5 апреля
(23 марта по старому стилю)
- Василий теплый. Никон.
Второе народное название Св. прав. Василия Мангазейского (1600) и преподобного Никона игумена Киево-Печерского (1088).
По крестьянским поверьям, в этот день прилетают зяблики, «весну-красну торопят, на хвосте приносят». Зазывали птиц ко крыльцу, потчевали крошками, зернышками, льняным семенем.
В это время очищали дом от мусора и кропили святой водой от нечистой силы. Это был день «генеральной уборки» в доме и в саду. Говорили: «Без присмотру одни муравьи плодятся», «Домок не велик, а присесть не велит», «Домашних дел не переделаешь», «Дом хозяином велик».
В саду начинали сажать яблони, рябину, черную и красную смородину. Чистили штамбы плодовых деревьев. А в доме вытряхивали постели, выносили мусор, меняли солому в матрасах. И выгоняли из изб притаившуюся там нечисть. Мыли с мятой лавки, полы и даже столы в доме, белили печи, мятные чаи заваривали.
- 1088 † Преподобный Никон.
Был первым учеником и сподвижником преподобного Антония , основателя Киево-Печерской обители, к которому пришел, уже будучи иереем. Он постригал в обители всех новоприходящих иноков и в их числе преподобного Феодосия.
За пострижение любимцев великого князя Изяслава – преподобных Варлаама и Ефрема, святой Никон навлек на себя гнев князя, но смело отказался убеждать пострижеников покинуть монастырь. Когда в обители собралось много братий, преподобный Никон пожелал уйти в уединение и безмолвствовать. Он удалился на полуостров Тмутаракань (на восточном берегу Керченского пролива) и поселился в безлюдном месте.
По удалении из Киево-Печерской обители игумена преподобного святой Никон был избран игуменом монастыря. Он много потрудился, чтобы украсить свою обитель иконным писанием и мозаикой. Скончался преподобный в глубокой старости и был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.
- 1481 † Вассиан Рыло.
Архиепископ Ростовский (с 1468), родственник св. Иосифа Волоцкого, церковный деятель и публицист. До поставления на архиепископство был монахом Боровского монастыря, учеником св. Пафнутия Боровского, затем игуменом Троицкого монастыря и архимандритом Новоспасского монастыря. Был связан с великокняжеским двором — крестил сына Иоанна III Васильевича. В конфликте Иоанна III с митр. Геронтием выступил на стороне вел. князя.
В 1479 г. святитель участвовал в перенесении мощей свв. Киприана, Фотия и Ионы, всея России чудотворцев.
Многолетняя лояльность по отношению к Иоанну III делала особенно значительным увещевание Вассиана Рыло, с которым он выступил во время «стояния на Угре» в 1480. Некоторые из советников вел. князя советовали ему уступить хану, московские горожане, напротив, требовали решительной борьбы с Ахматом. В этой обстановке Вассиан Рыло, незадолго до этого помиривший Иоанна III с его братьями, выступил с обращенным к вел. князю «Посланием на Угру».
Осуждая «прежних развратников» вел. князя, ссылавшихся на то, что Иван «связан клятвой еже не поднимати руки против царя стати», Вассиан Рыло заявил, что эта клятва прародителей была дана «по нужди» и что «великому Русьских стран хрестьянскому царю» не подобает повиноваться «богостудному» «царю Орды».
Вассиан Рыло призывает вел. князя уподобиться «прежде бывшим прародителем» Игорю, Святославу, Владимиру Святославичу, а также Владимиру Мономаху, многократно бившемуся «с окааными половцами за Русскую землю», Дмитрию Донскому, показавшему «мужьство и храбрьство… за Доном», убеждает его в грядущей победе, в том, что «разыплются поганыа страны, хотяшая брани», их ослепит божественная молния, их погонит «ангел господен».
Погребен святитель в Ростовском Успенском соборе.
- 1613 Первый Указ Царя Михаила Феодоровича Земскому Собору.
Государь выразил в нем, что: "его произволенья и хотенья на престол не было", он обращается затем к боярам и всяким чинам государства с требованием: "Вам бы… стоять в крепости разума своего, безо всякаго позыбания нам служить, грабежей бы у вас и убийств в Москве и городах и по дорогам не было, быть бы вам между собой в соединеньи и любви, на чем вы нам души свои дали и крест целовали, на том бы и стояли, а мы вас за вашу правду и службу рады жаловать".
- 1714 Указ Царя Петра I "О единонаследии".
Древнерусское служилое землевладение имело два основных вида: вотчина (наследственное) и поместье (условное, обыкновенно пожизненное). Образование регулярной армии произвело разрушение основ поместного владения; когда дворянская служба стала не только наследственной, но и постоянной, и поместье должно стать не только постоянным, но и наследственным владением, слиться с вотчиной.
В единонаследнике Петр искал офицера, имеющего средства исправно служить и приготовиться к службе, не обременяя своих крестьян поборами.
- 1797 Указ Павла I "Установление об орденах".
Это Установление оставалось законодательной основой наградного дела в Российской империи до 1917 г. Была введена строгая иерархия награждения орденами и регламентация их ношения и украшения. Самовольное украшение наград запрещалось.
- 1862 В России впервые открылась ремесленная школа для мальчиков и девочек.
- 1876 Русский инженер Павел Николаевич Яблочков получил патент на "электрическую свечу".
Одно из главных изобретений Яблочкова - электрическая свеча (Свеча Яблочкова) - первая модель дуговой лампы без регулятора, пригодная для практического применения. По мнению академика Н.П. Петрова, «свеча Яблочкова дала электротехнике такой же сильный толчок на пути разнообразнейших практических применений электричества, какой паровая машина Уатта дала применениям пара в промышленности».
- 1907 † Габричевский Георгий Норбертович.
Русский микробиолог и эпидемиолог, основатель научной школы отечественной микробиологии, один из организаторов производства бактериологических препаратов в России.
- 1918 Япония высадила десант во Владивостоке, увеличив его в июле до 70 тысяч.
4 апреля 6 апреля
Назад к списку