужасным учением талмуда и каббалы, развращающим души и черствящим сердца».
- 1917 В праздник Успения Божией Матери открылся Поместный Собор Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 гг., восстановивший Патриаршество в России.
Поместный собор проходил в Московскиом Епархиальныом доме (Лихов переулок, д. 6), построенным в 1902 г. русским зодчим Виноградовым Петром Алексеевичем.
Закрылся 20 сентября 1918 г., так до конца и не закончившийся.
Поместный собор работал более года за этот период состоялись три его сессии: первая – с 15/28 августа по 9/22 декабря 1917 г., вторая и третья – в 1918 г.: с 20/2 февраля по 7/20 апреля и с 19/2 июля по 7/20сентября.
В работе Поместного Собора приняли участие епископы, клирики и миряне. Всего – по избранию и назначению по должности – 564 человека: 80 архиереев, 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. В общественном сознании он фактически воспринимался как Церковное Учредительное собрание.
- 1935 Родился Макунин Юрий Иванович.
Журналист, член Географического и Палестинского обществ при Академии наук СССР. Окончил Ленинградское Высшее военно-морское училище. Работал в Воениздате редактором военно-политической литературы. Под редакцией Ю. Макунина вышла брошюра «Армия Израиля — орудие империалистической агрессии» (1976) — одно из первых разоблачений военных замыслов израильского сионизма.
В статьях, опубликованных в периодике, Макунин разъяснял, что т. н. антисемитизм — малограмотная выдумка, поскольку семитами являются не только евреи, но и арабы. В 1983г. отправил в ЦК КПСС письмо «О необходимости качественно нового витка научной критики сионизма и масонства». Эта инициатива дала толчок к созданию АКСО — Антисионистского комитета советской общественности. Макунину предлагалась в этом комитете ответственная должность, от которой он отказался, т. к. остальное руководство было еврейским.
В 1989—95 гг. Макунин избирался одним из руководителей Всеславянского Собора, на съездах которого, а также в многочисленных публикациях в периодике настойчиво разоблачал антирусскую политику горбачевско-ельцинской власти. По одной из таких публикаций «Демократическая Россия» возбудила уголовное дело, впоследствии прекращенное ввиду отсутствия состава преступления.
- 1991 Отставка правительства СССР и роспуск коллегии КГБ.
27 августа 29 августа
Назад к списку