БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

10 августа

 

(28 июля по старояму стилю)

 

 

- Прохоров день летний.

Народное название, посвященное памяти свв. апостолов из 70 Прохора, Никанора, Тимона и Пармена.

Летний Прохоров день (Прохор, Прохоры-Пармены) считался праздником кузнецов. По поверью, в этот день нельзя что-либо менять, брать взаймы, отдавать вещи или инструменты во временное пользование.

- 1095      Смоленская «Одигитрия».

По преданию, написана св. евангелистом Лукой.

Называется «Одигитрией», т. е. «Путеводительницей», потому, что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм и, когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов.

В 1046 г. константинопольский император Константин IX Мономах благословил свою дочь царевну Анну на брак с кн. Всеволодом Ярославичем иконой Пресвятой Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница»), впоследствии прославившейся как Смоленская.

В XII столетии сын Всеволода и Анны Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск. С того времени она стала называться еще и Смоленской.

В XIV столетии икона была перенесена в Москву, ею князь Витовт благословил свою дочь Софию, супругу московского кн. Василия Димитриевича, во время их свидания в Смоленске. В 1456г., в царствование вел. кн. Василия Васильевича Темного, Смоленский еп. Мисаил со многими почетнейшими гражданами, прибывшими в Москву, просил князя отпустить их икону обратно в Смоленск. Великий князь после долгих совещаний с духовенством и боярами решил отпустить чудотворную икону, сняв с нее список. Икону за 2 версты за город сопровождали торжественно, с крестным ходом. Впоследствии, в 1525г., при вел. кн. Василии Ивановиче, здесь был построен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей, и в монастыре поставлен список со Смоленской иконы, и установлен праздник с крестным ходом в монастырь.

В 1812 г., в нашествие Наполеона, чудотворная Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска. Накануне славной Бородинской битвы носили ее по всему лагерю, чтобы молитвою перед нею укрепить воинов на предстоящий им великий подвиг. Сам главнокомандующий войсками со слезами молил Богоматерь о помощи и спасении России от страшного врага.

В 1812 г. икона была перенесена в Москву и установлена в Успенском соборе, где московские жители молились перед ней о спасении России. После победы над французами икона вернулась в Смоленск, где находилась до 1941 г.. Дальнейшая ее судьба неизвестна. В России распространено много списков этой иконы.

- Гребневская икона Божией Матери.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Когда вел. кн. Димитрий Иоаннович Донской возвращался после победы над Мамаем с берегов Дона в Москву и достиг г. Гребни (в настоящее время этого города не существует) на р. Чири, впадающей в Дон, то тамошние жители поднесли ему икону Пресвятой Богородицы, прославившуюся чудотворениями и получившую от города наименование Гребневской.

Великий князь с верою принял икону и поставил ее в московском Успенском соборе.

Правнук Донского, вел. кн. Иоанн Васильевич Грозный, собираясь в 1471 г. в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Божией Матери — Ее чудотворной Гребневской иконы, которую он брал с собой в поход. Шелонской битвой в 1472 г. одержал он победу и повелел соорудить в московском посаде деревянную церковь, в которую и была поставлена чудотворная икона, украшенная от его усердия серебром и драгоценными камнями; на киоте иконы он велел написать акафист в похвалу Пресвятой Богородицы и в благодарность за дарование ему сына Василия. С этой иконой русские отразили в 1612 г. поляков на Сретенской улице. Во время пожара в 1687 г. церковь Гребневской Богоматери объята была пламенем, так что не успели вынести Ее икону, но она чудесно сохранилась и, по словам летописи, «обретеся на воздусе».

От времени церковь пришла в ветхость, также и самая икона требовала обновления. Церковь была обновлена, а икона, по желанию царевны Наталии Алексеевны, сестры Императора Петра I, принесена к ней в с. Преображенское.

Обновив и украсив икону от своих сокровищ, царевна сама сопровождала ее из Преображенского в церковь и, там поставив на прежнее место, совершила пред нею молебное пение.

