БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

22 декабря

(9 декабря по старому стилю)

- Анна Темная (Анна Темная).

Народное название дня св. прор. Анны Ветхозаветной (1100 до Р. Х.).

День этот считается самым темным и коротким в году. Солнце почти совсем угасает, особенно на Севере. Идет страшная битва между темными силами и светом Божиим. Тогда и является Анна, предвещая свет Божий, подавая надежду, что силы тьмы рассыплются в прах.

В этот день следует удерживаться от грехов и неверных поступков, не впадать в отчаяние и верить в светлый день. Поскольку в результате борьбы тьмы и света появляется новорожденный луч (дитя), появляется новая жизнь на земле.

Анна считается заступницей, покровительницей беременных женщин, которые не должны выходить на улицу, где господствует тьма, и тщательно оберегать дитя в утробе. Беременные женщины в этот день постились. Роженицы шили детское приданое и одежду для себя. Считалось, что Анна помогает им управляться с иголкой и ниткой. Усердная и кроткая роженица станет доброй и заботливой матерью.

Прор. Анна также считалась покровительницей пчеловодов, которые шли на свои пасеки, проверяли ульи, молили у святой хорошего приплода.

- Зачатие святой Анны.

Христианский праздник, в народном русском быту во многих местах день зачатия св. Анны праздновался беременными женщинами.

Основанием такого обычая послужило простое сближение своего состояния с состоянием св. Анны, зачавшей св. Деву Марию. О дне зачатия св. Анны крестьяне по созвучию замечали, что с праздника зачатия св. Анны зачинается зима: осень кончается, зима начинается.

- 1240      Взятие Киева.

Батый хотел взять неразрушенным такой красивый город.

В ХІІ веке Киев был одним из крупнейших и красивейших городов и столицей одного из самых сильных мировых государств. Это время вообще считается расцветом города, несмотря на то, что сама Киевская Русь переживала уже не лучшие времена. Киев насчитывал 50 тысяч жителей, в то время как в Лондоне, например, жило 20 тысяч человек. Большинство европейских столиц достигли черты в 50 тысяч жителей только через 200-300 лет.

Он предложил киевлянам сдаться без боя. В Киев отправился посол с предложением добровольно открыть ворота. Обычно, если горожане выполняли требование хана, город не подвергался многочисленным разрушениям, а только грабился и облагался данью.

Киевляне отказались впускать в свой город чужеземные войска. Жители решили биться насмерть.

Татаро-монголы нашли слабое место в системе укреплений - Лядские ворота (они были расположены в районе современной площади Независимости). Начался штурм русской столицы. Но, даже прорвавшись в город, ордынцам не сразу удалось захватить Киев - город имел не одну полосу укреплений. Битва шла день и ночь, за одной волной штурмующих накатывала другая волна. На защиту города, охваченного пламенем, вышли все его жители, и стар и млад. Как пишет летопись «один бился с тысячей, а двое - с тьмою». Сопротивление киевлян было настолько отчаянным, что хан был вынужден дать своим войскам передышку. Татары использовали осадные орудия. Об этом свидетельствует, в частности, полное разрушение стенобитными орудиями Десятинной церкви, в которой укрылись последние защитники столицы Руси. Через провалы в стенах бесчисленные орды хлынули на улицы, неся с собой разграбление и разрушение.

- 1271       †  Княгиня Мария Михайловна.

Княгиня ростовская, летописец, составившая свод Ростовской летописи. Родилась в Чернигове. Дочь князя Черниговского Михаила Всеволодовича и кн. Феофании. Старшая сестра Марии, Феодулия, впоследствии стала одной из самых известных в Православной Церкви святой Евфросинией Суздальской.

В 1227 г. 14-летнюю Марию своей женой выбрал рано осиротевший 17-летний Ростовский кн. Василько Константинович, объехавший до этого в поисках невесты всю Русь. Венчание состоялось в Чернигове 10 янв. 1227 г.. В феврале молодожены прибыли в Ростов Великий.

В 1231 г. у княжеской четы родился сын Борис, в 1236 г. — сын Глеб. 4 марта 1238 г. в битве с татаро-монголами на р. Сите Василько Константинович погиб. Став вдовой и опекуншей 7-летнего сына Бориса, князя Ростовского, Мария Михайловна основала монастырь Спаса на Песках близ оз. Неро, который народ называл «Княгинин монастырь». Здесь, с 1238г., по ее указанию и при ее непосредственном участии было продолжено русское летописание, прекратившееся в др. городах, — составлен свод Ростовской летописи. В летописи подробно описывается поход на Калку, в котором участвовал будущий муж Марии, и выражается радость, что кн. Василько остался невредим, т. к. не дошел до реки.   Летопись доносит до нас полную достоинства предсмертную речь Василька: «О, глухое царство скверное, никакоже мене не отведете от христианскыя веры...». Подробно описаны похороны Василька в Ростове и всенародная скорбь о «закатившейся светоносной звезде». Особо отмечено на страницах летописи посещение Ростова вел. кн. Александром Ярославичем Невским. Двоюродный брат Василька Александр Невский встречался с кн. Марией Михайловной и поддерживал ее важный труд.

