2 декабря
(19 ноября по старому стилю)
- Авдей Радетель.
Народное название дня памяти пророка Авдия (IX в. до Р. Х.). В этот день по русскому поверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом и не осталась в нем зимовать, каждый хозяин с молитвой св. Авдию должен был простучать обухом топора все двери и окна.
Молились святому также о помощи в хозяйстве. Считалось, что родившийся в этот день будет думать не только о своем хозяйстве, но стараться помогать другим.
Опасались в этот день выходить на улицу. Говорили: «Метель дорогу перенимает, в щели земные, в трещины лихие болезни загоняет».
- 1582 † Кончина Царевича Иоанна Иоанновича, старшего сына Царя Иоанна Васильевича Грозного.
Русские летописи говорят именно как о кончине, а не убийстве: «Ноября 19 преставился царевич Иван Иванович на утрени, а лет его 28». Царь Иван Грозный не убивал своего сына, это вымышленная врагами Росcии клевета!
- 1675 † Епифаний Славинецкий.
Поэт, переводчик, оратор-богослов, один из самых ярких представителей «грекофильства». Мирское имя неизвестно. Монашеское имя принял при пострижении в Киево-Печерской лавре.
В 1649 г. царь Алексей Михайлович пригласил его и др. киевских «справщиков» для подготовки нового издания Библии. Издание было осуществлено в 1663 г. с предисловием самого Епифания Славинецкого.
С 1651 г. он жил в Кремле, в Чудовом монастыре. Именно Чудов монастырь на протяжении всей 2-й пол. XVII в. оставался оплотом сторонников «грекофильства».
Значительную роль сыграл Епифаний Славинецкий в спорах о «царстве» и «священстве». Его описание соборного заседания от 14 авг. 1660 г., сделанное по поручению Царя Алексея Михайловича, носит название «Деяние московского собора».
В религиозно-философском и практическом смыслах Епифаний Славинецкий четко занимал ту позицию, которая доказывала необходимость преимущества «царства» над «священством». Причем свои мысли он выражал опять же в прекрасной литературной форме: «Твое пресветлое величество царское есть светоносная благочестия твердь, есть незыблемый православия столп, есть непобараемый правоверия щит… Да благочестие во благочестивом твоем царстве, яко златозарное солнце сияет; да православие, яко крин благовонный процветает». За Царем Славинецкий признает право на решение всех церковных дел, созывать церковные соборы, раздавать церковные чины.
Однако при этом Епифаний Славинецкий считал, что др. иерархи Русской Церкви не вправе судить патриарха как главу Церкви, т. к. они имеют дело со «всея России патриархом, со отцем отцов и пастырем пастырей. Кто же из сынов отца, которая овца пастыря судити дерзость восприимет, отнюд моим рассуждением немощно…» Эту мысль он выразил в Послании Царю Алексею Михайловичу (1660).
- 1699 Указ Царя Петра I.
По указу 1699 года начинается создание тридцати пехотных солдатских полков из "даточных" рекрутов, которых брали с определенного количества дворов, крестьян, холопов и из "охочих" (вольных) людей.
С точки зрения Царя, это было "прямое регулярное войско", и его формирование, весьма ускоренное и энергичное, удивляло одних, настораживало других.
Шведский резидент Книппер, например, о "регулярных полков наборе в сильных терминах предлагал: для чего регулярные полки заводят, каких не бывало? И что тогда мир со всеми соседями был? На что ему ответствовано, что по распущении стрельцов (после их восстания.) никакой пехоты тогда сие государство не имело, без чего быть нельзя".
- 1700 Битва под Нарвой; поражение русских войск от шведской армии короля Карла ХII.
- 1825 † Император Александр I Павлович Благословенный.
Царствовал с 1801 г. по 1825 г.
Предпринял широко задуманные реформы: в 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах, в 1804 г. – указ, облегчавший участь крестьян Лифляндской губернии. Указом 1801 г. было дано право землевладения купцам, мещанам и казенным поселянам, в 1803 г. принято новое положение об устройстве учебных заведений, открыты университеты в Казани (1804) и Харькове (1805). Была упразднена Тайная экспедиция, отменены пытки, священнослужители были освобождены от телесных наказаний, был вновь разрешен ввоз иностранных книг и деятельность частных типографий.
