24 января
(11 января по старому стилю)
- Федосий Весняк.
Федосий, Морозы — Худосеи, народное название дня прп. Феодосия Великого (V в.).
В этот день были очень сильные морозы, и крестьяне молились св. Феодосию, чтобы он помог им выжить. В некоторых местах России крестьяне совершали древний обряд, называемый «весняк» — вызывание весны. Чтобы избавиться от мороза и приблизить тепло, в этот день изготавливали колеса, катали их по снегу, вызывая появление теплого солнца. Доставали предметы с изображением солнца — полотенца, прялки, сосуды.
Считалось, что причелины и наличники с изображением солнца приближают тепло.
Федосеево тепло — на раннюю весну пошло. Теплый Федосий не отзовется добром летом. Если морозный Федосий — яровое посеешь поздно.
В этот день бывали очень нехорошие морозы. Нечистую силу повыгоняли из домов и дворов, деться ей некуда, но напакостить хочется. Вот она и опакостила морозы, от которых только и ждут беды. Поэтому говорили: «Мороз худ, готовит хлуд», «Мужик за порог, а мороз ему поперек».
- 1060 г. Елецкая икона Пресвятой Богородицы.
Елецкая икона находилась в г. Ельце Орловской губернии, в соборной церкви во имя иконы Смоленской Богоматери. Икона явилась в 1060г. и была обретена преподобным Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы Елецкими.
- 1238 г. † Похороны русского воеводы Евпатия Коловрата в Рязанском соборе.
Находясь в Чернигове с рязанским князем Ингваром Ингваревичем и узнав о разорении Рязани ханом Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены».
Тут к нему присоединяются уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пускается в погоню за войском хана. Настигнув его в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребляет татарский арьергард и сминает задние полки монголов. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый посылает на него богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские», который обещает хану привести Евпатия Коловрата живым, но погибает в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».
Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия — «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть!». В конце концов, татары смогли одолеть горстку героев, только когда окружили их и расстреляли из «множества пороков (камнемётов)». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского вельможи, хан Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам, и в знак уважения к их мужеству повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.
- 1453 - 1456 г. † Блаженный Михаил Клопский.
1440 г. 22 января. Блаженный Михаил Клопский, Христа ради юродивый Новгородский, находясь в обители святителя Николая на Вяжинах, вдруг взбирается на колокольню, и начинает звонить во все колокола. “Что это значит?” — спрашивает народ. “Ныне в Москве радость”,— отвечает, юродствуя, Михаил. “Что за радость такая?” — спрашивает находившийся в обители архиепископ Евфимий. “У великого князя родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царствию наследник и всем окрестным странам страшен, будет и сего вашего Новгорода обладателем будет и гордыню вашу упразднит и в свою волю вас приведет, все ваше самовластие разрушит”. В этот день родился Иоанн Васильевич III, в 1471 году покоривший Новгород.
Незадолго до кончины блаженный стоял около могилы игумена Феодосия, указывая таким образом место своего погребения, предуказав место своего погребения, преподобный скончался 11 января.
- 1758 г. Взятие Кенигсберга.
Кенигсберг был взят, и население Восточной Пруссии вскоре было приведено к присяге Российской Императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I. Фактически зимой 1758 г. Россия выполнила свои ближайшие цели в Семилетней войне.
- 1828 г. Указ Императора Николая I.
"В твердой уверенности, что добрые христианские нравы составляют первое основание общественного благоденствия, а нравы нуждаются наставлениями и примером духовенства, Мы всегда желали, чтобы чин духовный имел все средства и к образованию юношества, Церкви посвященного, и к прохождению служения с ревностью и свойственным ему достоинством, не препираясь заботами жизни и безбедного своего существования".
В царствование Государя особенное внимание обращалось на улучшение материального положения духовенства.
- 1865 г.
В течении 1865 г. производились деятельные приготовления по введению в действие земских учреждений, всюду возбуждая живейшее сочувствие.
Выразителем этих чувств явилось московское дворянство, которое в адресе, поданном на Высочайшее имя 11 января 1865 г., высказалось так: "Призванному Вами, Государь, к новой жизни земству, при полном его развитии, суждено на веки упрочить славу и крепость России".
- 1865 г. † Закревский Арсений Андреевич.
