7 апреля
(25 марта по старому стилю)
- Благовещение Пресвятой Богородицы.
Праздник Благовещения установлен в память о возвещении Архангелом Гавриилом – благовестником тайн Божиих – Пресвятой Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя мира.
Когда в последние годы существования Ветхозаветной Церкви приблизилось время вочеловечения Спасителя, нужно было, чтобы нашлась чистейшая, непорочнейшая, святая Дева – сосуд, достойный воплотить Сына Божия. Таковым сосудом была Божиим промыслом подготовлена Мария, отрасль святых праведных Иоакима (из рода Царя Давида) и Анны (сестра Анны Елизавета была матерью Иоанна Предтечи). Жили они в Назарете, однако по обету Своих святых родителей, дотоле бездетных, вымоленная ими у Господа дочь Мария была ими посвящена Богу и с трех лет была отдана жить при Иерусалимском храме.
Соответственно величию этого дня, церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится в Пасху, а пост ради него ослабляется: поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров.
Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания.
Предки наши говорили, что Благовещение — самый большой у Бога праздник. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который от сего нередко назывался у наших предков «благовещенским».
Благовещение считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранились нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божия для хорошего роста и плодородия своих нив.
Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость очень умилительным образом, именно отпускали птиц на волю в той мысли, что создания эти будут благословлять пред Творцом виновников своей свободы. Нельзя не заметить, что обычай этот довольно соответствует празднику Благовещения как великому дню свободы всего мира.
С днем Благовещения связано множество примет и наблюдений, по которым русские гадали о будущей погоде и урожае: «Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресение. На Благовещение дождь — родится рожь. Благовещение — грибное лето» и т. п.
В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб Государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкой в 1397 сыном Димитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу «укругами», т.е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ.
Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб и кубки с вином.
- 1479 Рождение Великого Князя Василия III Иоанновича.
Царствовал с 1505 г. по 1533 г.
- 1663
В праздник Благовещения по указу Царя Алексея Михайловича на Аптекарском дворе кормили триста нищих в один прием и триста восемьдесят два человека - во второй.
В разных местах угощали нищих калачами, варенцом, по чарке вина и кружке меда каждому.В монастырской богадельне, где находилось сто двадцать три человека, Царь также распорядился выдать еду и питье.За две недели до смерти Алексей Михайлович "в Верху" кормил сто нищих, оделив каждого сверх того деньгами (по двадцать пять копеек). По улицам развозили хлебы, предназначенные в качестве милостыни - иногда это тысячи "двуденежных" хлебов.
Достаточно часто царь ходил по московским богадельням, раздавал деньги и харчи. Таких богаделен действовало несколько: Ильинская, Моисеевская, "на Кулишках", у Боровицкого моста, Покровская и др. Среди них были казенные. Особое внимание обращалось на увечных и больных. Как могли, их лечили за казенный счет.
- 1799
За одержанные победы 25 марта 1799 года Федор Ушаков был произведен в полные адмиралы - поздравления по этому случаю прислали такие выдающиеся военачальники, как английский адмирал Горацио Нельсон и фельдмаршал Александр Суворов.
Ушаков получил бриллиантовые знаки ордена Святого Александра Невского и орден Святого Иоанна Иерусалимского. Король обеих Сицилий Фердинанд IV прислал ленту ордена Святого Януария. Султан Селим III - высшую награду - челенг, алмазное перо из своей чалмы, соболью шубу и тысячу червонцев.
- 1828 Награждение "Азова".
74-пушечный парусный линейный корабль Балтийского флота "Азов", за доблесть и героизм в Наваринском сражении, где он потопил два турецких фрегата и корвет, сжег 60-пушечный фрегат под флагом Тахир-паши, заставил выброситься на мель и взорвал 80-пушечный корабль, а затем уничтожил 64-пушечный флагманский фрегат Мухарем-бея.
Впервые в истории Русского флота он был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом, в торжественной обстановке поднятыми во время стоянки на Мальте.
Потери "Азова" составили 24 человека убитыми и 67 раненных. На "Азове" получили боевое крещение: лейтенант П.С. Нахимов, мичман В.А. Корнилов, гардемарин В.И. Истомин.
- 1839 † Венелин Юрий Иванович.
Первый русский славист (род в 1802г.).
- 1875 Рождение Великой Княжны Ксении.
Сестра Царя-Мученика. Супруга (25.7.1894) Великого Князя Александра Михайловича (1.4.1866- † 26.2.1933).
- 1917
После обедни Керенский объявил Государю, что он принужден разлучить его с Императрицей, что он должен будет жить отдельно и может видеть Императрицу лишь во время завтрака и обеда, при условии, чтобы разговор велся исключительно по-русски. Чай они тоже могут пить вместе, но в присутствии офицера, так как в это время нет прислуги.
Императрица говорила: "Поступать таким образом в отношении Государя, сделать ему эту гадость, после того как он пожертвовал собой и отрекся от престола, дабы избежать гражданской войны, как это мелочно, как это низко! Государь не хотел, чтобы капля крови хотя бы единого русского была пролита из-за него. Он всегда готов отказываться от всего, если был убежден, что это было на благо России".
- 1918 Большевики разрушили памятник герою Русско-турецкой войны генералу Скобелеву.
- 1925 † Патриарх Тихон.
Преставился свт. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
В день Благовещения в 1925 г. скончался Святейший Патриарх Тихон, волею Божией поставленный – Поместным Собором и жребием – во главе Русской Церкви в безпрецедентное время богоборческих гонений. И на этом этапе революции он достойно и мудро выполнил свой долг, что было признано всеми частями Русской Церкви (в том числе Зарубежной), почитающими его как святого.
По словам очевидца: "…На похороны Святейшего Московского и всея России Патриарха Тихона пришло больше народу, чем на похороны «вождя мирового пролетариата» Ленина. День и ночь, без перерыва, народ шел проститься с Патриархом. За первый день, по слухам, было подано 60,000свечей. …Вереница прощающихся растянулась на целую версту…".
- 1934 † Шмурло Евгений Францевич.
Русский историк. Умер в эмиграции.
Из всех многочисленных трудов Шмурло отметим его "Курс русской истории" (1931), примечательный научной дотошностью. В предисловии автор пишет: «Настоящая книга состоит из двух частей: в первой события русской истории излагаются применительно к тому, как они установлены в науке, и потому могут считаться более или менее безспорными и общепризнанными; вторая часть посвящена тем "Спорным и невыясненным вопросам русской истории", которые и до сих пор понимаются и толкуются по-разному. Первая часть знакомит с фактами, вторая предлагает читателю свод главнейших мнений по тому или иному спорному вопросу и должна служить материалом для самостоятельной критической работы...».
- 1975 † Иванов Валентин Дмитриевич
Писатель.
В книге «Желтый металл» (1956) первый в советской литературе затронул проблему разлагающего влияния сионистской идеологии, чем вызвал на себя удар еврейских кругов. Другая книга Иванова «Русь изначальная» принесла широкую известность писателю.
6 апреля 8 апреля
Назад к списку