3 августа
(21 июля по старому стилю)
- Онуфрий молчаливый.
На Онуфрия ладят закрома — отведенные места для зерна в амбарах. Надо было закрома просушить, доски проверить, чтобы мыши зимой не прогрызли. Работали в этот день молча — в память Онуфрия Молчальника, который подвизался в Киево-Печерской лавре. Приступают к сбору яблок. Начинают сеять рожь полной горстью.
- 1588 Первая встреча Царя Федора Иоанновича с Патриархом Цареградским Иеремием II.
Государь велел патриарху быть у себя. Шествие патриарха в царский дворец было весьма торжественное: впереди шли дети боярские и приказные люди в пышных одеждах, потом множество иноков; сам патриарх ехал на осляти и благословлял народные толпы, а за ним ехали на конях митрополит Монемвасийский и Елассонский архиепископ.
С большими почестями ввели патриарха и его спутников в Золотую палату, где на драгоценном троне сидел Государь в полном царском облачении, окруженный боярами, окольничими и дворянами.
При входе Иеремии Федор Иванович встал и переступил с полсажени навстречу ему. Иеремия благословил Царя, выразил ему свои благожелания и поднес дары: золотую панагию, в которой находились часть Животворящего Древа, часть Крови Христовой, часть ризы Христовой и пр.; серебряный киот с ручною костию святого царя Константина и левою рукою по локоть святого Иакова Севастийского и пр., а царице Ирине — золотую панагию с камнем, на котором было изображение святой Марины, содержавшую в себе малый перст от руки святого Иоанна Златоустого и части других мощей. Приняв благосклонно священные дары, царь сел на трон, указал патриарху сесть на скамье подле себя с правой стороны и явил ему чрез казначея Траханиотова свое царское жалованье: серебряный кубок двойчатый, два портища рытого бархату, по портищу атласу и камки, два сорока соболей, один в 60 рублей, другой в 30, и 300 рублей деньгами.
Были пожалованы царские дары и митрополиту Иерофею.
- 1770 Битва на реке Кагул.
Русские войска под командованием генерала Румянцева (17тыс. человек), атаковали турецкую армию (150тыс. человек) и одержали блистательную победу. Турки потеряли около 20тыс. человек, урон русских 1,5тыс. человек. За эту победу Румянцев получил чин фельдмаршала.
- 1873 † Толстой Александр Петрович.
Граф, государственный и церковный деятель. Родился 28.01.1801 г. в С.-Петербурге, получил домашнее образование. Рано начал военную службу.
За отличие при взятии турецких крепостей Айдаса и Бургаса награжден орденами св. Анны 3-й степени с бантом и 2-й степени с золотой шпагой с надписью «За храбрость».
В авг. 1829 г. назначен флигель-адъютантом к Императору Николаю I, однако после окончания войны решил продолжать службу по Министерству иностранных дел и в феврале следующего года вышел в отставку.
Толстой с сочувствием отнесся к патриотическому начинанию М. П. Погодина, когда тот начал выпускать журнал «Москвитянин». В 1841 г. Погодин записал в своем дневнике: «Поутру был граф Толстой, с которым много говорили о России нынешней и прошедшей. Журнал ваш запретят, сказал он, потому что в нем слишком ясен русский дух и много Православия. Есть какая-то невидимая, тайно действующая сила, которая мешает всякому добру в России. Верно, она имеет свое начало в чужих краях, трепещущих России и действующих чрез золото».
В 1832 г. Н. А. Муханов засвидетельствовал в своем дневнике, что Толстой нашел общий язык с А. С. Пушкиным в вопросе о патриотизме.
Толстой был другом Н. В. Гоголя, который умер в его доме. Гоголя привлекало в Толстом многое, в частности, — природная доброта, религиозная настроенность души, склонность к аскетизму. А. В. Гоголь рассказывала В. И. Шенроку со слов брата, что Толстой носил тайно вериги. По свидетельству Т. И. Филиппова, «он усердно исполнял все постановления Церкви и в особенности был точен в соблюдении поста, которое доводил до такой строгости, что некоторые недели Великого поста избегал употребления даже постного масла. На замечания, которые ему приходилось нередко слышать о бесполезности такой строгости в разборе пищи, он обыкновенно отвечал, что другие, более высокие требования христианского закона, как, напр., полной победы над тонкими, глубоко укоренившимися от привычки страстями, он исполнить не в силах, а потому избирает по крайней мере такое простое и ему даже доступное средство, чтобы выразить свою покорность велениям Церкви…».