Главным исполнителем социальных преобразований Александра стал в 1808–1812 гг. его статс-секретарь М.М.Сперанский, который реорганизовал министерства, создал Государственный совет и провел финансовую реформу. Во внешней политике Александр участвовал в двух коалициях против наполеоновской Франции (с Пруссией в 1804–1805 гг., с Австрией в 1806–1807 гг.). Потерпев поражение под Аустерлицем в 1805 г. и Фридландом в 1807 г., заключил Тильзитский мир (1807) и союз с Наполеоном. В 1812 г. Наполеон вторгся в Россию, но был разгромлен в ходе Отечественной войны 1812 г. Объединенные силы новой антинаполеоновской коалиции одержали победу в битве при Лейпциге в 1813г. и вторглись во Францию. Александр во главе русских войск вместе с союзниками весной 1814 г. вступил в Париж.
В 10 часов 50 минут утра во время своего путешествия на юг, вдалеке от столицы, в заштатном маленьком городке Таганроге скончался Император Александр I.
Государь умер на сорок восьмом году жизни, полный сил; до этого он никогда и ничем серьезно не болел и отличался отменным здоровьем.
- 1833
Сергей Семенович Уваров, министр народного просвещения Российской Империи, граф, автор формулу «православие, самодержавие, народность», писал 19 ноября 1833г. в своем докладе Императору Николаю I: «Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить. Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства... Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединяла выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа. Просвещение настоящего и будущего поколений, в соединенном духе этих трех начал, составляет несомненно одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени».
- 1853 Разбита главная турецкая армия под Баш-Кадык-Ларом.
Между Александрополем и Карсом, русский отряд в числе 9000 человек одержал блестящую победу над большим турецким отрядом из 36000 человек, имевших еще с собою 46 орудий. Разбитые на голову турки обратились в бегство и оставили в добычу русскому войску множество пленных, 24 орудия и много разных военных припасов.
Причину такой поразительной победы сами турки объясняли чудесным образом. Во время битвы они увидели сходящую с небес светозарную Жену с двумя воинами. В руках Она держала знамя. При виде ЕЕ турки пришли в неописуемый ужас. В рядах их произошла паника и сражение ими было проиграно. Русское войско этого явления не видело. Турки же уверяли, что в их армии все заметили это дивное знамение помощи Божией.
- 1864 Император Александр II утвердил устав гимназий и прогимназий, в силу которого гимназии разделялись на классические и реальные.
- 1867 † Святитель Филарет, митрополит Московский.
При жизни еще святитель был наделен от Бога особыми дарованиями: утешения скорбящих, исцеления больных, провидением, молитвенным дерзновением, милосердием.
Пастырь, выдающийся богослов, он всю свою жизнь подчинил воле Божией и трудился ради славы Господней, оказывая также благотворное влияние на окружающий его светский мiр. Причислен к лику святых в 1994 г. в Москве.
- 1900
В 200-летний юбилей Нарвского сражения на братской могиле павших русских солдат был открыт памятник, сооруженный на средства гвардейских Преображенского и Семеновского полков. Это был пятиметровый насыпной курган, увенчанный гранитной скалой с чугунным крестом. В Великую Отечественную войну памятник в Нарве был разрушен и заново восстановлен в 1956 году.
- 1914 † Ламанский Владимир Иванович.
Историк-славист, геополитик, создатель исторической школы русских славистов, общественный деятель.
Родился 26.06.1833 г., в Петербурге в старинной дворянской семье. Закончил историко-филологический факультет Петербургского университета, был учеником знаменитого слависта И. И. Срезневского.
Уже в н. XX в. Ламанский участвовал в издании (редактором был его ученик В. П. Семенов-Тян-Шанский, сын знаменитого путешественника) многотомного справочника «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (1899—1914), и поныне остающегося непревзойденным образцом научного энциклопедического труда. Необходимо отметить, что, говоря о необходимости объединения славян под эгидой России и о неизбежной борьбе с германизмом, Ламанский вовсе не был апологетом войн, не делил народы на «высшие» и «низшие» расы. «Миродержавная роль нашего славянского племени – не завоевания, а хозяйственно-культурный подъем страны», – считал он. Ламанский успел при жизни увидеть окончательное освобождение южных славян от турок в 1912 г. и начало давно ожидаемой им с тревогой войны с Германией и Австро-Венгрией, успев увидеть первые победы и поражения в этой борьбе.
- 1971 Впервые в истории космонавтики спускаемый аппарат автоматической станции "Марс-3" совершил мягкую посадку на поверхность планеты Марс.
1 декабря 3 декабря
Назад к списку