15 декабря
(2 декабря по старому стилю)
- Абакумов день.
Народное название дня св. пророка из 12-ти Аввакум.
В этот день, который следовал за днем Наума Грамотника, начиналось обучение детей грамоте и счету. После усердной молитвы прор. Науму и Аввакуму ученик шел к учителю с букварем и указкой, кто-то из родителей нес учителю продукты.
В этот же день русские крестьяне вспоминали св. затворника монаха Киево-Печерской лавры Афанасия (1176). В русских преданиях память о нем сохранилась в связи с его чудесным воскрешением после 3 дней загробной жизни. Побывав в загробном мире, монах повелел братии спасаться ежедневной молитвой и покаянием.
- 1176 † Преподобный Афанасий.
Затворник Печерский, в Ближних пещерах.
Преподобный Афанасий долго и тяжело болел. Когда он скончался, братия приготовила его к погребению. На третий день игумен с братией пришли хоронить его. Но они увидели, что умерший ожил, сидит и плачет. На все вопросы он отвечал только так: "Спасайтесь, имейте во всем послушание к игумену, кайтесь ежечасно, молитесь Господу нашему Иисусу Христу, Пречистой Его Матери и преподобным Антонию и Феодосию, чтобы окончить добре жизнь свою здесь. Более не спрашивайте".
После этого он 12 лет жил в затворе в пещере и во все это время не сказал ни с кем ни слова, плакал день и ночь, лишь через день вкушал немного хлеба и воды. И только перед кончиной, собрав братию, он повторил ранее сказанные им слова и мирно отошел ко Господу.
- 1606 Воевода М.В. Скопин-Шуйский разгромил войско бунтовщика Ивана Болотникова под Москвой.
- 1742 Указ Именной Императрицы Елизаветы Петровны.
"О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел деревень, всех жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания".
Как то уже не по однократным предков Наших в разных годах, а напоследок, блаженныя и вечнодостойныя памяти, вселюбезнейшия Матери Нашей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, в прошлом 1727 году Апреля 26 дня состоявшимся указом, во всей Нашей Империи, как в Великороссийских, так и в Малороссийских городах жидам жить запрещено; но Нам известно учинилось, что оные жиды еще в Нашей Империи, а наипаче в Малороссии под разными видами, яко то торгами и содержанием корчем и шинков жительство свое продолжают, от чего не иного какого плода, но токмо, яко от таковых имени Христа Спасителя ненавистников, Нашим верноподданным крайнего вреда ожидать должно. А понеже Наше Всемилостивейшее матернее намерение есть от всех чаемых Нашим верноподданным и всей Нашей Империи случиться могущих худых следствий крайне охранять и отвращать; того для сего в забвении оставить Мы не хотя, Всемилостивейше повелеваем: из всей Нашей Империи, как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех мужска и женска пола жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со объявления сего Нашего Высочайшего указа, со всем их имением немедленно выслать за границу, и впредь оных ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть Христианской вере Греческого исповедания; таковых крестя в Нашей Империи, жить им позволить, токмо вон их из Государства уже не выпускать. А некрещеных, как и выше показано, ни под каким претекстом никому не держать.
При выпуске же их чрез Наши границы, по силе вышеупомянутого Матери Нашей Государыни указа, предостерегать, и смотреть того накрепко, чтоб они из России за рубеж никаких золотых червонных и никакой же Российской серебряной монеты и ефимков отнюдь не вывозили. А ежели у кого из них такие золотые и серебряные монеты найдутся, оные у них отбирая, платить Российскими медными деньгами, яко то пятикопеечниками, денежками и полушками, которые могут они в Нашей же Империи отдать и куда кому надобно векселя взять; чего всего в Губерниях Губернаторам, а в провинциях и в прочих городах Воеводам, в Малой России же определенным командирам и генеральной, полковой и сотенной Старшине смотреть накрепко, под опасением за неисполнение по сему Высочайшего Нашего гнева и тяжчайшего истяжания.
И чтобы о сем Нашем Всемилостивейшем соизволении, всякого чина и достоинства всем Нашим верным подданным известно было, Всемилостивейше повелели сей Наш Высочайший указ напечатав, во всей Нашей Империи публиковать.
- 1796
Состоялось торжественное перенесение гроба с останками Петра III в сопровождении войск и следовавшей за ним в трауре императорской семьи и придворных в Зимний дворец, где он был установлен на катафалке рядом с гробом Екатерины II.
В печальной процессии выделялся своим громадным ростом граф А.Г. Орлов, - именно ему Павел приказал нести императорскую корону.
