БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

28 января

(15 января по старому стилю)

- Павлов день.

Павел день прибавил. Павел взмок — дня приволок. В этот день примечали погоду:  Ночь звездистая на Павла — к урожаю льна. Если на Павла ветер — год будет сырой.

Если на окнах появились ледяные узоры в виде ржаных колосьев завитками вниз, а не торчмя — к урожаю.

- Павел Фивейский.

Египетский, отшельник (ск.341 г.), родился в египетском г. Фиваиде ок. 228 г.

Павел решил оставить родной город и удалиться в Фиваидскую пустыню, где провел долгие годы в совершенном одиночестве и непрестанной молитве. Единственной пищей преподобного были финики и хлеб, которые ему приносил в клюве прилетавший ворон.

Спустя много лет Господь открыл о жизни Павла другому знаменитому подвижнику — св. Антонию, который тоже подвизался в Фиваидской пустыне. Внезапно его стала смущать мысль о том, что нет здесь др. человека, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил св. Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу. Уже глубокий старец, прп. Павел рассказал св. Антонию историю своей жизни. От Бога прп. Павел уже знал о своей кончине и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла.

Подвижнику, который почитается отцом православного монашества, было 113 лет, из которых 91 он провел в полном уединении в пустыне. Два льва, вышедших из пустыни, лапами выкопали могилу, в которой св. Антоний и похоронил тело прп. Павла.

- 1478 г.  Конец Новгородской демократии.

При демократическом режиме новгородцы заметно выродились к концу XV в.: уважение к княжеской власти пало, нажива и властолюбие возобладали над духовно-нравственным началом, а вся новгородская "демократия" заключалась в том, что местная денежная знать полностью владела народным собранием - вече - путем подкупа "худых мужиков вечников". Положение крестьян было одним из самых тяжелых, и как отмечает летописец, не было тогда в Новгороде правды и правого суда, был по всей области раздор, крик и вопль. Ко всему этому, через еврея Схарию, в Новгороде приблизительно с 1470г. стала распространяться ересь жидовствующих, а значительная часть местных бояр подумывала о переходе под покровительство Литвы. Зная об этом, Великий Князь Иоанн III неоднократно увещевал Новгород: "Не отступай, моя отчина, от Православия; изгоните новгородцы, из сердца худую мысль, не приставайте к латинству, исправьтесь и бейте мне челом; я буду вас жаловать и держать по старине". Но новгородцы не прислушались к Великому Князю и заключили договор о переходе Новгорода под покровительство польско-литовского государя Казимира. Узнав об этом, Иоанн III решил обнажить меч против изменников Русской земли и наказать новгородцев. "Великий Князь, - писал летописец, - пошел на них не как на христиан, а как на иноязычных и на отступников от Православия".

15 января все новгородцы были приведены к присяге на полное повиновение великому князю Иоанну III Васильевичу. В этот день снят был вечевой колокол и отвезен в московский стан.

- 1562 г.   Указ Царя Иоанна Грозного.

Новые недовольства князей вызвал Царский указ от 15 января 1562 года об ограничении их вотчинных прав, еще больше чем прежде уравнивавший их с поместным дворянством.

- 1679 г.   Царский Указ.

Царь  Федор Алексеевич объявил  именной  указ  о записи дворян в полковую службу, угрожая уклонившимся,  что  они  вообще  не получат чинов, а 17 марта бояре приговорили, что поместья будут  оставляться за дворянами, только если они или их дети состоят в службе.

При этом "полковой" (действительной) службой считалась только служба  в регулярных   полках   пограничных   разрядов:    Белгородского,    Севского, Смоленского, Новгородского, Казанского, Тобольского, Томского, Енисейского и новосозданного Тамбовского.

- 1901 г.   † Гурко Иосиф Владимирович.

Генерал-фельдмаршал, генерал-адъютант.

В январе 1877 г. во главе 70-тысячного отряда совершил труднейший переход через Балканы, считавшиеся недоступными зимой, освободил Софию и разбил турецкие войска под Ташкисеном и Филиппополем и без боя занял Адрианополь.

В июне 1883 г. - декабре 1894 г. варшавский генерал-губернатор и командующий войсками Варшавскоо военного округа. Проводил жесткую русификаторскую политику в Царстве Польском.