В 1246 г. кн. Марию Михайловну постигло новое несчастье. В Орде мученически погиб ее отец, князь Черниговский Михаил Всеволодович, вместе с боярином Феодором, на глазах сопровождавшего его внука Бориса. Вернувшись в Ростов, Борис поведал матери о мученической смерти деда. Вскоре при участии Марии Михайловны было составлено краткое «Сказание» о Михаиле Черниговском и боярине его Феодоре, которое потрясло всю Русь.

Благодаря писательской работе кн. Марии имена ее отца и мужа стали символами патриотизма, мужества, бесстрашия русских князей и воинов. Они вселяли веру в грядущее освобождение от захватчиков родной земли.

- 1648       Вхождением в устье р. Анадыри завершилась экспедиция землепроходца Семена Ивановича Дежнева, открывшая пролив между Азией и Америкой.

- 1683       Икона Божией Матери "Нечаянная Радость".

Иконография образа возникла под влиянием рассказа о чудесном видении грешника, описанном Димитрием Ростовским в его сочинении «Руно орошенное» (1683 год). История, записанная святителем, рассказывает, что некий человек имел обычай каждый день молиться перед иконой Богородицы, а потом идти на замышленное им злое дело. Но однажды во время молитвы он «видит образ движущимся и живую Богородицу с Сыном своим. Смотрит, открылись язвы Младенца на руках и ногах, и в боку, и течет из них кровь потоками, как на Кресте». В страхе человек спросил Деву Марию о язвах и ранах Богомладенца и получил ответ, что грешники вновь и вновь распинают Иисуса Христа и заставляют её скорбеть от их дел. Грешник настойчиво просил Богородицу помиловать его и помолиться об этом её сыну. Богоматерь согласилась, но дважды Иисус отвергал её моление о прощении грешника.

Поцеловав язвы Богомладенца грешник пришёл в чувства и видение исчезло. Димитрий Ростовский пишет, что после этого он исправил свою жизнь. Прощение грехов стало для него «нечаянной радостью» и дало название появившейся на основе этой истории иконографии Богоматери.

- 1804       Высочайше утвержденное Положение "О устройстве евреев".

Положением о евреях дозволено им пребывание, а именно: литовских, белорусских, малороссийских — Киевской, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Херсонской и Таврической, равно и Белостокской области, и о том в губернские правления послать указы с тем, чтобы об оном равномерно было объявлено и в еврейских кагалах. Причем строго подтвердить правлениям, дабы местные полиции... строго наблюдали, чтобы люди христианских вероисповеданий отнюдь не были в услугах у евреев».

- 1836       В Москве, в Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за Царя".

В советское время эта опера была хорошо известна пол названием "Иван Сусанин".

- 1868       † Снегирев Иван Михайлович.

Этнограф, фольклорист и археолог. Родился 23.04.1793 г. в Москве.

Окончил Московский университет; при нем же состоял профессором по кафедре римской словесности и древностей. Изучал русское народное творчество, русскую старину.

Впервые в России Снегирев собрал, прокомментировал и опубликовал огромный материал по русским пословицам и поговоркам, с большой полнотой и знанием дела описал народные праздники и обряды, привлек к изучению лубочные картинки.

- 1905       "Декабрьское вооруженное восстание" в Москве.

Так называемая "первая русская революция", начатая во время русско-японской войны с провокации 9 января 1905 г. революционными партиями, точнее международным еврейством, вызвала обширные волнения и забастовки в стране. По советским данным, в октябре–декабре 1905 г. бастовало 1277 тысяч рабочих; в ноябре было 796 крестьянских выступлений. Основные силы революционеров были брошены на восстание в Москве. После подавления московского "восстания" революция пошла на спад.

- 1906       † Игнатьев Алексей Павлович.

Граф (с 1877 г.), государственный деятель, генерал от кавалерии. Окончил Пажеский корпус и Академию Генерального штаба. В 1885—89 гг. являлся иркутским, в 1889—96 гг. — киевским генерал-губернатором. В 1896 был назначен членом Государственного Совета, в 1905 г. — председателем особых совещаний об охране государственного порядка и по вопросам вероисповедания. Выступал против созыва Государственной думы, был сторонником усиления полицейских репрессий против революционеров. Убит террористом.

- 1915       Сарыкамышская операция.

Проходила с 9 декабря по 4 января. В районе Сарыкамыша (ныне Турция) Русская Кавказская армия окружила и полностью разбила наступавшую на российское Закавказье 3-ю турецкую армию генерала Энвер-паши. Турки потеряли до 90 тыс. человек и свыше 600 орудий. Кавказская российская армия потеряла 20 тыс. человек убитыми, ранеными и больными.

