14 января
(1 января по старому стилю)
Обрезание Господне
На восьмой день после Своего рождения Богомладенец принял обрезание, установленное законом для всех младенцев мужеского пола. При совершении этого обряда было дано Ему имя Иисус, которым повелел назвать новорожденного Архангел Гавриил еще при Благовещении Деве Марии. Имя это было предвозвещено Ангелом и святому праведному Иосифу Обручнику: Иисус (евр. Иошуа – «Господь – его спасение»). Имя это является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1: 21).
По святоотеческим толкованиям, Господь, Сам являясь источником Закона Божия, принимает обрезание, являя Собой пример, как следует людям неукоснительно исполнять Божественные установления. В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения, прообразом которого он являлся.
- 379 г. Память святителя Василия Великого.
День памяти свт. Василия Великого. Св. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской (†379) наряду с Николаем Чудотворцем особо почитается на Руси. За особые заслуги перед Церковью его именуют "Великим" и "Вселенским учителем"; он защищал православную веру от еретиков, написал много душеспасительных книг, церковных молитв и божественную литургию. Его друг Григорий Богослов сказал о нем в надгробном слове: "Он был опора веры, правило истины, образец Церкви, обитель Духа, муж, превзошедший меру добродетелей". Частица его мощей поныне пребывает в Почаевской Лавре.
Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.
"Васильев день", в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия.
Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали св. Василия и боялись прогневить его. В Орловской губ. на Новый год приготовляли жареного поросенка и называли его касарецким, от названия св. Василия Великого Кесарийским.
Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «А то было о Васильеве дне», или: «Случилось на Васильев день»; «Он нанялся от Васильева дня до Евдокии».
Васильев день разделял Святки: с 7 по 14 янв. праздновались святые вечера, а с 14 по 19 янв. — страшные. Зимние Святки это, прежде всего, гуляния молодежи, начинающиеся в Рождество и заканчивающиеся в Крещение.
На Русском Севере был обычай выпекать в этот вечер печенье в виде домашней козули. Обрядовая пища из поросенка и выпечка в виде домашней скотинки предвещали изобилие и достаток в доме.
В этот день совершается варенье каши до рассвета. «Русского мужика без каши не прокормишь», — говорили в народе. Каша — одно из древнейших блюд человечества. Существует даже версия, что хлеб произошел от каши. Каши подавали просто как отдельные люда. Их использовали как начинки в пирогах, фаршировали птицу и просят, а также варили к супам, борщам и щам.
- 1573 г. † Малюта Скуратов.
Верный опричник Царя Иоанна Грозного. Скуратов-Бельский Григорий-Малюта Лукьянович, многие в те времена носили два имени - христианское и "мирское"- Малюта, из-за маленького роста. Так поступил и Скуратов-Бельский. Происходил из дворянского рода.
В конце 1572 г. во время Ливонской войны Царь Иоанн Васильевич вместе с войском вступил в Эстонию. Малюта был в одном из полков и погиб в бою при взятии замка Вейсенштейн (ныне г. Пайде в Эстонии) 1 января 1573 г.
По приказу Царя тело Скуратова-Бельского было отвезено в Иосифо-Волоколамский монастырь. Родственники Скуратова-Бельского продолжали пользоваться царскими милостями, а его вдова получала пожизненную пенсию, что было уникальным фактом в то время.
- 1573 г. Взятие крепости Вейсенштейн (ныне эстонский город Пайде) русскими войсками. (Ливонская война, 1558-1583 гг.).
- 1647 г. † Митрополит Киевский Петр Могила.
Петр Могила скончался 50 лет от роду в четвертом часу ночи под 1 января 1647 г.
За девять дней до своей кончины, чувствуя себя больным, он написал свое духовное завещание. Здесь он словами выразил то же самое, о чем делами свидетельствовал в продолжение всей своей жизни. Выразил прежде всего свою любовь и непоколебимую приверженность к святой православной вере, в которой родился, был воспитан и провел всю жизнь и в которой теперь желал предстать пред престолом Божиим. Выразил свою любовь к просвещению, к своей коллегии и к святым храмам.
