21 января
(8 января по старому стилю)
- Емельянов день.
Народное название св. Емилиана Исповедника.
На день св. Емилиана Исповедника в разгар морозов и метелей было принято приглашать в гости кума и куму, которые приходили с куском мыла. Мыло это использовали при купании ребенка-крестника. При этом на Русском Севере приговаривали: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божьего (называли имя ребенка), на чистоту его, на красоту его». А в конце купания говорили: «С гуся вода, с моего дитятка худоба!»
В этот день «запивали» счастье парней, наскоро сложенное, против их воли, по решению родительскому. Считалось, что если запить горе немилого супружества парню в этот день, то скорее стерпится-слюбится в ненавистном союзе.
Кроме того в этот день принято было рассказывать сказки, небылицы и истории. Поэтому говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя».
- 1570 г.
В город Новгород вошел Царь Иоанн Грозный и его личная охрана. Опричники арестовали тех, чьи подписи стояли под договором с Сигизмундом, и монахов, виновных в ереси "жидовствующих". После прибытия Государя состоялся суд. Историк Р.Г. Скрынников, на основании изученных документов и личных записей Царя, пишет о приговоренных и казненных изменников - 1505 человек. Примерно столько же, полторы тысячи имен насчитывает список, посланий Иоанном для молитвенного поминовения в Кирилло-Белозерский монастырь.
- 1654 г. Переяславская рада, у Софийского собора киевляне торжественно присягали на верность Царю Алексею Михайловичу.
Гетман Богдан Хмельницкий вышел на площадь, где была собрана генеральная рада, и сказал: "Господа полковники, есаулы, сотники, все войско Запорожское! Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали сегодня явную всему народу раду, чтоб вы избрали из четырех государей себе государя. Первый - царь турецкий, который много раз призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский; четвертый - православный Великой Руси Царь восточный… Православный христианский Царь восточный - одного с нами греческого благочестия; мы с православием Великой Руси единое тело Церкви, именуемой главою Иисуса Христа. Этот великий Царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в Малой Руси, не презрел наших шестилетних молений, склонив к нам милостивое свое царское сердце и прислал к нам ближних людей с царской милостью. Возлюбим его с усердием. Кроме царской высокой руки, мы не найдем благотишнейшего пристанища; а буде кто с нами теперь не в совете, тот куда хочет: вольная дорога!" Раздались восклицания: "Волим под Царя восточного! Лучше нам умереть в нашей благочестивой вере, нежели доставаться ненавистнику Христову, поганому". Тогда переяславский полковник начал обходить казаков и спрашивал: "Все ли такое соизволяете?" "Все!" отвечали казаки. "Боже утверди. Боже укрепи, чтоб мы навеки были едино!"
- 1793 г. † Вяземский Александр Алексеевич.
Князь, генерал-прокурор Сената. Родился 3.08.1727 г. Образование получил в Сухопутном кадетском корпусе, участвовал в Семилетней войне. В 1763 г. Императрица Екатерина II посылала Вяземского на сибирские заводы для усмирения бунтовавших там крестьян. В 1764 г. ему было велено приступить к исправлению должности генерал-прокурора Сената, причем Императрица Екатерина II дала ему «секретнейшее» наставление из 10 пунктов. В них указывалось на злоупотребления в Сенате и причины удаления предшествовавшего генерал-прокурора Глебова за лихоимство, излагались взгляды Императрицы на генерал-прокурорскую власть, говорилось о противоборствующих партиях, указывались те случаи и действия, когда Сенат превышал свои обязанности, намечались нужды государства «в умножении циркуляции денег», в исправлении законов, искоренении корчемства, определялась задача сближения с Россией Малороссии, Лифляндии и Финляндии, «конфирмованные привилегии которых нарушить отрешением всех вдруг весьма непристойно б было».
Вяземский оказался самым деятельным и энергичным исполнителем указаний инструкции. В его прокурорство в сенатских делах был наведен порядок, организация департаментов создала возможность более скорого и правильного решения дел, компетенция власти генерал-прокурора определилась точнее и расширилась.
- 1836 г. Новый устав Императорской Академии.
К кафедрам исторической и физико-математической прибавлена была кафедра наук филологических. Увеличены штаты Академии, что дало возможность расширить академические музеи и коллекции. В ведение Академии поступила астрономическая обсерватория в Пулкове. В создании ее принимал большое участие Сергей Семенович Уваров (1786 - +1855 г.), назначенный министром народного просвещения в 1833 г., возведенный в графское достоинство и остававшийся в этой должности до 1849г. Начиная свою деятельность на этом поприще, он писал попечителям учебных округов: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности".
- 1878 г. Вступление в Адрионополь.
Русские войска во главе с 35-летним генералом М.Д. Скобелевым заняли турецкий город Адрионополь.
- 1872 г. † Якушкин Павел Иванович.
Писатель, фольклорист, этнограф. Родился 14.01.1822 г. в сельце Сабурово Малоархангельского у Орловской губ. в семье небогатого помещика.
В 1840 г. поступил в Московский университет. Будучи студентом, начал собирать произведения народного творчества и этнографические материалы. Опубликовал в журнале «Москвитянин» очерк «Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях» (1844 г.). Уйдя из университета, в 1846—49 гг. по заданию П. В. Киреевского собирал произведения народного творчества в центральных губерниях, став первым в России профессиональным собирателем фольклора. Итогом этой деятельности явился сборник «Русские песни, собранные Павлом Якушкиным» (вып. 1—2, 1860 г.). Материалы Якушкина (полностью не изданные) вошли впоследствии в собрания Киреевского, А. Н. Афанасьева, В. И. Даля.
- 1924 г. Умер Ленин, от сифилиса мозга, впав в безумие.
«...Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! Сам Семашко брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зеленую жижу вместо мозга; на смертном столе, в своем красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-желтом лице: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: "Умер новый бог, создатель Нового Мира, Демиург!"...». - А.И. Бунин.
Характерна реакция патриарха Тихона и его синода на смерть главного октябрьского революционера в документе под названием «Обращение Святейшего Патриарха Тихона и членов Патриаршего Священного Синода в советскую прессу в связи со смертью Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина)»: « Прошу через Вашу газету выразить Мое соболезнование правительству Союза Советских Республик по поводу тяжелой утраты, понесенной им в лице неожиданно скончавшегося Председателя Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянова (Ленина) . Патриарх Тихон, Митрополит Тихон [Оболенский], Митрополит Серафим [Александров], Митрополит Петр [Полянский]».
Назад к списку