3 января
(21 декабря по старому стилю)
- Петр полукорм. Народное название трех дней в году, 21 дек./3 янв., 16/29 янв. и 1/14 февр., на которые в разных областях России крестьяне считали,
что половина корма, заготовленного на зиму, съедена.На день св. Петра, митрополита Московского и всея Руси чудотворца, хозяева проверяли свои амбары и хранилища. Выходя из амбара, хозяин ломал лучины и клал обломки крест-накрест поверх зерна, чтобы охранить его от нечистой силы.
- 1326 г. † Петр митрополит Московский и всея Руси.
Петр, митрополит киевский и всея России, в постоянных путешествиях для устроения паствы часто приходил в славный град, называемый Москва, тогда еще малый и немногонародный — не такой, каким видим его теперь. И сильно возлюбил Москву Божий святитель и начал жить в том городе больше иных мест.
Он увещевал сына Даниилова, благочестивого князя Ивана Данииловича Калиту, заложить храм Успения Пречистой Девы и провидел юную славу Москвы.
"Если ты послушаешь меня, сын мой, и воздвигнешь храм Пречистой Богородицы — и успокоишь меня в своем граде: то и сам прославишься больше иных князей, и сыны, и внуки твои в роды родов, и град сей славен будет среди всех градов русских, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плеща врагов его, и прославится Бог в нем, и кости мои положены в нем будут".
Иван Калита исполнил пожелание старца, который вскоре, 21 декабря 1326 г., скончался и погребен в Успенском соборе, где в том же веке обретены его честные мощи. Вся последующая летопись Московского государства есть одно торжественное подтверждение пророчества святителя Петра.
- 1406 г. † Блговерная Княжна Иулиания Вяземская.
Блаженная княгиня Иулиания - образец высокого супружеского целомудрия. Иулиания Вяземская в трудные годы литовского нашествия на Смоленск совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность.
- 1505 г.
Случалось, что, находясь в плену, последователи ислама добровольно выражали желание принять крещение. Так поступил казанский царевич Кайдакул. Он взят был в плен в 1487г. вместе с братом своим царем казанским Алегамом, матерью и другими ближайшими родственниками и сначала сослан был в Каргополь на жительство, а потом перемещен в Ростов, в архиерейский дом.
Проведши в России осьмнадцать лет, этот царевич имел возможность хорошо ознакомиться с истинами христианской веры и, решившись принять ее, обратился к митрополиту Симону, чтобы тот испросил ему у государя Василия Иоанновича разрешение креститься. Когда государь повелел ему явиться в Москву, он повторил свою просьбу лично пред государем со слезами на глазах. И потому 21 декабря 1505г. был крещен в Москве-реке в присутствии самого Василия Иоанновича и его двора, получив при крещении новое имя Петра. После крещения он дал присягу и письменное удостоверение за поручительством митрополита, что пребудет непоколебимым в православной вере и неизменно верным русскому государю до конца своей жизни. А чрез месяц удостоился чести сделаться зятем государя, женившись на сестре его Евдокии. И действительно, свято исполнил данный обет верности православию и русскому престолу († 1523г.).
- 1550 г.
Двинская грамота Царя Иоанна Грозного о новых мерах (осьминах) от 21.12.1550 г. является исторически важным документом, дающим представление о системе мероприятий по порядку передачи значений единиц измерений от образцовых мер к рабочим.
Грамота эта была адресована к местным выборным людям. Вместе с грамотой им посылалась «мера медяная новая» (осьмина), предписывалось изготовить копии с этой меры («спуски новые деревянные») и заклеймить все меры («на всех учинити по пятну»). Иван Грозный: «А таковы если меры послал во все свои городы ровны».
- 1612 г.
Были разосланы грамоты по всей Руси об избавлении Москвы, а вслед затем была послана грамота во все города, чтобы отовсюду посылали в Москву лучших и разумных людей для избрания Государя.
- 1709 г.
Государь Петр I Алексеевич, по одержании им Полтавской победы, 21 декабря 1709г. триумфально вступал в Москву, по пути царского следования стояли дети, облаченные в белые стихари, с вербными ветвями в руках. Они встречали Государя пением: «Благословен грядый во имя Господне». Тем самым одновременно знаменовалось то, что Царь есть «подобие Божие» (в память о въезде в Иерусалим в Вербное воскресенье самого Господа Иисуса Христа), и то, что Москва - не только «Третий Рим», но и подобие Иерусалима.
