БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

12 января

(30 декабря по старому стилю)

- III в. Анисия Желудочница.

Народное название св. мц. Анисии.

В день памяти мц. Анисии крестьяне варили свиные желудки. По этим желудкам гадали о зиме. Обычно в эту пору завершался осенний убой скота, прежде всего свиней. На Анисию начиналась подготовка к Васильеву вечеру: резали поросенка, выскабливали, мыли его внутренности и шкуру на реке. Готовили праздничную пищу. В русской печи топили нутряное сало, жарили печенку и селезенку, готовили поросячьи ножки. Считалось, что человек, родившийся в день Анисьи  Желудочницы, станет хорошим плотником и удачливым охотником.

- 1371 г.  Рождение Великого Князя Василия I Дмитриевича.

Вел. князь 1389г. - 1425г. После смерти своего отца Дмитрия Донского в 1389 по завещанию получил великое княжение Владимирское. В 1391 женился на Софье, дочери Витовта Литовского.

- 1468 г.   † Трифон Ростовский.

Епископ Ростовский, ск.. По рукописным святцам отмечается «память иже во святых отца нашего Трифона, епископа Ростовского, погребенного в Ярославском Спасском монастыре». До своего рукоположения свт. Трифон был настоятелем Московского Новоспасского монастыря и духовником вел. кн. Василия Васильевича Темного. На Ростовскую кафедру он был хиротонисан в 1462. Через 4 года оставил кафедру и жил в Спасском монастыре, где и преставился.

Память его празднуется 1/14 февр.

- 1701 г.

Царским указом Петра I,  запрещено падать перед Царем на колени, а зимой снимать головные уборы, проходя мимо царского дворца.

- 1868 г.  † Безак Александр Павлович.

Генерал от артиллерии, генерал-адъютант. Удостоен всех высших российских орденов включая орден Св. апостола Андрея Первозванного. Скончался в С.-Петербурге в возрасте 67 лет; похоронен в Киево-Печерской лавре.

- 1916 г.

30 декабря 1916 года принятый лично Царицей председатель Астраханской Народной Монархической партии Нестор Тиханович-Савицкий просит предупредить Царя о готовящемся заговоре антирусских сил. Его информация была удивительно точна. «Главный Комитет Союза земств и городов, руководимый Львовым, Челноковым, Астровым, открыто готовит государственный переворот. Городские Головы, Председатели Земских Управ и другие лица, заблаговременно и специально для того подобранные, получают на Московских съездах, явных и тайных, указания, как возбуждать местных гласных, а через них и население; порочат Царицу, а через нее и Царя; это опорочивание всего, что мешает замыслам левых, является самым верным орудием их, которое ими искусно применяется; все правое опорочено уже давно; Правительство опорочено окончательно недавно, и если правые или Правительство теперь поднимут голоса в защиту чего-либо, то будут встречены лишь насмешками; остается у них последняя преграда — авторитет Царя; на эту последнюю преграду теперь и направлены все усилия Союза желтого блока и печати».

- 1919 г.  † Никон Рождественский.

Николай Иванович Рождественский, русский церковный и общественный деятель, духовный писатель, издатель, архиепископ. Из многодетной семьи (22 ребенка) сельского дьячка. Закончил Московскую духовную семинарию.

С 1879 г. Никон выпускает «Троицкий листок», общедоступное периодическое издание, ставившее своей целью духовное просвещение и нравственное воспитание народа. «Троицкий листок» пользовался большой популярностью среди русских людей, за 30 лет было напечатано более 136 млн. экз. В 1880 г. Никон принял монашеский постриг. В 1885 г. он публикует книгу «Жития и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России Чудотворца», ставшую наиболее полным жизнеописанием великого русского святого.

Либеральные и революционные журналисты («прелюбодеи печатного слова») и интеллигенты, писал Никон, разрушают Россию. «Соблазн идет от интеллигенции», — справедливо считал владыка. Именно интеллигенция своими делами способствовала «крушению духовных основ нашего исторического бытия».

Авторитет Никона Рождественского среди коренных русских людей был очень высок, его очень любили в простом народе. Зато либерально-масонская интеллигенция, сионисты и революционеры люто его ненавидели, подвергали клеветническому поношению, грозили физической расправой.

«Главное гнездо врагов России,— указывал архиепископ Никон,— за границей. Они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранным, не противно было пользоваться нашими услугами… С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба».

Революцию 1917 г. Никон расценил как «торжество сатаны». В послании к Всероссийскому Церковному Собору (от 15 авг. 1917 г.) он писал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию».

- 1937 г.   † Коринфский Аполлон Аполлонович.

Поэт, прозаик, один из крупнейших знатоков народного быта. Родился 29.08. 1868 г., в Симбирске в семье дворянина, мирового судьи и мирового посредника.

Выросший в приволжской деревне, Коринфский навсегда сохранил интерес к народному слову, собирал и записывал тексты календарно-обрядовой и духовной

поэзии Смоленской, Симбирской, Казанской, Олонецкой, Нижегородской и др. губерний, изучал и издавал их: «Народная Русь…», «Трудовой год русского крестьянина», «В мире сказаний. Очерки народных взглядов и поверий» (1905) и др..

Наибольшее значение поэт придавал своим т. н. бывальщинам — стихотворным переложениям сюжетов из исторического прошлого России: «Волга. Сказания, картины и думы» (1903), «Бывальщины. Сказания, картины и думы» (1896, 1899, 1900), «В тысячелетней борьбе за Родину. Бывальщины X – XX вв. (940—1917)» (1917) и др.

11 января     13 января


Назад к списку