4 января
(22 декабря по старому стилю)
- Анастасия Узорешительница.
Великомученица Анастасия называется Узорешительницей, потому что много служила узникам, заключенным в темницах за веру Христову, облегчая их страдание. День памяти святой Анастасии - узорорешительницы, считавшейся покровительницей рожениц. Анастасия Узорешительница помогает разрешиться от бремени.
В этот день варят постную кашу и дают ее беременным, чтобы оградить от болезней всяких. В этот день вышивали полотенце, которое должно было помочь при родах. Вышивальщицу называли узорницей, а вышивку — узорочьем. Такое полотенце было своеобразным оберегом. Издавна считалось, что жизнь беременной и будущего ребенка подвергается множеству опасностей. На этот случай в народе существовали особые обычаи, которые свято соблюдались.
- 304 г. † Великомученица Анастасия Узорешительница.
Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
- 1870 г. † Ушинский Константин Дмитриевич.
Константин Дмитриевич Ушинский (род. в 1824 г.) – основоположник педагогической науки в России, автор широко известных учебников для народных школ, литератор, журналист. Видел в Православии и патриотизме основу неразрывного единства обучения и воспитания: необходим не просто запас знаний, а создание нравственной личности. Большое значение в воспитании Ушинский придавал тщательному и глубокому изучению русского языка, в котором "одухотворяется весь народ и вся его родина".
- 1878 г. Освобождение Софии от Османского владычества.
В 1877 г. Россией Турции была объявлена война, ставшая для Болгарии освободительной. Вначале бои велись далеко от Софии. Но после освобождения Плевны русской армией, турецкое командование в Софии забило тревогу, ведь здесь были сосредоточены многочисленные склады продовольствия и боеприпасов турецкой армии. Турецкий паша дал приказ сжечь город, когда к нему приблизятся русские войска. Перевалив в неимоверно тяжких зимних условиях горный хребет Балкан, русская армия в боях у села Горни-Богоров и Саранцы разбила вдвое превосходящую по численности турецкую армию и 22декабря 1877 г. вступила в Софию. Население встретило освободителей ликованием. Таким образом, София после почти пяти-векового ига вновь стала свободной. И хотя она утратила прежний блеск и пришла в полный упадок в экономическом отношении, уже спустя два года стала столицей независимой Болгарии.
- Именины Великой Княжны Анастасии.
Последние именины младшей дочери Царская Семья отметила в 1917г. в Тобольске. "Отпраздновали именины Анастасии молебном в 12 ч." - из дневника Государя.
- 1903г. † Беляев, Митрофан Петрович.
Известный русский музыкальный издатель и меценат. Сын богатого лесопромышленника, Беляев родился 10 февраля 1836г. в Санкт-Петербурге и получил очень хорошее образование. С 9 лет он начал учиться игре на скрипке и самоучкой на фортепиано, которым впоследствии стал заниматься систематически.
В 1884г. Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений А.К. Глазунова. На следующий год было положено начало систематическим русским симфоническим концертам, так называемым "Беляевским". В том же году Беляевым было основано в Лейпциге музыкально-издательское дело. И концерты, и музыкальное издательство Беляев не оставлял до самой своей смерти. С 1891г. Беляев стал устраивать и русские квартетные вечера, в которых исполнялись произведения русской камерной музыки. Благодаря им Балакирев, Бородин , Римский-Корсаков , Глазунов, Скрябин и др. получили возможность слышать свои сочинения в оркестровом исполнении и судить о том впечатлении, какое производят задуманные ими оркестровые эффекты.
С 1885г. Беляевым было издано около 3000 номеров произведений Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Лядова, Соколова, С.И. Танеева, Скрябина, Гречанинова, братьев Блуменфельдов, Щербачева, Витоля и многих других.
М.П.Беляев был самым великим меценатом в музыкальном искусстве, поддерживая, развивая и популяризируя, как в России, так и в Европе русскую классическую музыку! Он истратил около 2,5миллионов рублей на организацию концертов наших композиторов и музыкантов в Европе, издание русских нот в Лейпциге, гонорары композиторам за их шедевры (3000руб. Бородину за оперу "Князь Игорь"), на выплату глинкинских премий (а после смерти в декабре 1903г. МП.Беляева -беляевских премий).
Беляев умер неожиданно, еще бодрым и энергичным, 22 декабря 1903г. В завещании своем он оставил значительный капитал - большую долю своего крупного состояния, - обеспечивающий выдачу ежегодных "Глинкинских" премий русским композиторам.
Бескорыстная деятельность Беляева в области русской музыки, по удачному сравнению В.В. Стасова, имеет то же значение, как деятельность П. Третьякова в области русской живописи. Оба служили настоящему национальному русскому делу, оба руководились чувством, далеким от официального и показного патриотизма, неспособного на бескорыстные жертвы. В деятельности этих двух русских купцов, связь которых с "податными сословиями" была совсем свежа, сказалось здоровое общественное начало, таящееся в глубине русской коллективной души.
- 1906 г. Ходатайство крестьянина села Покровского Тобольской губернии Григория Распутина об именовании его и его потомства фамилией Распутиных-Новых удовлетворено Высочайшим рескриптом.
- 1938 г. † Новоселов Михаил Александрович.
Священномученик, епископ Сергиевский, духовный писатель. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В юные годы становится учеником Л. Н. Толстого, под влиянием которого начинает преподавать в сельской школе. В 1888 создает одну из первых толстовских земледельческих общин, просуществовавшую ок. двух лет. К 1892 Новоселов окончательно обращается к Православию, а несколько позже выступает против учения Л. Н. Толстого. Он сближается с о. Иоанном Кронштадтским и со старцами Оптиной пустыни. Участвует в религиозно-философских собраниях 1902—03 в Петербурге. Делом жизни Новоселова было издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902—17), ставившей целью церковное просвещение народа, прежде всего молодежи.
В 1921 он перешел на нелегальное положение. Тогда же он тайно принимает монашеский постриг с именем Марк. В 1923 в Даниловом монастыре он был хиротонисан во епископа Сергиевского и стал деятельным членом «катакомбной» Церкви. В 1928 Новоселова арестовали. Он просидел 10 лет в одиночке Ярославского политизолятора. В 1938 еп. Марк (Новоселов) был расстрелян.
- 1959 г.
Луна-1 стала первым космическим аппаратом, достигшим окрестностей Луны.
Назад к списку