БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

30 апреля

(17 апреля по старому стилю)

- Зосим Соловецкий. Зосима Пчельник. Заступник пчеловодов.

Покровителями пчел  считаются Зосима и Савватий, соловецкие угодники, память которых отмечается в этот день.

По старинному преданию, пчелы стали особо почитаемы в народе потому, что в то время, когда на Голгофе совершалось искупление рода человеческого, они прилетели целым роем к распятому на кресте Христу и, выпив кровавый пот, выступивший на челе Иисуса Христа, пытались облегчить страдания Спасителя.

Подругой легенде, пчелы были первыми, возвестившими христиан во всем мире о Светлом Христовом Воскресении.

Без пчелы (т. е. воска) поп и обедни не служит. Мала-мала пчелка, а побольше великого знает. Рой роится — Зосима—Савватий выселится. Милостивый Спас всяку душу спасает, а Зосима—Савватий пчелу бережет.

К этому дню, как и ко дню св. Пуда, приурочивается выставка пчел: "На Зосиму Пчельника расставляй улья на пчельнике". Ярая пчёлонька вылетает из улья. Выставляют улья на первоцвет. Если пчелы летят на цвет, то будет из цвета плод. На кокой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет - вишен не будет. Судили о будущем урожае гречихи: "Мало убыли в пчелах (по выставке омшаника) - к урожаю гречихи, и наоборот, много убыли - греча не родится".

- 1818    Рождение Императора Александра II.

Старший сын Императора Николая I и Императрицы Александры Федоровны. Родился в Москве. "Московские Ведомости" по этому поводу писали: "Бог услышал теплыя молитвы верноподданных и праздник Светлаго Христова Воскресения восхотел ознаменовать счастливейшим событием для России".

- 1834

В  день  совершеннолетия,  великий  князь  Александр Николаевич произнес "клятвенное  обещание  в  лице  наследника  престола"  в большой церкви Зимнего дворца и в Георгиевском зале.

- 1843    † Оленин Алексей Николаевич.

Родился 21 ноября 1763 г. Образование получил в Страсбургском университете и Дрезденском артиллерийском училище. Оленин участвовал в шведской кампании 1789-90 гг. и в действиях против польских конфедератов в 1792 г. При Императоре Павле I он был обер-прокурором в Сенате и директором школы титулярных юнкеров, учрежденной для образования юристов. С 1803 г. был назначен товарищем министра уделов, а в 1811 г. – директором Императорской публичной библиотеки и в 1817 г. – президентом Академии художеств.

Как член Академии наук Оленин принимал участие в составлении славяно-русского словаря, который, по его мнению, должен был заключать в себе слова, не исключая даже "наречия простолюдинов". Разобрав надпись на тмутараканском камне и сделав ее критическую оценку, Оленин положил начало русской палеографии. Он написал много статей и брошюр, посвященных археологическим изысканиям и изданных археологическим обществом.

По своим политическим воззрениям Оленин примыкал к партии А.С.Шишкова, вел непримиримую войну с галломанией, принимал деятельное участие в "Беседе любителей русского слова". Он был хозяином одного из самых знаменитых салонов 1-й трети XIX в. и, по свидетельству С.Т.Аксакова, "все без исключения русские таланты того времени собирались около него".

В годы войны с Наполеоном в 1806-07 гг. он участвовал в земском ополчении и пожертвовал 2000 рублей и две пушки, за что был награжден золотой медалью. Пламенный патриотизм и неприятие к Наполеону нашли отражение в "Письме к архимандриту Филарету", а также в составленных им "Рассказах из истории 1812 г.", в которых автор осветил нравственно-патриотические поступки русских солдат и крестьян, явившихся закономерными плодами "родительского семейного правления" в России, и зверств, дикости, богохульства французов – "детей неистовой Французской революции".

Скончался в Санкт-Петербурге.

- 1856    Полковой праздник лейб-гвардии 1-го Стрелкового Его Величества полка Российской императорской армии, в день Свв. Зосимы и Савватия Соловецких.

- 1863    Указ Императора Александра II.

Об отмене телесных наказаний.

- 1905     Манифест о веротерпимости.          

17 апреля, на Пасху, был издан указ Николая II о веротерпимости, предоставлявший всякому совершеннолетнему русскому подданному право исповедовать любое христианское вероучение, отдававший старообрядцам и сектантам их молитвенные дома, и отменявший все прошлые законы, противоречащие этим началам. На основании этого указа, сразу же вернулись к униатству десятки тысяч крестьян в Западном крае, только формально числившихся православными.

Стало принято называть иные христианские вероисповедания, в России существующие, кроме православного, инословными, а нехристианские религии - иноверными исповеданиями.

Государь Император Николай II Александрович, завершивший ука­зом о веротерпимости  благое начинание Павла I относительно старообряд­цев, стал для них столь же близким, как и Его держав­ный прапрадед.

- 1918    Прибытие Царственных Мучеников в Екатеринбург.

Сопровождавшие их Долгоруков и Татищев отправлены в тюрьму.

29 апреля      май


Назад к списку