5 декабря оба гроба были перевезены в Петропавловскою крепость, где на две недели выставлены для всеобщего поклонения, и, 18 декабря останки Петра III и Екатерины II были преданы земле.
- 1805 Объединенная русско-австрийская армия вопреки предостережениям М.И. Кутузова встретилась с Наполеоном под Аустерлицем.
Разгром союзников был полным.
- 1904 † Кондратенко Роман Исидорович.
2 декабря, при взрыве японского фугаса, был убит лучший из руководителей обороны Порт-Артура, ген. Р. И. Кондратенко.
- 1905 Основан Пушкинский дом.
- 1906 Храм-памятник Русской Народной Скорби.
2 декабря 1906 г. почетный член Русского Монархического собрания, уроженец Донской обл. И. А. Колесников подал прошение Московскому генерал-губернатору, в котором писал, что он хотел бы отблагодарить воинов, которые в дек. 1905 г. защитили Москву от революционного террора, сооружением за собственный счет и под личным наблюдением храма для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса Суворова полка и 1-й гренадерской артиллерийской гр. Брюса бригады в месте их расположения на Ходынском поле.
Колесников выдвинул при этом три условия: «1) Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой «Отрады или Утешения». Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве «отраду» за понесенные ими труды и «утешение» в случае постигающего их горя. 2) Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского высочества вел. кн. Сергея Александровича, своею смертию от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность Царю и Родине. 3) Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге слуг Царских, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе Царю и Отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма для вечного в нем о них поминовения».
Закладка храма состоялась 29 апр. 1907 г. и была приурочена к дню рождения вел. кн. Сергея Александровича. Это были торжественные пасхальные дни. К тому же в это время проходил IV Всероссийский съезд Объединенного русского народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907, на котором присутствовал И. А. Колесников, состоявший почетным членом ряда монархических союзов Москвы. Закладка храма проходила очень торжественно, ей предшествовала Божественная Литургия в Алексеевском храме Чудова монастыря, а затем панихида у праха вел. кн. Сергея Александровича, которые отслужил митрополит Московский Владимир (Богоявленский).
Храм был построен быстро и освящен уже 5 апр. 1909 г.
Главной монархической достопримечательностью храма были громадные доски из белого мрамора, на которых были начертаны имена верных слуг Царя и Отечества, крамолою убиенных. Доски были размещены внутри по обеим сторонам храма, над ними крупными буквами было начертано: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Этот скорбный синодик открывало имя вел. кн. Сергея Александровича. Для вечного поминовения в храме на мраморных досках были вписаны имена верных долгу и присяге Царских слуг, павших от руки революционеров: 52 офицера и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмирала, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 должностных лиц и чинов полиции, погибших в борьбе с крамолою, в т. ч. 40 высших должностных лиц (член Государственного Совета, губернаторы, архиерей, вице-губернаторы, полицмейстеры, прокуроры и т.д.).
После революции он был закрыт, однако от полного разрушения храм уцелел, хотя никаких монархических святынь в нем не осталось. Ныне он возвращен Церкви и в нем идут богослужения.
- 1917
Свое видение государственно-церковных отношений Поместный Собор сформулировал в определении "О правовом положении Православной Российской Церкви", принятом 2 декабря 1917 года.
Оно было составлено буквально в повелительной к новой (советской) власти форме. В нем предлагалось дать Церкви публично-правовой статус "первенствующей" в стране конфессии, обеспечить право на самоопределение и самоуправление, предоставить возможность законотворческой деятельности (в тех случаях, когда постановления правительства затрагивали церковные интересы). Церковное имущество признавалось не подлежащим конфискации и обложению налогами, со стороны государства ожидалось получение ежегодных ассигнований в пределах церковных потребностей. Священнослужителей и штатных церковнослужителей предлагалось освободить от различных повинностей (в первую очередь от воинской), православный календарь возвести в ранг государственного, признать церковные праздники неприсутственными (выходными) днями, оставить за Церковью право ведения метрических книг, сохранить обязательный характер преподавания Закона Божия для православных учащихся во всех образовательных учреждениях и т.д. В целом духовенство требовало для себя значительных привилегий, но при этом не прописывало никаких своих обязанностей перед государством.
- 1938 † Чкалов Валерий Павлович.
Русский летчик. Погиб при испытании нового истребителя.
- 1943 † Флоренский Павел Александрович
Философ, ученый-энциклопедист. Родился 9.01.1882 г.
14 декабря 16 декабря
Назад к списку