"Лишь только, — писал он, — Господь Бог сподобил меня сделаться архипастырем Киевской митрополии и еще прежде архимандритом Печерской лавры, я видя, что упадок веры и благочестия в русском народе происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка у него просвещения и школ, дал обет Богу моему — все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что будет оставаться от доходов с имений, принадлежащих вверенным мне по моему служению св. местам, обращать частию на восстановление разрушенных храмов Божиих, от которых остались жалкие развалины, частию на основание школ в Киеве и утверждение прав и вольностей народу русского.
Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более своею любовью к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви.
Для своей Малорусской Церкви он оказал величайшую услугу тем, что отстоял пред королем Владиславом IV главнейшие ее права, поруганные латинянами и униатами, и мужественно защищал ее в продолжение всего архипастырского служения.
- 1700 г.
Новый 1700 год по решению Царя Петра I праздновали 6 дней. Утром 1 января Петр командовал военным парадом, затем в Кремле на площади для не имущих были выставлены чаны с пивом и калачи, начался пир во дворце, вечером Царь лично открыл грандиозный фейерверк.
- 1711 г.
Перед началом «Прутского похода» Императора Петра Великого против Османской Империи «1 января 1711 г. Петр обедал у кн. Меншикова; вечером при фейерверке освещены два щита, на одном изображена Вифлеемская звезда с надписью: «Господи, покажи нам дорогу в Турцию, на другом - столб с ключом и шпагой, с надписью: «Иде же правда, там и помощь Божия» (Пс.125,8)» (А.С. Пушкин, «История Петра»).
- 1719 г. Указ Царя Петра I.
Указано не производить в офицерские чины тех лиц, которые, опираясь на свою дворянскую породу, вовсе не служили солдатами.
- 1809 г. † Шереметев Николай Петрович.
Остаток жизни граф Николай Петрович Шереметев посвятил памяти любимой супруги и заботам о страждущих. Помимо странноприимного дома, он строил храмы и больницы в Москве, Петербурге, Ростове. Открытие странноприимного дома и освящение Троицкой церкви в Москве должно было состояться 23 февраля 1809 г. — в день памяти графини и в год столетия Полтавской битвы, в которой сражался дед основателя. Однако незадолго до назначенной даты, 2 января, Н.П. Шереметев умер от простуды. Согласно последней воле графа, его похоронили рядом с женой в Петербурге, в простом гробу, раздав все деньги, положенные на достойное погребение, нищим.
Открытие странноприимного дома было приурочено ко дню рождения Н.П. Шереметева и состоялось на следующий год, 28 июня 1810 г., при огромном стечении народа всех чинов и сословий. Освящал Троицкую церковь епископ Дмитровский Августин. Торжество началось с панихиды по графу и графине Шереметевым.
Новая Троицкая церковь осталась трехпрестольной, но ее боковые приделы были освящены во имя свт. Николая Чудотворца и свт. Димитрия Ростовского — небесных покровителей Н.П. Шереметева и его сына; а в память о престоле прп. Ксении была построена маленькая часовня в саду.
Первый параграф устава странноприимного дома гласил: «Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени». Он состоял из богадельни на 100 человек и больницы на 50 человек для бесплатного лечения. Во время войн: Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской, Первой мировой — странноприимный дом обращался в госпиталь; здесь принимали и раненых в Бородинском сражении (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших во всех трех русских революциях.
Шереметевы оставались попечителями странноприимного дома до 1917 г. и даже при собственных стесненных обстоятельствах считали делом фамильной чести содержать больницу. В странноприимном доме и Троицкой церкви побывали все Императорские особы — от Александра I до государя-страстотерпца Николая II.
В 1919 году на базе странноприимного дома открылась Московская городская станция скорой помощи.
20 апреля 1922 года во время изъятия церковных ценностей из Троицкого храма вывезли более семи пудов серебра, золотой крест, бриллианты, жемчужную ризу. В тот же год храм был закрыт, так как по закону все домовые храмы подлежали упразднению.
В 1923 году по приказу наркома здравоохранения Н.А. Семашко в Шереметевской больнице был устроен Институт травматологии и неотложной помощи, который позже стал называться НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.
