БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

29 августа

(19 августа по старому стилю)

- Третий Спас.

Третий Спас, когда Церковь воспоминает перенесение в 944 г. из Едессы

в Константинополь Нерукотворного образа Спасителя, является настоящим народным праздником и носит название «Полотняного Спаса» или «Спаса на холстах», «холщового Спаса». Это церковное чествование св. Убруса, т. е. того «четверосвитого» куска, на котором нерукотворно отпечатлелся Божественный лик Спасителя для благочестивого царя Едесского Авгара, соединилось в деревенском быту с торгом полотнами.

На Волге известна, между прочим, такая поговорка: «Первый Спас — на воде стоять, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продавать». Хотя народная поговорка и учит: до Петрова дня взорать, до Ильина разборонить, до Спаса посеять, — но во многих местностях озимый посев еще не начался, так как указан на Семенов день, 1 сент. Обронел овес — надо косить, надо убирать сжатый хлеб в скирды, стлать лен и пр., хотя большая часть женских работ заканчивается уже к этому времени, и наступает «бабье лето» — молодое до 29 авг., а с 1 сент. вплоть до второй Пречистой — старое. Приближаются осенние хороводы, а в городах — великоденские гулянья.

- 1239    Обретение Феодоровской иконы Божией Матери.

Явление Феодоровской Костромской иконы Пресвятой Богородицы и основание на месте явления иконы монастыря в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Камердинер Императора Т.И. Чемодуров свидетельствовал: "У Государыни, между прочим, была особо почитаемая ею икона Феодоровской Божией Матери, та самая, которая была предъявлена при осмотре дома Ипатьева (найденная в выгребной яме), с иконой этой Государыня никогда не расставалась и всегда ее имела у своего изголовья; куда бы Государыня ни отлучалась, хотя бы на короткое время, всегда брала эту икону с собой, и я не допускаю мысли, чтобы Государыня могла куда-нибудь отбыть, добровольно оставив эту икону.

- 1823      Манифест Императора Александра I.

В 1823 г. Вел. Кн. Константин Павлович решил отречься от престола, что было оформлено официальным письмом к государю. Александр I дал манфест, в котором, принимая отречение брата Константина, назначил наследником престола следующего за ним брата Вел. Кн. Николая Павловича.

- 1898      Нота Русского Министерства иностранных дел с предложением ограничить мировую гонку вооружений.

«Охранение всеобщего мира и возможное .сокращение тяготеющих над всеми народами вооружений являются при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств.

Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям Его Императорского Величества, Августейшего моего Государя.

В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существенным потребностям и законным вожделениям всех держав, Императорское правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания, путем международного обсуждения, наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир, и прежде всего, положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений.

В течение последних двадцати лет, миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира государства сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира увеличили они в небывалых доселе размерах свои военные силы, и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами.

Однако, все эти усилия не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения.

Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал, отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену в виду новых изобретений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути.

Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным, поэтому, представляется, что если бы такое положение продолжилось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и пред ужасами которого заранее содрогается мысль человека.

Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков высший долг для всех государств.

Преисполненный этим чувством Государь Император повелеть мне соизволил обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при Высочайшем дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи.

С Божьей помощью, конференция эта могла бы стать добрым предзнаменованием для грядущего века. Она сплотила бы в одно могучее целое усилия всех государств, искренно стремящихся к тому, чтобы великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора. В то же время она скрепила бы их согласие совместным признанием начал права и справедливости, на которых зиждется безопасность государств и преуспеяния народов».

Нота была опубликована в «Правительственном Вестнике» 16/28 августа и в тот же день была распространена по всему миру.

Ответ последовал очень быстрый — и отрицательный.

- 1898     

В 1897 году сибирский железнодорожный путь пришел в Иркутск: в городе и губернии строились станции, депо, вокзалы. 16 августа 1898 года для Иркутска стало настоящим праздником: жители города встречали первый поезд. Паровоз был украшен цветами и флагами, а на вокзале присутствовал сам губернатор. Здание иркутского вокзала, возведенное на левом берегу Ангары в 1896 году.     

На реке Иркут был возведен деревянный мост. Строительством руководил инженер В. Попов. В 1898 году через мост пустили пробный локомотив. По рассказам очевидцев, В. Попов сел в локомотив с револьвером в руке. Когда инженера спросили, зачем он брал револьвер, Попов сказал: "Если бы мост не выдержал, я бы застрелился". Деревянный мост выдержал испытание и простоял еще 10 лет.

- 1904      Под Ляояном началось первое (из трех) генеральных сражений Русско-японской войны.

И в русской армии и в стране господствовала уверенность в победе. Численность обеих сторон была примерно одинаковой. Как раз перед боем были получены добрые вести из Порт-Артура: гарнизон успешно отразил первый неистовый приступ врага, длившийся две недели, японцы потеряли 15.000 человек.

- 1904     Иконы "Торжество Пресвятой Богородицы (Порт - Артурской "на двух мечах").

Эта икона явилась в декабре 1903 года простому матросу Федору, защитнику Севастополя. Матерь Божия открыла матросу, что будет война и что она поможет русскому воинству, если будет написан ее образ и принесен в город Порт-Артур. Он поехал к старцам Киево-Печерской Лавры и рассказал им о видении. Старцы молились, чтобы узнать от Бога явление сие или нет. И только тогда, когда японцы напали на Порт-Артур, ни у кого не осталось сомнений, что это явление было откровением. Матерь Божия явилась держащей на воздетых руках плат с образом Спаса Нерукотворного. Порт-Артурская икона Божией Матери стала первым русским знаменем, символом русской симфонии, в ней неотделима икона и знамя, Церковь и государство. Как будто бы забытый русскими воинами стяг Матерь Божия подняла, возвысила и напомнила о нем. Образ, позже нареченный Порт-Артурским, стал откровением о том, что Матерь Божия, как и прежде, была и остается Взбранной Воеводе Русской земли».