- 1929       Хабаровский протокол, подписанный СССР и Китаем, обязует Китай покончить с деятельностью белогвардейских формирований в Манчжурии.

- 1930      † Ширинский-Шихматов Алексей Александрович.

Князь, государственный и общественный деятель, гофмейстер, сенатор, член Государственного Совета.

Родился 6.11.1862 г., в Вильне в семье попечителя учебного округа (впоследствии его отец был товарищем министра народного просвещения).

В 1884 г. окончил курс в элитном Императорском Училище правоведения.

Осенью 1902 г. Высочайшим повелением на кн. Ширинского-Шихматова было возложено верховное руководство подготовкой торжеств, связанных с прославлением прп. Серафима Саровского. Эти торжества вызвали небывалый подъем религиозного чувства в русском народе. Своими административными и организационными способностями, проявленными в этом деле, кн. Ширинский-Шихматов обратил на себя внимание Государя Императора, и в дек. 1903 г. он стал Тверским губернатором.

По возвращении в Петербург князь был принят Государем, пожалован гофмейстером Двора и назначен сенатором. Вскоре в апр. 1905 г. он стал товарищем обер-прокурора Св. Синода при уже больном К. П. Победоносцеве, и на князя легла основная тягота по защите в Комитете Министров церковных и национальных интересов от посягательств председателя этого комитета С. Ю. Витте.

В апр. 1906 г. после отставки кабинета Витте князь был назначен обер-прокурором Св. Синода в правительстве И. Л. Горемыкина.

Князь Ширинский-Шихматов принял близкое участие в культурно-патриотической деятельности Русского собрания (РС). 28 янв. 1909 г. совместно с председателем Совета РС кн. М. Л. Шаховским разработал проект объединения деятельности РС и Общества ревнителей исторического просвещения как единомышленных обществ. Именно на основании его личного доклада Государь из собственных сумм пожертвовал 25 марта 1909г. 100 тыс. руб., на которые был построен Дом Русского Собрания.

После гибели вел. кн. Сергея Александровича, который был председателем Императорского Православного Палестинского общества, эту должность заняла его вдова вел. кн. Елизавета Федоровна, а вице-председателем стал кн. Ширинский-Шихматов. (После злодейского убийства в 1918 г. прпмч. Елизаветы Федоровны он был избран, уже за границей, председателем Палестинского общества, оставаясь им до самой своей кончины). Именно кн. Ширинский-Шихматов обратил в свое время внимание на предложение кн. Н. Д. Жевахова построить в г. Барии Православное подворье и странноприимный дом для паломников, по его настоянию кн. Жевахов стал председателем Строительной комиссии Барградского подворья.

25 февр. 1917 г. в самый разгар беспорядков в Петрограде он пытался спасти положение, предлагая правительству от имени правой группы Государственного Совета ввести в столице осадное положение. К его советам не прислушались.

После большевистского переворота переехал в Москву, где вел тайную монархическую работу и пытался организовать спасение Царской Семьи. В этом ему активно помогали в Москве о. Иоанн Восторгов, в Петрограде А. Ф. Трепов и Н. Е. Марков.

Скончался кн. Ширинский-Шихматов в пригороде Парижа Севре.

- 1937       † Левашев Павел Никанорович.

О. Павел Никанорович (род. 17.12.1866 г.), протоиерей.

С 4 окт. 1902 г. священник церкви Великомученика и Победоносца Георгия при Генеральном и Главном штабе. Активно занимался проповеднической и миссионерской деятельностью, с 1906 г. издавал по благословению о. Иоанна Кронштадтского народно-просветительские Листки для народа и войск под названием «Правда и знание».

С 1903 г. о. Левашев состоял членом Русского Собрания, активно участвовал в деятельности организации, был назначен первым законоучителем гимназии РС.

Был участником 4-го Всероссийского съезда Объединенного русского народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907 г., выступал на 1-м Всероссийском съезде представителей правой русской печати, который проходил 29 апр. 1907 г. в рамках Четвертого Съезда. По окончании Съезда под псевд. «Г. П.» выпустил брошюру «Под впечатлением Московского съезда «Объединенного Русского Народа»», в которой проводил мысль о том, что Черная сотня является наследницей идей славянофилов: «Известно, что наши знаменитые славянофилы — братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Достоевский — как бы в каком-то молитвенном экстазе нередко предсказывали, что близко время, когда наша Святая Русь скажет миру свое великое слово, и мир пойдет за ней или погибнет.

Осужден тройкой УНКВД по Московской обл. 20 дек. 1937г, приговорен к расстрелу. Принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где и захоронен.

21 декабря       23 декабря


Назад к списку