В настоящее время список с этой иконы (по некоторым сведениям сама икона?) пребывает сейчас в церкви Гребневской иконы Божией Матери в с. Гребнево Шелковского р-на Московской епархии.

- 1698     † Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

В миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме.

Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674-1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет. Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая.

В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

- 1708     Полковой праздник 3-го уланского Смоленского императора Александра II полка Российской императорской армии, в день  Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрия).

- 1718     Указ Царя Петра I.

Указом от 28 июля 1718 года под угрозой наказания кнутом запрещалось игра в карты и кости…

- 1736     Взятие Бахчисарая.

Русские войска под командованием Миниха взяли Бахчисарай.

- 1904    

Утром 28 июля Порт-артурская эскадра двинулась в путь. Шли шесть броненосцев,  четыре крейсера и восемь лучших миноносцев (бронированный крейсер «Баян», дней за десять до выхода поврежденный миной, пришлось оставить в Порт-Артуре). Слабой стороной эскадры было то, что три броненосца не могли делать больше 13 узлов в час, тогда как японский флот мог развивать скорость до 17 узлов. В нейтральный (китайский) порт Чифу был послан миноносец «Решительный»; он должен был там разоружиться; этою ценою оплачивалась возможность отправить телеграмму Наместнику и владивостокскому крейсерскому отряду, чтобы он выходил навстречу эскадре. Японцы следом за «Решительным» явились в порт Чифу и с явным нарушением международных обычаев увели с собой разоруженный миноносец.

Японцы выслали навстречу русской эскадре 4 броненосца и 4 бронированных крейсера (а также старый броненосец «Чин-Иен» и легкие суда); остальные четыре бронированных крейсера сторожили в Корейском проливе владивостокский отряд.

При первой встрече, русской эскадре удалось уклониться от боя и, оставив японский флот позади, двинуться в сторону Владивостока. Но японцы, пользуясь преимуществом в скорости, нагнали русский флот примерно в 150 верстах от Порт-Артура, и завязался бой — первый большой эскадренный бой за всю войну. И японские, и русские суда сильно страдали от огня, особенно флагманские броненосцы «Цесаревич» и «Микаса». У японцев уже начинали истощаться снаряды, и (по свидетельству американских и английских наблюдателей, находившихся на «Микасе») адм. Того уже готов был примириться с прорывом русской эскадры во Владивосток, как случай снова помог японцам: большой снаряд попал в рубку «Цесаревича» и убил на месте адм. В. К. Витгефта. Несколько минут эскадра продолжала следовать за флагманским судном, но тут другой снаряд повредил руль «Цесаревича». Тогда на нем был поднят сигнал о передаче командования адм. кн. Ухтомскому, находившемуся на «Пересвете»; но мачта этого броненосца была сбита, и с него было трудно подавать сигналы. Возникло замешательство. Адм. Рейценштейн на крейсере «Аскольд» поднял сигнал «следовать за мной» и двинулся на юг; «Ретвизан» повернул обратно к Порт-Артуру после неудавшейся отчаянной попытки приблизиться к японской эскадре. Кн. Ухтомский последовал за «Ретвизаном», часть крейсеров за «Аскольдом».

«Два случайных снаряда — (пишет в своей истории русско-японской войны на море С. К. Терещенко) — убившие адм. Витгефта и выведшие из строя флагманское судно, определили нравственный перевес боя»...

28-е июля было концом Первой тихоокеанской эскадры. В Порт-Артур, правда, еще вернулись пять броненосцев, крейсер «Паллада» и три миноносца; но больше они уже и не пытались действовать. Из остальных судов только маленький быстрый «Новик», обогнув всю Японию с восточной стороны, достиг 7 августа о. Сахалина, но когда он грузил там уголь, его настигли и потопили два более сильных японских крейсера. Другие суда разоружились в нейтральных портах: «Цесаревич»» и три миноносца — в немецком Циндао*; «Аскольд» и один миноносец в Шанхае; «Диана» дошла до Сайгона в Индокитае, и там, к удивлению экипажа, была тоже интернирована — французские власти видимо настояли на этом в Петербурге во избежание неприятностей с Англией.