- 1810 г.
В первый день нового года лично Император Александр I открыл преобразованный из "непременного совета", вновь учрежденный Государственный Совет.
- 1813 г.
Высочайшее повеление Александра I, о переходе войск через Российскую границу: "Пора положить предел нестерпимому кичению, которое, несмотря на собственную свою и других земель пагубу, хочет реками крови и грудами костей человеческих утвердить господство над всеми державами… Мы стоим за веру против безверия, за свободу против властолюбия, за человечество против зверства. Бог видит нашу правду. Он покорит под ноги наши гордого врага и посрамит ползающих к стыду человечества перед ним рабов".
- 1813 г.
Император Александр I с князем Кутузовым, отслушав молебен, перешли Неман у Мереча и вступили в Варшавское герцогство.
Перед выступлением в поход Император отдал приказ войскам: "Вы видели в земле нашей грабителей, расхищавших дома невинных поселян. Вы праведно кипели на них гневом и наказали злодеев! Кто ж захочет им уподобиться? Если же кто, паче чаяния, таковой сыщется, да не будет он русским! Да исторгнется из среды вас!… Воины! Сего требует от вас ваша Православная вера, ваше Отечество и Царь ваш".
- 1837 г. Глинка М. И. назначен капельмейстером певческой Императорской капеллы.
Государь Николай I объявил ему: "Глинка, я имею к тебе просьбу и надеюсь, что ты не откажешь мне. Мои певчие известны по всей Европе и, следовательно, стоят, чтобы ты занялся ими. Только прошу, чтобы они не были у тебя итальянцами". Глинка начал набирать певчих в Черниговской губернии, главным образом из архиерейских певчих. Государь обыкновенно сам экзаменовал их.
- 1839 г. в Петербурге был выпущен первый номер журнала "Отечественные записки".
- 1853 г. Начало новой эпохи в русском театре.
Поставлена первая комедия А. Островского «Не в свои сани не садись».
- 1864 г. Указ о введении Положения о земских учреждениях в 33 губерниях европейской части России.
Издавна в России существовали различные местные (сословные) органы самоуправления. Но с середины XIX в. государство приступило к созданию представительного самоуправления различных слоев населения на основе самофинансирования и с передачей в их ведение местных дел, которыми раньше излишне обременяла себя центральная государственная власть. Таковая система земства была введена в ходе либеральных реформ Императора Александра II.
- 1865 г.
Высочайший указ от 1 января 1865 года назвал цвета Русского флага черно-желто-белый "государственными". Так появился в стране первый государственный флаг. Отныне флаги названных цветов должны были украшать все казенные учреждения. Для частного употребления был оставлен триколор.
- 1869 г. † Павел Обухов.
Русский металлург, создатель Обуховского завода, изобретатель пушек, родился в 1820 г.
- 1874 г. Высочайший Манифест
Провозгласивший введение в России всесословной воинской повинности, устав которой снял тягость военной службы с низших, податных сословий, на которых она лежала до тех пор, и призвал к участию в отбывании этой повинности и прочие высшие сословия государства.
- 1895 г.
Вступило в силу "Положение о казенной продаже питей". Окончательное введение винной монополии в дореволюционной России.
- 1896 г. Манифест «О незыблемости самодержавия»
В своем Манифесте Император Николай II обращался к народу: "Призываем всех верных наших подданных... вместе с Нами вознести горячую молитву Подателю всех благ, да направит Он Нас по стопам Незабвеннаго Родителя Нашего, Коего жизнь и труды на пользу дорогого отечества останутся для Нас навсегда светлым примером".
- 1901 г. в России прекращена практика ссылки преступников в Сибирь.
- 1905 г.
Государь был в Юго-западном крае, провожая на фронт войска, когда пришла весть о падении Порт-Артура. Вернувшись в столицу, Он издал — на 1 января 1905 г. — приказ по армии и флоту.
«Порт-Артур перешел в руки врага» — начинался этот приказ, прежде всего воздававший хвалу доблести защитников крепости. «Мир праху и вечная память вам, незабвенные русские люди, погибшие при защите Порт-Артура! Вдали от родины вы легли костьми за Государево дело... Мир праху вашему и вечная о вас память в наших сердцах.