При отставке в 1894 г. получил высший воинский чин генерал-фельдмаршала (предпоследний русский военачальник, получивший это выдающееся отличие). Кавалер всех высших российских орденов, включая орден Св. апостола Андрея Первозванного.

Скончался на 74-м году жизни в своем имении, сельце Сахарово, Ржевского уезда Тверской губ., где и похоронен.

- 1914 г.

Петербурге митрополит Владимир (Богоявленский) освятил главный придел верхней церкви Феодоровского собора в память 300-летия Царствования Династии Романовых. Торжество проходило в присутствии Государя Императора Николая II, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии, а также других членов Императорской Фамилии и потомков тех, кто в 1613 г. подписал грамоту об избрании на престол первого Царя Династии Романовых Михаила Федоровича.
Феодоровский собор был построен по инициативе Союза Русского Народа (СРН), он замышлялся как монархический храм-памятник. Именно с такой инициативой в 1907 г. лидер СРН А.Н.Дубровин обратился к митрополиту Антонию (Вадковскому), который благословил начинание и получил одобрение Государя. В феврале 1908 г. съезд уполномоченных СРН принял постановление строить собор на добровольные пожертвования членов Союза, а Св. Синод благословил СРН проводить кружечный сбор на нужды строительства в день Покрова Богородицы во всех храмах Российской Империи.
В газете "Русское знамя" было опубликовано обращение Главного Совета СРН, в котором, в частности, говорилось: "Воспрянь же, Боголюбивая и Царелюбивая Русь, и устремись на подвиг Добрый, на дело построения знаменательного исторического храма во славу своей преданности Православию и Самодержавию. Готов Господь принять наши посильные пожертвования и готово у него для Царства Российского желанное обновление в духе Православия и Самодержавия.

- 1916 г.   † Воронцов - Дашков Илларион Иванович.

Генерал от кавалерии, генерал-адъютант.

После убийства Императора Александра II - один из основателей и активных участников "Священной дружины" - тайного общества по борьбе с крамолой.

С февраля 1905 г. по август 1915 г. был наместником на Кавказе, главнокомандующим войсками Кавказских казачьих войск. В наместничество Воронцова-Дашкова на Кавказе шло широкое железнодорожное строительство. Баку, Тифлис и Батум быстро превращались из грязных, трущобных городов в благоустроенные города со всеми атрибутами цивилизации. Командуя войсками Кавказского округа, генерал подготовил и личный состав, и инфраструктуру к вероятной войне. О том, насколько эффективно он это сделал, показали кампании 1914—17 гг. на Кавказском фронте, на котором русские войска одерживали непрерывные победы. Следует заметить, что Воронцов-Дашков добился умиротворения Кавказа, а затем обеспечил ему экономическое процветание.

Он беспощадно боролся с терроризмом и бандитизмом (что на Кавказе часто совпадает), и все преступники понимали, что наказание неизбежно. При этом Воронцов-Дашков мог проявлять милосердие к поверженным врагам. Наконец, он всем своим видом давал почувствовать, что именно он представляет на Кавказе Царя. «Ай, джигит!», — восхищенно говорили в тифлисских духанах старики, видя, как молодцевато едет на коне давно разменявший восьмой десяток генерал в мундире со всеми орденами. В сент. 1915 г. 78-летний наместник покинул свой пост, выйдя в отставку. Он оставил после себя умиротворенный край и победоносную армию, уже в течение года бьющую турок в глубине неприятельской территории. Воронцов-Дашков совсем немного был в отставке, скончавшись всего за год до падения русской монархии, которой служил, как и его предки, верой и правдой.

Кавалер всех высших российских орденов, включая Св. апостола Андрея Первозванного.

- 1919 г.

По указанию Ленина, впервые в истории Православной России совершается чудовищное кощунство - в монастырях и храмах публично вскрываются мощи святых и происходит надругательство над ними.

28 января 1919 г. в 4 часа дня состоялось вскрытие раки преподобного Тихона в Богородицком монастыре в г. Задонске Воронежской губернии.

- 1972 г.   † Зайцев Борис Константинович.

Русский писатель.  Обобщая опыт русской эмиграции в статье, приуроченной к 25-летию своего отъезда из Москвы, Зайцев выразил основную тему всего созданного им после того, как он покинул родину: «Мы – капля России... как бы нищи и безправны ни были, никогда никому не уступим высших ценностей, которые суть ценности духа».

Умер в Париже.

27 января      29 января


Назад к списку