23 января
(10 января по старому стилю)
- Григорий – летоуказатель.
На Григория по инею примечали, какое лето будет — дождливое или засушливое. Если иней на деревьях — к сырому году. Деревья в инее — небо будет синее.
Если иней «остается» на весь день, то лето будет ненастное, молодая рожь начнет цвести под самый дождь.
Выходили смотреть на сенные стога и хлебные скирды, и если замечали, что на них есть иней, то предрекали, что лето будет сырое и мокрое.
На Григория ветер с юга — к грозному лету.
- 1775 г. Казнен главарь бунтовщиков Емельян Пугачев.
Во время казни Пугачев проявил способность к христианскому покаянию перед смертью. В последние минуты жизни, на лобном месте, раб Божий Емельян попросил прощения у народа, поклонившись ему во все стороны – это является самым впечатляющим в его казни и должным образом, по-русски, венчает весь его кровавый «русский бунт безсмысленный и безпощадный».
- 1812 г. † Завадовский Петр Васильевич.
Граф, действительный тайный советник.
С учреждением министерств, в сентябре 1802г. назначен первым министром народного просвещения Российской Империи. Под его руководством в 1803г. образованы учебные округа, открыты университеты в Харькове, Казани, Дерпте, Вильно и утверждены их уставы. Для подготовки учителей в 1804г. открыт Главный педагогический институт в СПб. Было открыто много приходских училищ, в уездах - уездные училища, в губернских городах - гимназии.
Удостоен всех высших наград Российской империи, включая орден Св. апостола Андрея Первозванного и алмазные знаки к ордену. Скончался в СПб. В возрасте 73-х лет; похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
- 1869 г. День рождения Григория Распутина.
Подвижник благочестия, крестьянин с. Покровского Тобольской губ., молитвенник, опытный странник. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, странствовал по православным монастырям и святым местам, неизменно возвращаясь домой на посевную и уборку урожая.
Во время одного из странствий в 1906г. познакомился с Царской семьей и стал для нее близким человеком. Сближение Царя Николая II и Царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.
«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа», — говорила Царица, а Царь считал, что Григорий — «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах.
Царь с Царицей уважительно называли Распутина «наш Друг» или «Григорий», а Распутин их — «Папой и Мамой», вкладывая в это понятие «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».
В жизни Царской семьи, по мнению Анны Вырубовой, Распутин играл такую же роль, как св. Иоанн Кронштадтский. «Они так же верили ему, как о. Иоанну
Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться».
До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина. Из Тобольска они писали Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя им приносили враждебные газетные статьи и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наивными людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину относились многие почтенные люди.
Св. Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его выдающимся странником и молитвенником, т. е. человеком, чья молитва Богу всегда угодна. Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма.
Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а Царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное, самое интимное место в жизни Царской семьи, враги Царя и России стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему, как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских отношениях с Александром III.
Назад к списку