- 1763 г. † Лаптев Харитон Прокопьевич. Один из командиров северных отрядов Великой Северной экспедиции.
В декабре 1737г. был назначен начальником отряда Великой Северной экспедиции с поручением обследовать и описать побережье Арктики к западу от Лены до устья Енисея. В 1743г. возвратился в Петербург, успешно выполнив задание, продолжал службу на судах Балтийского флота (с 1762г. — обер-штер-кригс-комиссар). Донесения и отчеты Лаптева 1739-1743гг. содержат ценные сведения о ходе работ северного отряда Великой Северной экспедиции, о гидрографии побережья полуострова Таймыр.
В честь Харитона Лаптева и его двоюродного брата Дмитрия Лаптева названо Море Лаптевых.
- 1812 г. Приказ М.И. Кутузова по армии об изгнании французской армии из пределов России.
- 1906 г. † Владимир Федорович фон-дер Лауниц.
Санкт-Петербургский градоначальник, родился 10.08.1855 г., убит злодеем в Петербурге при освящении церкви в Институте экспериментальной медицины. Верный присяге, как русский генерал и гражданин, до последней минуты своей жизни он служил Государю, являясь крепкой опорой Царского трона. Эту опору врагам Монархии надо было сокрушить. За несколько лет он выдержал 15 покушений! Отпевал его, еле сдерживая слезы, митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), провожал весь Петербург. На могиле Владимира Федоровича в селе Каргашино до нынешнего дня стоит подаренный Св. Государем Николаем Александровичем черный гранитный крест, крепко упирающийся на высокий камень. Этот крест-памятник, по форме напоминающий апостольский, символизирует собой "несокрушимую скалу в житейском море", о которую разбиваются враги Святой Руси. За прошедшие десятилетия богоборцы много раз пытались уничтожить крест, сельчане рассказывали, как однажды, накинув на памятник цепи, "его тащили аж три трактора". Безуспешно! Он по-прежнему крепко стоит на скале! Только зазубрины от тяжелых цепей, как рубцы у старого воина, остались на его теле.
"Единственное средство для борьбы с кровавой вакханалией - это непреклонная стойкость тех, кто служит Родине, - говорил Владимир Федорович. - Убьют меня, на мое место явится другой, которому я желаю одного: обладать тем же чувством непоколебимого долга".
- 1914 г. Победа под Ардаганом.
21 декабря в бою под Ардаганом турки потерпели поражение и 3-й Горско-Моздокский полк в составе Ольтинского отряда вошел в Ардаган где и расположился. 24 декабря в Ардагане состоялся парад русских войск в честь побед по Саракамышем и Ардаганом.
- 1916 г. Похороны Григория Распутина.
Государь Император Николай II писал в дневнике: "Среда. В 9 час. поехали всей семьей мимо здания фотографии и направо к полю, где присутствовали при грустной картине: гроб с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17-е дек. извергами в доме Ф. Юсупова, кот. стоял уже опущенным в могилу. О. Александр Васильев отслужил литию, после чего мы вернулись домой. Погода была серая при 12 мороза".
Дочь М.Г. Соловьева-Распутина вспоминала: " Пока взрослые пытались хоть как-то утешить маму, Царские дочери обнимали нас (детей Г. Распутина), выказывая любовь и сочувствие. Алексей же стоял в стороне, сдерживая рыдания. По его щекам текли слезы. Царь заверял маму: - Госпожа Распутина, я стану вторым отцом для ваших прекрасных дочерей. Мы с Алекс всегда их любили, как собственных дочек. Пусть они продолжают учиться в Петрограде, и я позабочусь о том, чтобы они ни в чем не нуждались".
- 1922 г.
Информационная сводка ГПУ по Самарской губернии от 3 января 1922 г.: "… Наблюдается голодание, таскают с кладбища трупы для еды. Наблюдается, детей не носят на кладбище, оставляя для питания…". В стране свирепствовал страшный голод, люди миллионами погибали, а советское правительство в это время вывозило хлеб за границу.
7 декабря 1922 г. Политбюро принемает преступное постановление: "Признать государственно необходимым вывоз хлеба в размере до 50 миллионов пудов".
Назад к списку