9 декабря
(26 ноября по старому стилю)
- Юрий холодный
На Руси два Егорья — холодный (9 декабря) да голодный (6 мая).
В жизни Древней Руси Юрьев день был очень важным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В «Судебнике» говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьего дня и неделю по Юрьеве дне осеннем.
Царь Борис Годунов запретили вольные переходы крестьян, но об этом переходе сохранились пословицы, в которых предки наши высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» — или: «Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора»; «Верстался мужик на Юрьев день радеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день».
В этот день при отъезде куда-либо в дорогу служат молебствия о благополучии на предстоящий путь. К Егорьеву дню принято было конопатить окна и погреба. До этого дня необходимо было раздать все долги. Не вернуть долг до Юрьева дня — всю жизнь в должниках ходить.
В этот день ходили слушать воду в колодцах. Есди тиха вода в колодце, не колышется, то спокойная зима будет, а уж если колышется - жди вьюг да буранов.
- 1051 Освящение церкви великомученика Георгия Победоносца в Киеве митрополитом Иларионом.
И сотворил в ней великий князь Ярослав настолование новопоставляемым епископам, а день освящения ее заповедал во всей России праздновать ежегодно в честь святого великомученика Георгия Победоносца.
У русских князей, начиная с равноапостольного князя Владимира, существовал благочестивый обычай основывать храмы в честь своих Ангелов-хранителей. Так, равноапостольный Владимир, в святом Крещении Василий, построил в Киеве и Вышгороде храмы во имя святителя Василия Великого, князь Изяслав I (1054-1068), в Крещении Димитрий, построил в Киеве храм и монастырь во имя святого великомученика Димитрия, князь Ярослав Мудрый (1019-1054), во святом Крещении Георгий, положил начало храму и мужской обители в честь своего Ангела-хранителя – великомученика Георгия, а также построил храм во имя великомученицы Ирины, Ангела-хранителя своей супруги.
Храм в честь великомученика Георгия находился перед вратами Святой Софии, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским.
- 1497 Судебник. Юрьев день.
Судебник определил, чтобы поселяне (крестьяне) переходили с места на место, из села в село, от владельца к владельцу только однажды в год в продолжение двух недель около осеннего Юрьева дня - 26 ноября.
- 1717
Указ царя Петра I - земским людям во всех городах выбирать из своей среды для высылки в новый город - Санкт-Петербург непременно первостатейных и среднего состояния людей, а отнюдь не бедных, не старых и не одиноких, как до того делалось.
- 1731 † Святитель Иннокентий Иркутский.
В миру — Иоанн Кульчицкий, епископ, окончив Киевскую духовную академию, принял постриг в Киево-Печерской лавре.
По указу Царя Петра I назначен обер-иеромонахом флота, а в 1721 г. определен главой Русской духовной миссии в Пекине и возведен в сан епископа.
В 1727 г. пришел указ о назначении еп. Иннокентия правящим архиереем новообразованной Иркутской епархии. Близость границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество язычников, бездорожье и бедность — все это делало пастырский труд еп. Иннокентия тяжелым, а жизнь — полной лишений.
Святитель насаждал веру Христову среди монгол и бурят, искоренял суеверия, распространял просвещение в дикой тогда стране. После его кончины на поклонение мощам святителя приезжало множество паломников.
В 1805 г. он был прославлен в лике святых. В Вознесенском монастыре была построена гостиница, которая принимала в год несколько тысяч странников. Было записано более
100 случаев чудесного избавления от болезней по молитвам к святителю. В 1921 г. св. мощи были публично «разоблачены» и 21 марта отправлены в Москву. В 1939 г. мощи свт. Иннокентия были привезены в Ярославль, где более 50 лет хранились в запасниках историко-архитектурного музея-заповедника под названием «Сибирская мумия». Святыня возвращена Церкви 2 сент. 1990 г.
Мощи свт. Иннокентия Иркутского почивают в Знаменском кафедральном соборе Знаменского женского монастыря в г. Иркутске.
- 1769 Кавалерский праздник Императорского Военного ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия.
Учрежден в Царствование Императрицы Екатерины II. Девиз ордена: "За Службу и Храбрость".
Георгиевский орден стал символом русской воинской славы. Орден имел 4 класса, или степени, причем было повелено: "сей орден никогда не снимать" и "пожалованным сим орденом именоваться кавалером ордена св. Георгия". За 148 лет существования ордена до 1917г. первой степени его удостоилось только 25 человек, орденом 2-степени награжден 121 человек, 3-й степени - 647 человек и 4-й степени - около3,5 тыс. человек.
За всю историю России полных кавалеров ордена св. Георгия было 4 человека: фельдмаршал М.И. Кутузов-Смоленский, ген.-фельдмаршал М.И. Барклай-де-Толли, ген.-фельдмаршал И.Ф. Паскевич-Эриванский, ген.-фельдмаршал граф И.И. Дибич-Забалканский.
26 ноября каждого года отмечался в России как всеобщий праздник, праздник мужества и отваги.
- 1883 Полковой праздник 1-го Сибирского стрелкового Его Величества полка.
- 1894 † Чебышев Пафнутий Львович.
Русский математик и механик, создатель отечественной математической школы, академик Петербургской Академии наук.
- 1906
26 ноября 1906 г. в Юрьев день памяти св. Георгия Победоносца, небесного покровителя Союза, о. Иоанн лично присутствовал на обряде торжественного освящения хоругви и знамени СРН в Михайловском Манеже. Отец Иоанн с благоговением поцеловал знамя и вручил его преклонившему колена главе Союза Дубровину.
