15 апреля
(2 апреля по старому стилю)
- Тит ледолом.
Тит-Поликарп, Бескормица, Поликарпов день, народное название дня прп. Тита, чудотворца (IX) и мч. Поликарпа, пострадавшего за обличение правителя Александрии.
В это время взламывался лед, вскрывались реки, начинался ледоход. Крестьяне считали, что если «весенняя вода течет медленно — народу будет тяжело». Если на Поликарпа разольется полая вода, то надо ждать больших трав и раннего покоса.
Для крестьян начиналось тревожное время, заканчивался хлеб. Накаркивает в этот день ворона бесхлебицу. С этого дня начинают люди с хлеба на квас перебиваться да дырки затыкать. Было когда-то «всякого жита по лопате», а сейчас «дожили — ножки съежили». Но никогда русский человек припасенного на посев зерна не тронет. В народе говорили: «Корову продай, а добрым семенем засевай», «Сам голодай, а поле семенем не обижай». Чтобы отвести беду, молились св. Титу и св. Поликарпу.
- 1879 Покушение на Императора Александра II.
Совершенное А.К. Соловьевым, который стрелял в Императора во время его прогулки на Александровской площади вблизи Зимнего дворца.
- 1881 Антиеврейские волнения в Елисаветграде.
Единственным исключением в смысле неравноправия в царской России было религиозное неравенство, которое распространялось на старообрядцев (исконно русских!), на некоторые секты и на иудеев. После 1905 г. ограничения остались только для иудеев, но опять-таки не по национальному признаку, а по религиозному. В стране, где нормы нравственности и обоснование самодержавной власти зиждились на христианстве, трудно было признать равноправной религию антихристианскую. Однако переход иудеев в Православие снимал все ограничения.
- 1888 † Миклухо-Маклай Николай Николаевич.
Этнограф, биолог и путешественник.
В 1869 г. при поддержке Русского географического общества Миклухо-Маклай получил разрешение совершить плавание к Новой Гвинее на корвете "Витязь" для антрополого-этнографических исследований. 20 сентября 1871 г. он первым из европейцев высадился на северо-восточном берегу Новой Гвинеи в заливе Астролябия близ селения Бонга.
Миклухо-Маклай лечил папуасов, учил, давал им полезные советы. Вскоре жители селений полюбили Миклухо-Маклая, называя "Тамо-рус" – "русский человек". Позднее по всему побережью прошел слух, что Миклухо-Маклай не только "Тамо-рус", но и "Караан-тамо" – "человек с луны" или "лунный человек", то есть его почти обоготворили.
В 1882 г. после двенадцати лет странствий Миклухо-Маклай вернулся в Петербург. Его чествовали как героя. Газеты и журналы сообщали о его приезде, излагали биографию, ученые общества Москвы и Петербурга устраивали заседания в его честь. В ноябре 1882 г. Миклухо-Маклай встречался в Гатчине с Императором Александром III.
В 1886 г. знаменитый учёный направляет Императору Александру III предложение о создании на Новой Гвинее русских поселений, которые в народническом духе призваны были воплотить идеал русских общин-артелей. Около двух тысяч русских добровольцев были готовы отправиться с Маклаем на Новую Гвинею. Император поручил новогвинейское дело специальной комиссии, которая отвергла проект. "Далекое сомнительное предприятие" выглядело неуместным, тем более что в 1867 г. Россия отказалась даже от не столь далекой Аляски.
Последние дни жизни Миклухо-Маклай провел в клинике Военно-медицинской академии, где умер 2 апреля 1888 года. Похоронили его на Волковом кладбище. Брат Владимир Миклуха (1853–1905) – морской офицер, героически погиб в Цусимском морском сражении.
- 1902 † Сипягин Дмитрий Сергеевич.
