БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1-я подготовительная неделя к Великому посту. О Закхее // проповеди

 

Обращение Закхея

Евангелие от Луки гл.19, ст.1-10

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»

О Закхее: «Толкование на Святое Евангелие» Блаженного Феофилакта Болгарского

Господь похищает самые крепкие сосуды у диавола и разрушает его города. Ибо смотри, как Он не только мытарей сделал Своими учениками, но и старшего между мытарями Закхея пленяет во спасение. А что мытарь существо низкое, а старший между мытарями, как начальствующий в злобе, ещё более гнусен, в том никто не сомневается. Ибо средства к жизни мытари приобретают не иначе, как от слез бедных. Однако ж этот старший между мытарями не оставляется в презрении, но оказывает гостеприимство и в воздаяние получает спасение. Ибо когда он пожелал увидеть Иисуса и для сего взлез на смоковницу, Господь усматривает его прежде, чем он сам увидел Его. Так Бог везде предваряет нас, лишь только увидит нашу готовность.

Иисус, увидев его, повелевает ему скорее слезть, так как Он имеет быть в дому его. Закхей не умедлил, ибо не должно уклоняться, когда повелевает что-нибудь Христос, но слез и принял с радостью, хотя многие роптали. Посмотрим же, какие он приносит плоды по случаю посещения Христова. «Половину имения моего, Господи, — говорит он, — отдам нищим». Видишь ли горячность? Он начал сеять без пощады и отдал не что-нибудь малое, но всё жизненное. Ибо и то самое, что он удержал, удерживал для того, чтобы иметь возможность отдать обиженным. Сим научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания. Смотри, как он и в сем случае поступает. Если кого чем обидел, он возвращает вчетверо, сим самым вознаграждая убыток, причиненный обиженному. Ибо истинная милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом. Ибо закон заставлял укравшего уплатить вчетверо (Исх. 22, 1).

Если даже до точности рассмотрим, то увидим, что у него решительно ничего не осталось из имения. Ибо половину имения он дает нищим, и у него осталась только половина. Из этой оставшейся половины он опять возвращает вчетверо тем, кого он обидел. Посему, если жизнь этого старейшины мытарей состояла из неправд, а он за всё, что приобрел неправдою, возвращает вчетверо, то смотри, как он всего лишился. В сем отношении он оказывается мудрствующим выше закона, учеником Евангелия, так как он возлюбил ближнего более, чем себя, и это не в обещании только, но и на самом деле. Ибо не сказал: отдам половину, возвращу вчетверо, но: вот я «даю», «возвращаю». Он знает наставление Соломона: «не говори, пойди и приди опять, и завтра я дам» (Притч. 3, 28). — Христос благовествует ему спасение. Ныне, говорит, ты даешь, ныне тебе спасение. Ибо словами «дому сему», без сомнения, указывает на Закхея, получающего спасение. Под домом разумеется Закхей, потому что бездушное здание Господь не назвал бы сыном Авраамовым, а очевидно назвал так одушевленного хозяина дома. Назвал его «сыном Авраамовым», быть может, потому, что он уверовал и оправдался верою, а может быть, и потому, что великодушно презрел богатство и возлюбил бедных подобно сему патриарху. Примечай: Господь назвал Закхея сыном Авраамовым теперь, когда увидел в нём сходство в образе жизни. Не сказал Он: потому что и сей сын Авраамов «был», но ныне «есть». Ибо прежде, будучи старейшиною мытарей и сборщиком податей, а с праведником не имея никакого сходства, он не был сыном его.

Поелику же некоторые роптали на то, что Господь пошёл в дом к грешному мужу, то, дабы заградить им уста, Он говорит: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Таков буквальный смысл.

