БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

9 апреля

(27 марта по старому стилю)

- Матрона Настовица, Матрёна Полурепница.

Слово «наставица» (настовица) имеет двойное значение. Настовицами назывались чибисы, возвращающиеся домой к этому дню, а настом зовется поверхность снега, замерзаемая утренниками после больших оттепелей. Вот и получается, что в этот день еще бывают сильные заморозки, снег схватывает ледком, который под лучами весеннего солнца быстро тает, а прилетевшие из дальних краев птицы во всю радуются весне. Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет:

«Покинь санки, возьми воз!» В это время крестьяне говорили: «Пойдем по настам». На Матрену крестьянки в последний раз выходили на наст отбеливать холсты. Ткачихи всегда просили благословения на свое ткацкое дело у святой Матроны. Они перед отбеливанием холстов непременно шли в церковь и ставили свечу святой — покровительнице хороших хозяек.

В некоторых местах этот день называется «Полурепница». В этот день отбирают годные репы для семян, которые откладывают в сторону. Из оставшейся репы приготавливают какое-нибудь блюда. В старое время репа вслед за капустой была одним из основных продуктов питания крестьянина. Ведь картофель появился на Руси только в конце XVIII века. Поэтому забота о семенах репы — это забота о сытости семьи.

- 1111    Вторая и окончательная победа над половцами на р. Сальнице.

Русские войска под командованием князей: Святополка, Владимира Мономаха и Давида Святославовича и их сыновей, возложили всю надежду на Бога, после горячей молитвы перецеловались и торжественно сказали друг другу: "Помереть нам здесь. Станем крепко". Господь помог нашим, и после жестокой сечи Половцы были побеждены, причем великое множество их было убито.    

По словам летописца, Половцы объясняли свое поражение тем, что какие-то светлые воины носились в воздухе над Русскими полками и всюду оказывали им помощь.

После этого похода слава о подвигах русских воинах разнеслась далеко по всему свету: между Греками, Венграми, Ляхами, Чехами, - и дошла до самого Рима.

На этой речке в донских степях произошла одна из важнейших битв между объединенным войском русских князей под командованием Князя Владимира Мономаха (до 30 тысяч воинов) и половецким войском. В эти годы русские уже не оборонялись от половцев, а наступали на них, оттесняя от своих границ. Исход кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием Князей Владимира Мономаха и Давыда Святославича.

- 1462     † Великий Князь Василий II Темный.

Княжил с 1425 по 1462, внук Дмитрия Донского. Несмотря на все внутренние безпорядки на Руси "смирный, добрый и всегда уступчивый" Великий Князь Василий Темный свершил величайшее историческое решение: он решительно отверг Флорентийскую унию (1439) с католиками, к которой предательски присоединился участвовавший в ней митрополит Киевский и Всея Руси Исиодор (грек, поставленный Константинополем во главе Русской Церкви вопреки воле Великого Князя). Первоиерарх был с позором низложен как предатель Православия и изгнан из пределов Руси.

1441г. Успенский Собор в Москве. Вернувшийся с Флорентийского Собора митрополит Исидор совершает богослужение в присутствии великого князя Василия II Темного (1425-1462). За литургией вместо вселенских патриархов впервые поминается имя папы римского Евгения. По окончании службы диакон, став на амвон, прочитывает грамоту Флорентийского Собора, противоречащую православию. Волнение, смущение охватывает присутствующих в храме, подавленных согласием с постановлениями Собора виднейших иерархов восточных, византийского царя Иоанна. Все безмолвствуют. “Вся князи умолчаша и бояре и иные мнози”,— говорит летопись. Но вдруг раздается голос ревнителя православия, знатока канонов — великого князя Василия Васильевича. Вступив в спор с Исидором, назвав его “ересным прелестником”, “лютым волком”, губителем душ, великий князь обличает сего предателя. После совета с боярами государь сажает Исидора под стражу в Чудов монастырь, откуда купленный латинянами грек бежит в Рим. Святители же и бояре прославляли ум великого князя: “Государь! Мы дремали; ты един за всех бодрствовал, открыл истину, спас веру; митрополит отдал ее на злате римскому папе и возвратился к нам с ересью”.

- 1462    На московский престол вступил великий князь Иоанн III.

Выдающимся достижением Иоанна III было свержение золотоордынского ига в 1480 г., за что он получил в народе прозвище Святой. После женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 г. он как бы сделал себя наследником византийских василевсов. В ряде документов Иван именовал себя «государем» и «царем», а своего внука Дмитрия венчал на царство. В его правление Русь превратилась в Российское государство, гербом которого стал двуглавый орел, заимствованный из Византии. Другим символом Московского государства стал Георгий Победоносец, поражающий копьем змия.

Иван беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В 1497 г. издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году – за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением «нестяжателей», чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.

- 1799

27 марта 1799г., на о. Корфу, в первый день Святой Пасхи, адмирал Федор Ушаков назначил большое торжество, пригласивши духовенство сделать вынос мощей угодника Божьего Спиридона Тримифунтского. Народ собрался со всех деревень и с ближних островов.

- 1844    † Голицын Дмитрий Владимирович.

Светлейший князь, генерал от кавалерии.

В январе 1820 г. назначен московским генерал-губернатором. В этой должности приложил много сил и энергии для восстановления города, пострадавшего в 1812 г.  Удостоен всех высших российских орденов, до Св. апостола Андрея Первозванного.

Скончался на 73-м году жизни; похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря.

- 1906    Государь Император Николай II принял депутацию Киевского Союза Русских Рабочих в лице рабочих руководителей Союза К. Цитовича и Р. Данилова.

- 1924

Св. патриарху Тихону удалось добиться аудиенции у М. И. Калинина и А. И. Рыкова, заменившего В. И. Ленина на посту Председателя Совнаркома. Во время встречи патриарх просил оказать содействие в легализации органов церковного управления. Он жаловался на преимущественное положение обновленцев, чьи органы управления зарегистрированы и которым, в отличии от приверженцев Тихона, разрешено созывать съезды, совещания. Патриарх обращал внимание на противоречие между существующим законодательством и практикой властей в отношении к его сторонникам. Патриарх обратился с ходатайством о пересмотре дел высланных в административном порядке архиереев, представив список из 25 человек. Кроме того, он указал на незаконность налогового обложения духовенства и храмов, расходящегося с положениями законодательства.

А. И. Рыков пообещал патриарху уменьшить давление на религиозные организации, снизить налоги на храмы и духовенство и даже освободить из тюрем некоторых иерархов церкви. Состоявшаяся встреча свидетельствовала о корректировке церковной политики советской власти. Показательно уже хотя бы то, что новый глава Советского Правительства вскоре после своего вступления в новую должность принял у себя патриарха.

8 апреля       10 апреля


Назад к списку