Заявление св. прав. Иоанна Кронштадтского №200787 в Союз Русского Народа: "Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, - прошу зачислить меня как единомышленника".
В адрес участников III Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве в октябре 1906г. он прислал приветственную телеграмму: "Восторженно слежу за речами и деяниями съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества".
В октябре 1907 г. решением Главного Совета Союза о. Иоанн был избран пожизненным почетным членом. "Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа избрал тебя единогласно в свои почетные члены", - говорилось в решении Главного Совета. Отец Иоанн Кронштадтский и материально поддерживал Союз, он передал в виде взноса большую по тем временам сумму в 10 тысяч рублей.
- 1915 Всероссийское Монархическое Совещание.
Проходило с 26-29 ноября в Нижнем Новгороде. Решило:
- Пересмотреть государственные законы об иудаизме и признать его "изуверной религией, губящей христианские царства". "Желательно раскрытие пред правительством и обществом тайны талмудическо-жидовской, которая имеет своим девизом государство в государстве, причем создает свою административно-политическую и экономическую систему. Принять меры неотложной борьбы с этим злом включительно до применения к жидам-талмудистам, предателям и изменникам, законов военного времени, чтобы оградить Русский Народ от уголовных кар, когда он, ввиду бездействия власти, учиняет самосуд над своими насильниками".
- "Провести закон об обязательном изучении науки по обличению талмудического жидовства во всех низших, средних и высших учебных заведениях Российской Империи, особенно же в православных духовно-учебных заведениях" - "для избежания величайшего, столь ужасного по своим последствиям недоразумения, происходящего от смешения талмудического жидовства с древним ветхозаветным благочестивым иудейством пророческим".
- Ввести государственную монополию на важные прибыльные отрасли, захваченные еврейством, "ради немедленного пресечения всех их гибельных для населения начинаний по эксплуатации и развращению народа". " Организовать при монархических отделах дружины ревнителей по ограждению родины от действия в ней тайной жидовской системы". - Св. Синоду также предлагалось "признать талмудическое жидовство изуверной религией, не совместимой с Православием ни в каком отношении, погибельной при современном положении жидовства в России не только для государства, но и для Церкви. А потому ходатайствовать об ограждении Церкви Русской от талмудического жидовства изгнанием его из России во имя имперских законов, неоднократно издававшихся по этому вопросу и ожидающих своего осуществления, хотя бы в данное время, когда жиды и немцы задались целью сокрушить православную Россию".
- 1916
В Царское Село к Императрице Александре Федоровне приехала великая княгиня Виктория Федоровна, жена великого князя Кирилла Владимировича. В разговоре с Царицей Виктория Федоровна стала убеждать ее о включении в правительство лиц выдвинутых "общественностью" На что Царица заявила, что уступка "общественности" - это первый шаг к гибели. Те, кто требует уступок, - враги династии.
"Кто против нас? - спрашивала Царица и тут же отвечала: - Группа аристократов, играющая в бридж, сплетничающая, ничего в государственных делах не понимающая. Русский народ любит Государя, любит меня, любит нашу семью, он не хочет никаких перемен". В доказательство своей правоты Царица указала на многочисленные письма, полученные ею со всей России от простых людей, от раненых солдат и офицеров. Государыня после разговора пришла к заключению, что "Владимировичи" настроены против нее и ее семьи.
- 1924 Произошло покушение на жизнь св. патриарха Тихона в результате которого был убит его верный келейник Я. С. Полозов.
Описание у Левитина и Шаврова: “Однажды вечером, в 11 часов, Яков Сергеевич находился у Патриарха, когда в передней кто-то ключом снаружи отпер дверь и чьи-то торопливые шаги прошли в патриаршие комнаты. На пороге показалось двое мужчин. Один из них остановился на пороге, другой, держа руку в кармане брюк, устремился к Патриарху. Яков Сергеевич бросился наперерез, успел загородить своим телом обожаемого им Патриарха. Грянул выстрел. Яков Сергеевич рухнул на пол. Дальше всё было страшно быстро и необъяснимо. После убийства Якова Сергеевича двое ворвавшихся неожиданно (вместо того, чтобы прикончить Патриарха) бросились стремглав в обратном порядке, в переднюю. Один из них схватил с вешалки шубу, и затем оба, толкая друг друга, побежали вниз по лестнице. Но что самое непонятное: Патриарх бросился за ними в погоню, крича: “вернитесь, вернитесь! Вы человека убили!” И возвратился к себе только тогда, когда внизу хлопнула дверь. Тут он склонился к телу своего верного слуги: пуля прошла почти навылет в предсердье — Яков Сергеевич был убит наповал…”
- 1957 † Алексей Ремизов
Писатель.
- 1985
На вечере «Борьба двух миров» в Доме культуры МАИ руководитель общества «Память» Васильев выступил с политической речью. Обвинив сионистов в террористическом акте против члена общества «Память» Е. Бехтеревой, он прочитал со сцены и прокомментировал выдержки из «Протоколов сионских мудрецов» и под аплодисменты собравшихся призвал всех «остерегаться антисемитизма и сплотиться вокруг Коммунистической партии Советского Союза, ее ленинского Центрального Комитета во главе с Генеральным секретарем Михаилом Сергеевичем Горбачевым».
8 декабря 10 декабря
Назад к списку