БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

19 апреля

(6 апреля по старому стилю)

- Евтихий и Ерёма. Евтихий Тихий.

По этому дню судили об урожае хлеба. Если Евтихий тихий — к урожаю ранних хлебов, а когда Евтихий ветром бьет — колос собьет. Ерёма - пролётный ярится, ветром грозится - не сей рано яровици: семян не соберёшь.

На Евтихия яблони зацветают. Яблони всегда были в русском фольклоре символом девичьей красоты и невинности. В свадебных песнях с яблонькой часто сравнивают невесту.

- 885     † Св. равноап. Святой равноапостольный Мефодий.     

Учитель Словенский.

Происходил из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в монашестве – Кирилл) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников — Горазда как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

- 1722    Указ Императора Петра I, о сбережении лесов.

- 1794    Польский мятеж под руководством Костюшко.

В четверг на Страстной седмице поляки решили умертвить всех Русских находившихся в Польше. Рано утром н улицах Варшавы началось неслыханное кровопролитие. В Варшаве было убито более двух тысяч Русских; тоже самое происходило в Кракове, Вильне, Люблине.

- 1799     † Безбородко Александр Андреевич.

Государственный деятель, дипломат, государственный канцлер (1797), обер-гофмейстер (1793), светлейший князь (1797). В 1765 г. был причислен к Канцелярии президента Коллегии Малороссийской и генерал-губернатора Малороссии П. А. Румянцева.

Во время русско-турецкой войны 1768—74 гг. в составе 1-й армии командовал рядом полков, в составе 2-й армии отличился в сражениях при Ларге и Кагуле, в штурме Силистрии; в качестве управляющего экспедицией походной канцелярии Румянцева вел его секретную переписку. По рекомендации Румянцева в 1775 г. был назначен секретарем Императрицы Екатерины II (до 1796 г.).

При участии Безбородко был заключен договор о признании Турцией присоединения к России Таврии и Крыма (1783) и др. Постоянно сопровождал императрицу в ее поездках. С апр. 1786 г. являлся членом Совета при Высочайшем дворе, заняв в нем исключительное положение; объявлял Совету волю Императрицы Екатерины II, докладывал ей о заседаниях, был докладчиком Совета по всем важнейшим делам. Сопровождал императрицу в путешествии на юг России (1787), во время которого всем российским послам было предписано отправлять доклады на его имя;

Заключил Верельский мир 1790 г. и Ясский мир 1791 г.

После смерти Императрицы Екатерины II вместе с генерал-прокурором гр. А. Н. Самойловым осуществлял разборку ее личных бумаг. При Императоре Павле I сохранил первенствующее положение в Коллегии иностранных дел, в 1797 г. совместно с кн. А. Б. Куракиным был уполномоченным при заключении договора с орденом Иоанна Иерусалимского. В этом же году стал сенатором. Был единственным из приближенных Императрицы Екатерины II, до конца жизни сохранивших расположение Императора Павла I.

- 1885    Празднование в России 1000-летия памяти Кирилла и Мефодия – просветителей российских.

- 1903

6 апреля, в первый день Пасхи, на городской площади Кишинева возникли инциденты между евреями и христианами и затем, в какие ни будь полчаса, значительная часть города была охвачена беспорядками: громили и грабили еврейские магазины, а затем и дома.

Когда порядок восстановился, выяснилось, что 45 евреев было убито, 74 — тяжело ранено, а легко пострадало около 350 человек. Разгромлено было 700 жилых домов и 600 магазинов.

Такого погрома в России не было свыше двадцати лет. Беспорядки в Шполе (1897), в Николаеве (1899), сводились к разграблению еврейских лавок; тут же была пролита кровь...

Кишиневский погром был использован врагами русской власти, как сильнейшее средство политической борьбы. Бездействие и растерянность местных властей были тотчас же истолкованы, как пособничество. Больше того: была выдвинута версия, будто этот погром был сознательно допущен — а затем уже прямо говорили: организован — министром внутренних дел!

- 1906     II Всероссийский Съезд Русских Людей. 

Проходил в Москве с 6 по 12 апреля. Предлагал приравнять евреев к иностранцам, полностью закрыть им доступ в государственные и общественные учебные заведения (с разрешением учиться только в еврейских), не допускать евреев на государственную и воинскую службу, заменив ее уплатой военного налога, удалить евреев из печати, строго соблюдать черту оседлости.

- 1918     † Савва Мамонтов

Русский предприниматель и меценат.

- 1966     † Севастиан Карагандинский.

Преподобноисповедник (в миру Степан Васильевич Фомин), схимонах.

Из крестьян Орловской губ. С 1909 г. в скиту Оптиной пустыни (с 1917 г. монах). В 1927г. Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 г. отец Севастиан приехал в г. Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 г. по 1933 г., вплоть до своего ареста.

В 1933 г. Севастиана арестовали. На допросе он заявил: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввластью за закрытие церквей, монастырей, т. к. этим уничтожается Православная вера». Его приговорили к 7-летнему заключению, на лесоповал.

Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно… Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретете». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нем роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Погребен был на Михайловском кладбище. После канонизации мощи его перенесены в церковь Рождества Богородицы г. Караганды.

- 1982   † Серафим Белгородский.

Старец, архимандрит (в миру Димитрий Александрович Тяпочкин). Из дворян Варшавской губ. Окончил духовное училище, а затем семинарию и академию.

В 1920–41гг. переходил из храма в храм, зачастую совершал свои службы втайне, за что был осужден на 10 лет лагерей. Здесь старец продолжал исполнять свой пастырский долг, вел беседы с заключенными, крестил новообращенных, исповедовал, отпевал умерших.

На свободу старец вышел в 1955 г. и стал служить в Петропавловской церкви г. Самары. В этом городе в 1956 г. при его участии благополучно разрешилось т. н. «Зоино стояние». С 1961 г. до своей смерти о. Серафим был настоятелем Никольского храма в с. Ракитное Белгородской обл.

В 1977 г. батюшка пророчески сказал по поводу нестроений, ожидающих наше Отечество: «У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные отцы Киево-Печерские — они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят Союз трех братских народов».

Могила старца Серафима находится рядом с церковью свт. Николая в с. Ракитное Белгородской обл.

18 апреля      20 апреля


Назад к списку