Граф, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. Герой Отечественной войны 1812 г., отличился в сражениях под Витебском, Смоленском, в Бородинском.
В 1815 г. состоял при Императоре Александре I, являясь одним из его ближайших генерал-адъютантов. В августе 1823 г. назначен финляндским генерал-губернатором. После вступления на престол Императора Николая I в июне 1826 г. назначен членом Верховного уголовного суда над декабристами. В 1828 г. назначен министром внутренних дел. На этом посту проявил склонность к твердым дисциплинарным мерам. Проводил политику укрепления царской власти. С 1848 г. назначен московским военным генерал-губернатором и членом Государственного совета. Награжден всеми высшими Российскими орденами включая орден Св. апостола Андрея Первозванного с алмазными знаками.
Умер на 82-м году жизни.
- 1919 г. Указ "О расказачивании".
Принят большевистский указ "О расказачивании". День молитвенного поминовения всех невинно убиенных казаков и их семей.
Циркулярное письмо ЦК РКП (б) о борьбе с казачеством. На основании этого письма совершались массовые грабежи и расстрелы казаков, изгнание их с родных, веками обжитых мест.
- 1940 г. † Родионов Иван Александрович.
Писатель и общественный деятель. Родился 21.10.1866 г., в станице Камышевской области Войска Донского в дворянской казачьей семье. Получил военное образование. В качестве командира казачьей сотни участвовал в подавлении революционной смуты 1905г. Выйдя в отставку, проживал в Новгородской губ.
Как боевой офицер Родионов в годы первой мировой войны был награжден 4-мя боевыми орденами. В 1917 г. отказался присягнуть Временному правительству. Поддержал выступление генерала Л. Г. Корнилова, был арестован и заключен в Быховскую тюрьму вместе с будущими вождями Белой добровольческой армии. Вышел на свободу накануне большевистского переворота и уехал на Дон.
Во время гражданской войны Родионов участвовал в 1-м Кубанском Ледяном походе белых добровольцев, о чем впоследствии написал книгу «Жертвы вечерние»
В нояб. 1918 г. Родионов принял участие в проходившем в Ростове-на-Дону монархическом съезде, на котором, в частности, присутствовали видные монархисты Г. Г. Замысловский и В. А. Образцов. По итогам съезда Родионов был избран членом Юго-восточного краевого монархического центрального Комитета, созданного в целях «дальнейшего содействия пропаганде монархических идей и восстановлению монархии в единой неделимой России».
Гражданскую войну Родионов закончил в чине полковника. В эмиграции жил в Германии и Югославии. По-прежнему участвовал в монархическом движении.
В эмиграции Родионов выпустил ряд новых книг, наполненных размышлениями о трагической судьбе России. Главного виновника русской трагедии он видел в «гангренозной заразе человечества — вездесущем жиде». Описывая кошмары большевистской революции, Родионов подчеркивал: «И над этим бездонным ужасом, сплошными муками и смертью царит налившийся христианской кровью ненасытный паук-жид. Его нечистые ноги осквернили нашу священную землю, его зловонные уста заразой смерти наполнили наш родной воздух, наши богатства перешли в его карманы».
Ведь «жиду надо истребить нас, чтобы некому было протестовать, чтобы не осталось под небом живых свидетелей его вопиющих злодеяний, спорщиков и наследников к украденному им русскому имуществу, чтобы имущество это в конце концов оказалось выморочным». Когда же «русский народ вымрет поголовно… на месте недавней великой Российской Империи окажется необъятная пустыня, куда со всех концов земли нахлынут новые насельники».
И Родионов делает пророческое предупреждение: «Теперь у нас, русских, нет друзей. Мы почти сплошь окружены врагами. Человечество, как черное воронье перед издыхающей скотиной, алчными глазами следит за нашим умиранием, чтобы накинуться на нас, как на падаль, и каждый из народов ревниво следит за другими, чтобы конкуренты не опередили его в наживе нашими землями и нашим добром, когда нас не будет на свете. Каждый из народов облюбовал себе жирные куски и уже заранее подсчитывает барыши. В этом они ошибутся и ошибутся жестоко. Они сами упадут в ту самую яму, которую всеми мерами помогали жидам вырывать и углублять для нас, и упадут в тот момент, когда мы уже выкарабкаемся из нее».
- 1943г. Освобождение Воронежа от немецких захватчиков.
Назад к списку