Но удобно можно изъяснять это и иначе, в пользу нравственности. Всяк, кто старше многих в злобе, мал духовным ростом, ибо плоть и дух противоположны между собою, и потому не может увидеть Иисуса за народом; то есть, смущаемый страстями и житейскими делами, не может видеть Иисуса действующего, движущегося и ходящего. Ибо таковой не ощущает никакого действия, приличного христианину. А хождение Иисуса то и означает, когда Христос нечто действует в нас. Такой человек, никогда не видавший Иисуса ходящего и не испытавший никакого действия, приличного Христу, часто от раскаяния приходит в сознание и взлезает на смоковницу, то есть презирает и попирает всякое удовольствие и приятность, которые означаются смоковницею, и таким образом, возвысившись над собою и полагая восхождения в сердце, усматривается Иисусом, и сам усматривает Его. Тогда Господь говорит ему: «сойди скорее», то есть чрез покаяние ты пришел на высшую жизнь, сойди же чрез смирение вниз, дабы высокомерие не обмануло тебя. Смирись скорее, ибо если ты смиришься, то Мне надобно быть у тебя в доме. Мне, говорит, необходимо быть в дому смиренного. Ибо «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим?» (Исаии 66, 2). Такой человек половину имения отдаёт нищим, то есть бесам. Имение у нас двоякого рода, то есть телесное и душевное. Всё телесное праведник уступает бесам, поистине, нищим и лишенным всякого блага, но от душевного имения не отступается. Как известно, и Господь говорит об Иове: «только душу его береги» (Иов. 2, 6). Если таковой обидел кого чем, он уплачивает вчетверо. Сим намекается на то, что всякий, чрез покаяние переходящий на путь, противный прежней злобе, четырьмя добродетелями врачует все прежние грехи и таким образом получает спасение. Называется он «сыном Авраамовым», так как, подобно Аврааму, он вышел из своей земли и от сродства прежней злобы, поселился вне дома отца своего, то есть вне себя, и отвергся самого себя (ибо он был домом отца своего диавола (Иоан. 8, 44), и таким образом, став вне себя и отчуждившись, получает спасение.

Неделя о Закхее: «Мысли, высказанные в проповедях» Митрополита Антония (Храповицкого)

Принятие Закхеева покаяния - дело величайшей милости. Обычно Господь или спрашивал о вере, или вызывал покаяние и решимость изменить жизнь. Здесь идет навстречу тайным движениям сердца Закхея и намерениям, которые целует прежде их проявления. И не ошибся, и не напрасно сказал «сойди скорее» ибо тот вскоре говорит: «половину имения моего отдам нищим» и так торжественно обещает разрушить то, чему служил всю жизнь - богатству и стяжанию.
И он услышал: «ныне пришло спасение дому сему».

«Дом» - это его единомышленники, его близкие, люди, которые шли за ним.
Как грех быстро охватывает сердца людей, так и добро и ревность о спасении простирается на всех единомышленников, увлекая их на новые пути.

«Потому что и он сын Авраама» - преимущество это не зависит от Закхея. Сыны Авраама - это иудеи с правильными взглядами на Бога и на спасение. Да не превозносятся сыны Авраама, ибо Господь и из камней может создать сынов Авраама. Здесь к доброму настроению Закхея прибавляется и правильная вера, которую Господь принимает за подвиг и добродетель.

«Днесь спасение дому сему» - на этом основывается вера в крещение младенцев. Порыв к добру, соединенный с верою и надеждою, очищает душу не только верующего, но и всех причастных к нему его близких и сего младенца.
«Он зашел к грешному человеку,» - говорили иудеи, не зная, что в душе Закхея уже началось возрождение, которое увидел Господь.
С колебанием и борьбой принимают крещение язычники. Почти то же переживал и Закхей, но его положение облегчалось тем, что в нем осталась благодать сына Авраама, помогающая его возрождению.

До сих пор у евреев, даже резких противников Христа, есть некоторое волнение и неуверенность перед Ним, как будто остались в их душе какие-то двери, через которые может войти Христос.
Евреи до времени отошли от Бога, но в них может быть более чем в каком другом народе есть возможность через покаяние стать истинными сынами Церкви Христовой.

Я видел, как еврейские юноши приступали к Таинству Крещения: они входили во св. купель скорчившись, как бесенята, а выходили спокойные и сияющие, как ангелы.

Тоскует душа человеческая о своей первой красоте и тянет её ко Христу; вот почему нераскаянные грешники, как из евреев, так и из прочих народов, не могут слышать о Христе с безразличием и равнодушием, но теряют спокойствие.