«Слава живым! Да исцелит Господь ваши раны и немощи, и да дарует вам силу и долготерпение перенести новое постигшее нас испытание.
«Доблестные войска Мои и моряки! Да не смущает вас постигшее горе. Враг наш смел и силен, безпримерна трудна борьба с ним вдали, за десяток тысяч верст от источников нашей силы. Но Россия могуча. В тысячелетней ее жизни были годины еще более тяжелых испытаний, еще более грозной опасности, и каждый раз она выходила из борьбы с новою силой, новою мощью...
«Со всею Россией верю, что настанет час нашей победы, и что Господь Бог благословит дорогие Мне войска и флот дружным натиском сломит врага и поддержат честь и славу нашей Родины».
- 1907 г. Вступил в силу закон о земельной реформе.
Разрешался свободный выход из общин, и устанавливалась личная крестьянская собственность на землю.
- 1908 г.
В ночь на 1 января, было святому праведному Иоанну Кронштадтскому видение. Явился ему старец Серафим Саровский и показал: толпы людей в красном несут пентаграмму (пятиконечная звезда), на которой восседает диавол. Крики сливаются в призывный, безумный вой: "Вставай, проклятьем заклейменный!".
- 1929 г. † Нилус Сергей Александрович.
Русский духовный писатель. Родился в Москве.
Единственным средством, которое может предотвратить порабощение России мировым злом, Нилус считал возвращение к вере отцов — святому Православию. Писатель был убежден, что оружие в борьбе с духом антихриста — это, прежде всего, подлинно христианская, просветленная любовь и смирение. Размышлениями о великом предназначении России и судьбах мира проникнуты и последующие сочинения Нилуса.
В 1906 г. по воле Императрицы Александры Федоровны был заключен брак Нилуса с ее фрейлиной, Е. А. Озеровой, ставшей верной спутницей писателя. Нилус планировал принять священнический сан, но этому помешала кампания травли Нилуса, поднятая в либеральной печати. Она была вызвана как публикацией «Протоколов…», так и опасениями, что Нилус станет «старцем»-духовником государя-мученика Николая Александровича (который высоко оценил книгу Нилуса). Нилусы были вынуждены навсегда покинуть Петербург.
Духовником и руководителем Нилуса стал великий Оптинский старец Варсонофий (Плиханков).
Последняя прижизненная книга Нилуса «Близ есть, при дверех: О том, чему не желают верить и что так близко», проникнутая апокалипсическими мотивами, вышла в январе 1917 г. По приказанию А. Ф. Керенского тираж ее был уничтожен. В первые после октябрьские годы за чтение и хранение книг Нилуса расстреливали на месте, затем на протяжении более чем полувека имя писателя было под строжайшим запретом.
Живший с 1912 г. в Валдае, Нилус после революции переехал в имение кн. В. Д. Жевахова Линовица Полтавской губ. В 1923—26 гг. он несколько раз подвергался обыскам и тюремному заключению (в Киеве, в Москве на Лубянке), чудом избежал расстрела. В 1926—28 гг. жил в Чернигове, затем переехал в с. Крутец Владимирской губ., где и наступила его кончина на 68-м году жизни, в четырех верстах от Александровой слободы, накануне дня памяти столь любимого им старца Серафима Саровского.
Несмотря на жесточайшие испытания и гонения, Нилус до конца дней продолжал записывать рассказы о проявлениях святости на Руси, о государе-мученике Николае Александровиче, о спасительной силе покаяния. Эти заметки опубликованы в книгах «На берегу Божьей реки». Часть 2» (Сан-Франциско, 1969 г.) и «Неизвестный Нилус» (1995 г.).
- 1943 г. Начало наступления под Ленинградом.
- 1966г. † Королев Сергей Павлович. Русский конструктор ракетно-космических систем.
- 1969 г.
В космос отправился российский космический корабль "Союз-4", а на следующий день - "Союз-5". Впервые пилотируемые космические корабли произвели стыковку на орбите. Впервые был осуществлен переход космонавтов из одного корабля в другой.
Назад к списку