- 1916   

В 1916 году, когда победоносный исход войны для России, казалось, был предрешен, 10 августа в Святейшем Синоде обсуждался вопрос о том, кому будет принадлежать Константинополь, и если он войдет в состав Российской Империи.

Со своим проектом решения этого вопроса выступил архиепископ Антоний (Храповицкий). Он считал, что задачей России в этом регионе является не только освобождение Константинополя, но и Гроба Господня, Голгофы, Вифлеема, Дамаска, Бейрута и вообще всех православных епархий. Архиепископ Антоний считал, что России следует восстановить Византийскую Империю, объединив Грецию с Константинополем (Царьградом) под мирской властью Самодержца-грека и под духовной властью Вселенского греческого Патриарха. Россия должна была овладеть широкой лентой земли от Южного Кавказа до Дамаска и Яффы, а также Сирией и Палестиной, открыв для себя берег Средиземного моря и соединив его с Кавказом железными дорогами. Архиепископ Антоний предлагал организовать переселение русских крестьян и ремесленников в Сирию и Палестину, "очищая для них и пустыни и магометанские поселения, которые, впрочем, и сами начнут быстро пустеть под русским владением".

«Если это будет сделано, - считал он, - то не пройдет и десяти лет, как вся Палестина и Сирия обратятся во Владимирскую или Харьковскую губернию. Народ наш так и ринется поселяться в страну, где жил наш Спаситель, Его пречистая Матерь, Апостолы, пророки и мученики. Там будет уже место для чисто русской культуры, для русской речи, для русской торговли и промышленности, в частности, две последние отрасли обильною лавою польются по Волге и Каспию через Кавказ к Средиземному морю и обратно. Пустынная местность вновь процветет, как земля, текущая "медом и млеком", а всякий русский христианин сочтет долгом раз в своей жизни отправиться на поклонение Живоносному Гробу; даже наши баре и барыни забудут о Карлсбадах и Парижах и будут знать Иерусалим, Вифлеем, Назарет.

Вот тогда со всею силою проснется русское самосознание; наука и поэзия возвестят миру о чувствах и молитвах русской души и исполнятся чаяния последних Рюриковичей и первых Романовых о том, что Московскому Царству суждено быть Третьим Римом, а четвертому Риму не бывать».

- 1922      Завершил работу Земский Собор.

В два часа дня состоялось заключительное заседание Приамурского Земского Собора, начавшегося 10/23июля во Владивостоке, пока последнего Земского Собора в Русской истории.

Белая Армия была переименована в Земскую Рать, а военачальников стали называть воеводами, а сам М.К. Дитерихс стал Воеводой Земской Рати.

Собор признал причиной революции грехи русского народа, призвал к покаянию и провозгласил единственным путем спасения России – восстановление законной православной монархии. Собор постановил, что права на осуществление Верховной власти в России принадлежат династии Дома Романовых. То есть Собор признал Династию Романовых царствующей несмотря на смуту и на краткое время восстановил в Приамурье Основные законы Российской империи (до окончательного завоевания края красными).

- 1936     † Митрополит Антоний (Храповицкий).

Скончался в Сербии. Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей.
Антоний (Храповицкий) род. в 1863 г., митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви за границей. «Богословско-научная и литературная деятельность Блаженнейшего владыки митрополита была весьма обширна и многоплодна и ждёт исследований и надлежащей оценки. Им были написаны многочисленные исследования по богословию и отдельные исследования по различным богословским проблемам, а также ряд статей философского и критического содержания. В этой деятельности владыка проводил одну и ту же идею, которой служил сам в своей личной жизни, — идею сострадательной любви к людям».

Владыка Антоний мужественно выступал против сатанинских учений иудаизма и масонства. Подписал Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви.

На запрос судьи Бернского процесса о Сионских протоколах ответил: «Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют учению и мировоззрению мирового еврейства… Линия поведения соответствующего направления имеется в руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов».

Скончался владыка Антоний в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде в Иверской часовне. Перед кончиной принял схиму.

9 августа         11 августа


Назад к списку