«Пощади, Господи, народ Свой», - молится пророк Иоиль устами священников. В тяжелом положении упорства и противления находится иудейский народ и кто будет проповедовать евреям, тот будет убит ими; убьют и первого и четвертого, но от пятого примут благословение. Это будет не в нашем поколении, но Церковь верует, что до конца света будет обращение евреев.

Мы не увидим этого их рождения от Бога, но иные поколения увидят, когда начнут сбываться пророчества об иудеях. Надо молиться, об их обращении и спасении, как молился об этом русский философ Соловьев.

Если Пророк Илия не сразу согласился исполнить просьбу Елисея, а только после упорного и дерзновенного отказа отойти от него, то когда и мы молимся и просим и не оставляем своей молитвы, мы приближаем сей спасительный и радостный день.

Неделя о Закхее: Митрополит Антоний Сурожский

Смоковница Закхея

Христианская жизнь течет как бы по руслу или следует по столам Самого Христа, Который есть образ подлинного, истинного человека. Она начинается с рожденья, возрастает крещением, а затем наступает шествие человека во Христе, со Христом, сначала в Страстные дни, в трагедию Гефсиманского сада, в крестную смерть — и в Воскресение. И этот путь весь усеян соблазном и испытанием.

В жизни Христа нам представляется два таких испытания, два таких поворотных момента.


После того, как Христос крестился во Иордане, Духом Он был увлечен в пустыню и там подвергся первому искушению: Если Ты — Сын Божий, преврати эти камни в хлеб и не оставайся голодным... Если Ты — Сын Божий, свергнись с высокой башни, чтобы показать всем Себя... Если Ты — Сын Божий, покажи Свою силу, покажи Свою мощь... И Христос отверг эти соблазны силы; и позже апостолу Павлу Он сказал, что сила Божия в немощи совершается.

Но на этом не кончилось испытание человека во Христе. После того, как Он прошел трехлетнее Свое служение, проповедь Царства Божия, пришедшего в силе, после того, как Он явил Божию славу и Божию целительную, спасительную мощь, когда на пути в Иерусалим Он Своим ученикам начал говорить, что Ему надлежит быть преданным, пострадать, умереть, апостол Петр к Нему подошел и сказал: Пожалей Себя: пусть этого с Тобой не будет!.. В момент, когда Христос свободно шел к Своей смерти ради нас, один из нас Ему сказал: Пожалей Себя! Разве человеческая плоть и кровь могут вынести этот ужас?.. И Христос употребил по отношению к нему те же слова, которые Он произнес по отношению к сатане в пустыне: Отойди от Меня, сатана — т.е. противник; ты думаешь о том, что земное, но не о том, что небесное...

Мы скоро вступим в Пост. В начале подготовительных недель мы будем полны и вдохновенья, и сил, когда самый пост настанет, нам снова дастся сила и вдохновение; но когда мы пройдем часть его, мы начнем от него уставать. И вот нам надо избежать двух соблазнов, которые победил Христос: не заноситься силой, не стремиться к тому, что сверх нашей крепости, но смиренно открыться Божией силе, чтобы Его, Божия сила совершилась в нас, и совершила в нас и над нами то, чего мы никак над собой и в себе совершить не можем: поворот к Богу, исправление жизни, подлинное зрение своих глубин, покаяние слезное, покаяние сердца разбитого, сокрушенного... И когда начнет в нас убывать наше человеческое вдохновение, так же как и Христос, когда Ему было предложено Себя пожалеть, от пути Божия отступить, стать только человеком в его немощи — откажемся и мы от этого, и вспомним, что сила Божия совершается в немощи, и что как бы мы ни устали, как бы ни истощились наши силы, как бы мы ни чувствовали, что больше нет в нас ничего способного на этот бой, на это восхождение в страстные дни, на приобщение Христу в Гефсимании и на Голгофе, мы скажем искусителю: Нет! Всё мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе, как и Павел сказал, и дойдем через крест к Воскресению, и ожив силой и жизнью Христовыми, вернемся в жизнь, чтобы в ней сиять этой жизнью вечной и приобщать других к этому торжеству и подвига, и Креста, и Воскресения. Аминь.


Назад к списку