31 января
(18 января по старому стилю)
- Афанасий ломонос.
На Афанасия Ломоноса всегда бывают сильные морозы. На пост заступает просинец в морозах, стылых туманах, в инее, а покидает место свое старший из братьев месяц-батюшка тоже при лютых морозах.
А знаете ли вы, что такое «лютый»? Это жестокий. Лютый зверь — истребленный в средние века восточноевропейский леопард, напавший на Владимира Мономаха. Так что лютые морозы действительно были страшны.
Обозники и ямщики, отправлявшиеся из степных мест в Москву, часто обмораживали лица. Поэтому говорили: «На Афанасья береги нос», «Афанасий и Кирилло забирают за рыло».
Русский народ верил, что в афанасьевские морозы ведьмы летают на шабаш и там теряют голову от излишнего веселья. Поэтому в этот день выгоняли ведьм.
- 1714 г.
Царь Петр I распорядился перевезти все свои личные коллекции диковинок в новую столицу и разместить их в служебном помещении Летнего дворца на Фонтанке, названном на европейский манер Куншткамерой - кабинетом редкостей.
Так родился первый музей России, сегодня - Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН
- 1826 г. † Ростопчин Федор Васильевич.
Граф, обер-камергер, член Государственного Совета, идеолог русского национализма.
Родился 12.03.1763 г. Семейное предание Ростопчиных считало родоначальником своей фамилии прямого потомка Чингизхана, Бориса Давыдовича Ростопчу, выехавшего из Крымской Орды на Русь в н. XVI в. при вел. кн. Василии Ивановиче.
Ростопчин был одним из первых, кто предложил во внешней политике руководствоваться национальными интересами России, а не субъективными династическими предрасположениями. Положения его записки были частично реализованы в последние месяцы царствования Павла I: в сент. 1800 г. было введено эмбарго на английские суда. Кроме того, деятельность Ростопчина подготовила почву для присоединения Грузии к России. Он являлся автором записки, в которой предлагал включить Грузию в состав Российской Империи, предоставив ей известную автономию.
Обязанности Ростопчина были многообразны и отнюдь не сводились только к ведению внешнеполитических дел. Так, выполняя обязанности директора почтового департамента, он способствовал развитию в России сети почтовых станций. Наряду с этим, с 1799 г. Ростопчин заведовал делами по бракосочетаниям. Кроме того, он способствовал утверждению Императором Регламента для церквей и монастырей католической церкви в России, который наносил ощутимый удар по деятельности иезуитов. Еще ранее ему удалось добиться запрещения на проведение съездов католического духовенства.
Обличая галломанию русского общества, Ростопчин, вслед за Шишковым, указывал на необходимость искать примеры для подражания в собственном русском национальном опыте: «Чего у нас нет? Всё есть или может быть. Государь милосердный, дворянство великодушное, купечество богатое, народ трудолюбивый. А какие великие люди в ней (России) были и есть! Воины: Шуйский, Голицын, Меншиков, Румянцев, Орлов и Суворов; спасители отечества: Пожарский и Минин; Москвы: Еропкин; главы духовенства: Филарет, Гермоген, Прокопович и Платон; великая женщина делами и умом — Дашкова; министры: Панин, Шаховской, Марков; писатели: Ломоносов, Сумароков, Херасков, Державин, Карамзин, Нелединский, Дмитриев и Богданович. Все они знали и знают французский язык, но никто из них не старался знать его лучше русского».
Известен его отклик на события 14 дек. 1825 г.: «В эпоху Французской революции сапожники и тряпичники хотели сделаться графами и князьями; у нас графы и князья хотели сделаться тряпичниками и сапожниками». Через несколько недель после «декабристского» мятежа Ростопчин скончался и был похоронен на московском Пятницком кладбище.
- 1895 г. † Крестовский Всеволод Владимирович.
Русский писатель. Автор "антисемитской" трилогии "Тьма египетская", "Тамара Бендавид" и "Торжество Ваала". В трилогии, посвященной этому вопросу, под условным названием «Жид идет» Крестовский объясняет подрывную работу революционеров растущим влиянием еврейства и «одряблением» арийской расы. Мытарства еврейки, перешедшей в христианскую веру , доказывали могущество кагала (еврейской общины) и предательство русским земством национальных интересов. Источником многих сведений послужила «Книга Кагала» Я. Брафмана.
Всеволод Владимирович Крестовский (1849–1895 гг.) родился 11.02.1840 г. в Киевской губернии. Происходил из старинного дворянского рода. В 1857г. поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского императорского университета. К этому же времени относятся первые писательские опыты в жанрах психологического рассказа и очерка нравов.
В последний период жизни Крестовский всерьез занимался "польским" и "еврейским вопросами" и проблемой взаимоотношения национальных культур в условиях развития капитализма в России. Чтобы лучше освоить этот вопрос. В.В.Крестовский на склоне лет вместе с еврейскими священнослужителями штудировал Талмуд и Тору и даже выучил иврит (помимо коего свободно говорил на французском и немецком языках, мог объясняться на английском и польском, знал основы японского - и. разумеется, в совершенстве владел "уголовным языком", будучи автором первого словаря уголовного жаргона России). 18 января 1895 года Всеволод Владимирович Крестовский скончался от хронической болезни почек в Варшаве, оставив вдову и шестерых детей от двух браков. Потомки его до сих пор живут в России.
- 1916 г. Несмотря на войну, основан Нижегородский государственный университет.
- 1921 г. Началось крестьянское восстание в Сибири (Ишимское).
Причиной восстания стало недовольство экономической политикой советской власти.
- 1943 г. Сдача командующего немецкой группировкой Фридрих фон Паулюса под Сталинградом, вместе со своей армией.
- 1970 г. † Миль Михаил Леонтьевич.
Конструктор вертолётов Ми. Родился в 1909 г.
Назад к списку