- 1918 Британские войска высаживаются во Владивостоке.
- 1922 Во Владивостоке, на освобожденной Белой армией территории, собрался Земский Собор, ключевым моментом которого стало принятие на заседании 21 июля / З августа трех основных тезисов:
1. Приамурский Земской Собор признает, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежит династии Дома Романовых. (207 голосов “за” и 23 - “против”).
2. В связи с этим Земской Собор считает необходимым и соответствующим желанию населения возглавление национальной государственности Приамурья Верховным Правителем из членов семьи Романовых, династией для сего указанным. (175 голосов “за”, 55 - “против”).
3. По сим соображениям Земской Собор почитает необходимым доложить о вышеизложенном Ея Императорскому Высочеству Государыне Императрице Марии Феодоровне и Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу, высказывает свое пожелание, чтобы правительство вступило в переговоры с династией Дома Романовых на предмет приглашения одного из членов династии на пост Верховного Правителя.
- 2008 † Солженицын Александр Исаевич.
Русский писатель. Умер в Москве. В 1945–1953 гг. находился в лагере.
В сочинении «Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально) – «опыт художественного исследования» государственной системы СССР, раскрывается роль Ленина и других еврейских большевиков вразрушении русского государства и создании механизма тотального подавления личности. В отличие от рассказов романы написаны им очень посредственно и имеют интерес только с точки зрения выдающейся личности автора.
В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и др., «Письме вождям Советского Союза» (все – 1973 г.) Солженицын предрек крах социализма, вскрыл его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности.
Убежденный западник, Солженицын стал легкой добычей антирусских пропагандистов в их работе по разрушению СССР.
Реклама личности Солженицына в основном финансировалась из фондов зарубежных спецслужб, и прежде всего ЦРУ. Массовые публикации во многих странах переводов его произведений, огромные гонорары, являвшиеся по сути формой подкупа, естественно, вызвали неразрешимый конфликт не только с официальными органами, но и значительной частью советской общественности, которая вполне искренне рассматривала Солженицына как врага советского образа жизни. Высылка Солженицына в 1974 г. стала актом государственной слабости и своего рода победой западной идеологической системы.
Идеализируя «западную демократию» и ее «духовные ценности», Солженицын, сам того не желая, сыграл роковую роль в развитии тех процессов, которые в итоге обернулись крушением СССР. Образ Солженицына, созданный с помощью западных спецслужб и средств массовой информации, стал одним из дополнительных факторов уверенности западных режимов в борьбе против Советского Союза. Во многих публичных выступлениях за рубежом Солженицын призывал усилить напор на СССР, изолировать его, не идти ему на «уступки». Писатель полагал, что западные страны имеют право вмешиваться во внутренние дела нашей страны, ибо, по его мнению, «советский народ брошен на произвол судьбы», а значит, ему необходимы западные опекуны, вмешивающиеся в нашу жизнь. «Вмешивайтесь, – призывал Солженицын, – вмешивайтесь снова и снова настолько, насколько можете». Справедливости ради следует отметить, что впоследствии Солженицын в отличие от Сахарова не захотел играть ту неблаговидную роль, которая отводилась ему правительством США. Критика Солженицыным западной системы и «Письмо к вождям», в котором писатель отходил от принятых в США планов и методов холодной войны против России, вызвали недовольство американских властей.
Особенно близка нам была критика Солженицыным антирусской политики Запада – этим он завоевал огромный авторитет в русской эмиграции, став выразителем ее национального самосознания. Как и тем, что не постеснялся назвать еврейские имена гулаговских начальников – благодаря чему стал чужим для "третьей эмиграции" и прослыл "антисемитом". Солженицын поднял планку допустимой откровенности в этих вопросах, сняв негласные табу, и этим во многом способствовал пробуждению и укреплению в зарубежьи русских национальных организаций и изданий в 1970-е годы.
2 августа 4 августа
Назад к списку