Убийство министра внутренних дел Дмитрия Сергеевича Сипягина. Он был сражен пулею социалиста-революционера Балмашова, который явился к нему в Мариинский дворец, где шло заседание Государственного Совета, в адъютантской форме, заявив, что привез пакет от В. К. Сергея Александровича, и выстрелом из револьвера смертельно ранил министра. Д. С. Сипягин скончался через час, в полном сознании. «Я верой и правдой служил Государю Императору и никому не желал зла», сказал он перед смертью. В лице Д. С. Сипягина Государь потерял убежденного и преданного сотрудника, трудно заменимого человека. Как и Н. П. Боголепов, так и Д. С. Сипягин погиб в качестве представителя государственного строя, ненавистного революционным кругам; человек мягкий и глубоко честный, он ни в ком не мог вызывать личной неприязни.
Убийство Д. С. Сипягина сыграло роковую роль в русской жизни. Оно создало пропасть между Государем и оппозиционным обществом. Государь был глубоко потрясен и возмущен этим убийством. Он назначил министром внутренних дел через два дня после убийства — статс-секретаря по делам Финляндии В. К. Плеве, который был известен, как сторонник крутых репрессивных мер. Убийцу Д. С. Сипягина, Балмашова, было решено судить военным судом — это означало смертную казнь, так как гражданский суд не мог выносить смертных приговоров, и убийца Н. П. Боголепова был приговорен к 20 годам каторжных работ (он вскоре бежал с каторги). Балмашов держал себя мужественно и корректно на суде; он сказал своей сестре, что все слухи о том, будто его истязали — ложны; он не имеет оснований жаловаться на обращение. Когда смертный приговор был вынесен, Балмашов отказался подать просьбу о помиловании. Его казнь — в мае 1902 г. — была первой казнью по политическому делу за царствование Императора Николая II.
- 1946 † Синькевич Феодор Николаевич, протоиерей.
Родился 26.10.1876 г. в с. Цветна Чигиринского у. Киевской губ. в семье священника.
О. Феодор принял активное участие в деятельности Союза русского народа (СРН) со времени его основания, одно время он состоял и. о. председателя Киевского губернского отдела СРН. В составе монархических депутаций Киева дважды представлялся Николаю II. Первый раз в Царском Селе в 1906 по случаю начавшихся революционных брожений для выражения верноподданнических чувств, второй раз 29 авг. 1911 г. при посещении Царем Киева. Оба раза он приветствовал Государя краткой речью.
Но широкую известность он получил как председатель патриотического общества молодежи «Двуглавый орел», которое было создано в Киеве 17 янв. 1907 г. С 1912 г. его возглавил о. Феодор, ставший также и редактором печатного органа общества — газеты того же названия.
Общество «Двуглавый орел» развернуло особенно активную деятельность в связи с ритуальным убийством А. Ющинского, которое имело широкий отклик в сердцах киевлян. Обществом было организовано торжественное собрание, посвященное свмч. младенцу Гавриилу и всем умученным от жидов, на котором выступил председатель общества священник Синькевич, сказавший: «Невинное дитя, принявшее жидовские ласки за обыкновенные человеческие, поверившее в искренность их, тяжко поплатилось, скончав жизнь свою в тяжких мучительствах. Русский народ — тоже дитя в своем роде. Многие русские люди вовсе не считают доверчивое отношение к жидам за грех. Насколько же жиды являются врагами Бога и людей, настолько нужно беречься с ними даже косвенного общения. Жиды ненавидят Господа нашего и распространяют свою ненависть и на христиан. Крайним выражением такой ненависти являются ритуальные убийства».
По требованию церковных властей о. Феодор составил объяснительную записку, в которой писал: «Что же касается неодобрения начальником края моей деятельности, то указанный неодобренный факт возбуждения мною одной части населения против другой никогда не имел места. Изложение обстоятельств ритуального убийства отрока Гавриила есть простое напоминание исторического события, которое в свое время было удостоверено гражданским судом и освящено Православной Церковью, причислившей онаго мученика к лику святых».
10 ноябября 1919 г. Синькевич вместе с семьей покинул Киев, понимая, что в большевистской России, где все прежние идеалы растоптаны и попраны, ему делать нечего. Преодолев немало трудностей и лишений, о. Феодор оказался в Югославии.
Начавшаяся мировая война вынудила о. Феодора покинуть Европу, с семьей он перебрался в Св. Землю, где — в Иерусалиме — скончался.
14 апреля 16 апреля
Назад к списку