БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

4 апреля

(22 марта по старому стилю)

- Василий теплый.

Народное название Свмч. Василия, пресвитера Анкирского (362–363).

Утром в этот день выходили смотреть восходящее солнце: если вокруг него замечали красные круги, то считали, что урожай будет хороший.

Народ называет Василия Теплым, так как наступает уже настоящее тепло. Вовсю звучит капель, и в народе говорят: «Задолбил зиму Василий Капельник».

- 1820    Указ Сената о высылке из России иезуитов с конфискацией имущества.

В начале ХIХ века иезуитские миссии, которых в России приютили как беженцев от антихристианской Французской революции и папского произвола, действовали в Астрахани, Одессе, Сибири. Участились обращения в католицизм, против чего протестовало православное духовенство. В 1815 г. был издан указ о высылке иезуитов из Петербурга и Москвы, а в 1820 г. Александр I принял решение о полном изгнании ордена иезуитов из всей России: «Иезуитов, как забывших священный долг не только благодарности, но и подданической присяги и потому недостойных пользоваться покровительством российских законов, выслать под присмотром полиции за пределы государства и впредь ни под каким видом и наименованием не впускать в Россию».

- 1840    † Рядовой Архип Осипов.

Во время Кавказкой войны, рядовой Архип Осипов служил в Михайловском укреплении под командованием штабс-капитана Лико. Во время нападения горцев на Михайловское укрепление он по приказу командира и благословению иеромонаха Маркела взорвал пороховой погреб, чтобы не сдаться в плен. При взрыве погибло около 2000 горцев, а остальные в страхе разбежались оставив погибших в укреплении и с того времени назвали это место проклятым.

Архип Осипов удостоился чести стать первым из русских воинов, чье имя было навечно зачислено в списки воинской части.

- 1905

Синод единогласно высказался за возстановление патриаршества и за созыв в Москве Всероссийского церковного собора для выбора патриарха. Однако, поспешность этого решения встретила возражения со стороны видных богословов, и вследствие возникших разногласий, Государь Император Николай II 31 марта начертал на докладе Синода следующую резолюцию: "Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия и обдуманности, каково созвание поместного собора. Представляю Себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему делу движение и созвать собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления".

Но уже в конце того же года, 27 декабря, Он обратился с рескриптом на имя Митрополита Антония С-Петербургского, в котором писал: "Ныне я признаю вполне благовременным произвести некоторые преобразования в строе нашей отечественной Церкви… Предлагаю Вам определить время созвания этого собора".

На основании этого рескрипта было образовано Предсоборное Совещание для подготовки созыва собора, но вспыхнувшая Мировая война помешала созыву собора в царствование Императора Николая II. Вместо спокойной обстановки, которую Государь считал необходимой для проведения столь важных реформ, он был созван в самых неблагоприятных условиях, во время страшной войны, после свержения исторического государственного строя России, и наиболее важные решения были приняты под грохот пушек в дни начавшейся гражданской войны.

- 1926    В Париже открылся Зарубежный Съезд русской эмиграции.

Это была идея Всезарубежного Земского Собора. От церковных приходов, земляческих, военных и политических организаций было выбрано 450 делегатов из 26 стран. Эти выборы показали, что, несмотря на засилье масонов и либералов в политике, общая масса русской эмиграции - монархическая, православная, ощущающая себя частью русского народа и считающая своей обязанностью помогать в его сопротивлении "жидобольшевицкому игу": «Мiровая коммунистическая партия... является в отношении России внешней силой, а не русским национальным (хотя бы и скверным, жестоким, варварским) правительством... Интересы России противоположны интересам Интернационала, поработившего ее. Отношение к советской власти как к плохому, но русскому правительству, означает непонимание ее существа... Сколько бы других народов ни признало коммунистическую партию, властвующую над Россией, ее законным правительством, русский народ ее таковым не признает и не прекратит своей борьбы против нее». Тем самым, после исчезновения самого слова Россия с карты мiра, Всезарубежный съезд явил мiру существование России Зарубежной как русского духовного организма без территории, но выражающего интересы и правосознание исторической России.

- 1997    † Солоухин Владимир Алексеевич.

Владимир Алексеевич Солоухин (род. в 1924 г.)- писатель, автор книг "Письма из Русского музея" (1966 г.), "Черные доски" (1969 г.) и др. «Творчество Солоухина было легальное, и в то же время проповедовало нелегальные ценности и чувства. Книги его выходили в Советском Союза достаточно большими тиражами, ими зачитывались, они пробудили к жизни целое движение защитников памятников старины и русских традиций. В них чувствовалась вечная Россия, которая была под покровом "советчины", но она продолжала жить. И кто-то должен был о ней напоминать, собирать ее камни для будущего. Солоухин принадлежал к таким людям, и этим он войдет не только в литературу» (Е. Романов).

Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба». В последней, опубликованной в 1995 г. книге «Последняя ступень» (написанной еще в 1970-е годы) остро ставил вопрос о еврейском засилье в России, стремлении иудейских вождей к мировому господству.

3 апреля       5 апреля


Назад к списку