К сожалению, Божия Матерь не смогла защитить своим омофором Русскую землю. «В Киеве после того, как стало известно о явлении Порт-Артурской иконы Божией Матери, был создан совет, который собрал пожертвования на написание образа. 28 марта 1904 г. икона была доставлена в Петербург. Именно с этого момента начинаются события, которые иначе как искушением не назовешь. В Петербурге икону встретили восторженно, но на Дальний Восток отправлять не спешили. А тем временем погиб крейсер «Петропавловск» и на нем вице-адмирал С. О. Макаров. Возможно, смерть Макарова стала предупреждением о том, что эта икона написана не для Петербурга, а для Порт-Артура.

Наконец, в мае икона прибыла во Владивосток, где была помещена в доме адмирала Скрыдлова, который не придавал ей большого значения. Только 2 августа по требованию верующих икона была перенесена в Кафедральный Успенский собор Владивостока, но время уже было потеряно.

В Порт-Артур икону так и не доставили. В конце концов, она попала к генералу Куропаткину. Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: "Вождь нашего воинства А.Н. Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы в плену у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим".

Долгое время эту вторую, явленную в Царствование Царя-Мученика икону считали утраченной. Но 4/17февраля 1998г. икона была неожиданно чудесным образом обретена Владивостокскими паломниками в Святой Земле. Настоятель Успенского храма во Владивостоке иеромонах, а ныне епископ Сергий (Чашин) обнаружил ее в лавке старьевщика и при помощи сестер Горненской обители выкупил ее. 23 апреля/6мая 1998г. в день св. великомученика Георгия Победоносца икона вновь прибыла в Дальнюю Россию во Владивосток.

- 1905

На заседании Портсмутской конференции 16 августа, русская делегация огласила свое предложение. Она отказывала в контрибуции, соглашаясь только уплатить за содержание русских пленных в Японии; она соглашалась уступить южную часть Сахалина при условии безвозмездного возвращения северной, и обязательства не возводить на острове укреплений и гарантировать свободу плавания по Лаперузову проливу. «Российские уполномоченные имеют честь заявить, по приказу своего Августейшего Повелителя, что это — последняя уступка, на которую Россия готова  пойти с единственной целью придти к соглашению». Россия также отвергла выдачу судов, укрывшихся в нейтральных портах и ограничения своего флота на Д. Востоке.

После короткого молчания, главный японский делегат Комура ровным голосом. сказал, что японское правительство, в целях восстановления мира, принимает эти условия!

Внезапное решение японской делегации только показало, насколько Государь более правильно оценивал шансы сторон. Его готовность продолжать войну была реальной, в то время как со стороны японцев было немало «блефа». Япония была гораздо более истощена, чем Россия. Она во много большей степени зависела от внешней поддержки.

«Мало кто теперь считает (писал в 1925 г. американский исследователь эпохи, Т. Деннетт), что Япония была лишена плодов предстоявших побед. Преобладает обратное мнение. Многие полагают, что Япония была истощена уже к концу мая, и что только заключение мира спасло ее от крушения или полного поражения в столкновении с Россией».

Государь сделал все от Него зависевшее для доведения войны до непостыдного конца. Внутренние смуты в сильной степени парализовали русскую мощь. Отказаться вообще от ведения переговоров было невозможно и по международным и по внутренним условиям. Начав переговоры, нельзя было отказать в уступке Порт-Артура или Кореи (которую Россия соглашалась уступить и до войны!). Президент Рузвельт, Император Вильгельм, русский уполномоченный Витте — все требовали дальнейших уступок, и только Государь своей твердостью предотвратил худшие условия мира.

Россия войну не выиграла; но не все было потеряно: Япония ощутила мощь России в тот самый момент, когда она уже готовилась пожать плоды своих успехов. Россия осталась великой азиатской державой, чего бы не было, если бы она, для избежания войны, малодушно отступила в 1903г. перед японскими домогательствами. Принесенные жертвы не были напрасными.                              

- 1949      На Семипалатинском полигоне была успешно испытана первая русская ядерная бомба.

Ядерное мировое господство США было подорвано

- 1991     Парад суверенитетов бывших союзных республик СССР.

- 1991     Российский парламент запрещает деятельность Коммунистической партии и накладывает арест на партийное имущество.

- 2002     † Зосима.

В миру Иван Сокур, схиархимандрит, прозорливый старец. С 1951 жил в г. Авдеевке Донецкой обл., где окончил школу в 1961 г. В 1965 поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1974 г. в Ленинграде окончил духовную академию и, защитив диссертацию, получил степень кандидата богословских наук. В том же 1974 г. принял монашеский постриг с именем Савватий и сразу же был рукоположен в диаконы и иеромонахи. Свою духовно-пастырскую деятельность вел в Донбассе, куда был направлен в 1976г.

Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как в России о. Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Почил Зосима через 3 дня после о. Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно.

Оставленное им завещание является важным документом всей Русской Церкви:

«Строго держитесь Русской Православной Церквии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, т. к. они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность. В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. Телевизоров и прочей сатанинской видеотехники в монастыре никогда не должно быть. В обители основными языками должны быть церковнославянский и русский, остальные — по мере необходимости. Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви — в ней спасение…».

28 августа        30 августа


Назад к списку