БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

26 июля

(13 июля по старому стилю)

- Гавриил. Стефан Савваит.

В этот день говорили: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил. Золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». Жатва продолжается. Жатва — время дорогое, никому тут нет покоя. Пот ключом бьет, а жнец свое берет. Пока колос в поле, тружись подоле.

Сухая погода в этот день обещала хорошую осень, а коли сильные дожди припустят — урожай погибнет. Стефан Савваит ржице да матушке земле поклониться велит.

- 1552     Послание Митрополита Макария.

Из Коломны во время приготовлений к бою с приближавшимися врагами Царь Иоанн писал к митрополиту и просил его молитв, а когда враги были прогнаны, извещал царицу и митрополита о победе и просил его молитв и благословения на новый поход против Казани. Митрополит отвечал обширным посланием (13 июля 1552), в котором, призывая на царя и все его войско благословение Божие, писал, что за них усердно молятся все святители, все духовенство, все православные люди; убеждал царя и всех воинов пребывать в чистоте, и целомудрии, и других добродетелях и хранить себя от гордости, и пьянства, и всякого грехопадения; обещал на небеси мученические венцы тем, которые пролиют свою кровь и падут в борьбе с врагами Креста Христова, и в особенности наставлял государя — да хранит четыре священных заповеди: храбрость, мудрость, правду и целомудрие. Послание митрополита государь принял с благодарностию и в ответной своей грамоте к нему бил ему челом от лица всех своих сподвижников и снова просил его молитв и благословения.

- 1588     Прибытие в Москву Цареградского патриарха Иеремии II.

- 1645     † Царь Михаил Федорович Романов.

В день своего ангела, стоя у заутрени Царь заболел. В церкви с ним случился приступ, и его перенесли в царские хоромы. К вечеру болезнь усилилась; он стал стонать, жалуясь, что внутренности его терзаются, приказал призвать Царицу и сына, 16-летнего Алексея Михайловича, и патриарха, простился с женою, благословил сына на царство, исповедался, приобщился Святых Тайн и, в начале третьего часа ночи почил.

- 1645     Вступил на престол Царь Алексей Михайлович (1645-1676). 

"Князи и бояре и весь  царский синклит и вси чиновнии людие московский жители целовали  крест  благоверному государю... Алексею Михайловичю, что быти ему на  Московском  государстве  и над всею  Российскою  землею  царем  государем  и  великим  князем". 

- 1704     Русские войска под командованием Царя Петра I взяли шведский город Дерпт.

Штурм начался ночью, после мощной артиллерийской подготовки - "огненного пира" по выражению Петра. В пробитые ядрами бреши в стене хлынула пехота, которая овладела основными укреплениями. После этого гарнизон прекратил сопротивление. Отдавая дань мужеству шведских солдат и офицеров, Царь Петр разрешил им покинуть крепость. Шведов снабдили в путь месячным запасом продовольствия и телегами для вывоза имущества. Русские потеряли во время приступа 700 человек, шведы около 2 тыс. 1388 человек шведов, положив оружие, вступили в русскую службу.

Царь отпраздновал возвращение "праотеческого города" (на месте Дерпта находился древний славянский город Юрьев) троекратной стрельбой из пушек и отправился на осаду Нарвы.

- 1812     Сражение при Островно.            

Чтобы не допустить к Витебску авангардные французские части под командованием маршалов Нея и Мюрата, 4-корпус генерала Остермана-Толстого у деревни Островно дал бой французам. Несмотря на преимущество в артиллерии, французы после нескольких часов непрерывных атак так и не смогли преодолеть сопротивление русских. Когда Остерману доложили, что потери в корпусе слишком велики, и спросили, как поступить, тот ответил: "Стоять и умирать!" Эти слова русского генерала вошли в историю. Корпус устоял на позициях, пока его не сменили свежие части генерала Коновницына, которые сутки геройски сдерживали атаки превосходящих сил противника. План Наполеона рассечь и уничтожить по одиночке русские армии в Белоруссии потерпел неудачу.

- 1826     Манифест Императора Николая I.

В манифесте,  изданном по завершении процесса декабристов, Николай I не  только  осуждал  "дерзостные мечтания, всегда разрушительные", но и признавал необходимость  постепенного усовершенствования  "отечественных  установлений". 

Государь запретил вменять родственникам осужденных их родство не только в вину, но и даже просто в укор: "Сие запрещает закон гражданский и более еще претит закон христианский". Что ж, Государь был, прежде всего, глубоко воцерковленным человеком и таким образом смягчил, как мог, наказание за страшный братоубийственный грех.

- 1829      Парад войск в Красном Селе.           

На нем присутствовали пленные двух бунчужный турецкий паша и 12 бим-пашей. Им предоставлены были лошади, оседланные по-турецки, и вообще им, как печаталось тогда, оказаны были "все учтивости, с коим обходятся у нас с обезоруженными пленными неприятелями". В конце парада они были обрадованы личным обращением Государя Николая I, что он дарует им свободу и велел снабдить как деньгами, так и всем нужным для дальнего путешествия.

- 1910     † Киреев Александр Алексеевич.

Военный и общественный деятель, публицист славянофильского направления.
 Родился 23.10.1833 г. Происходил из старинного дворянского рода. Родовое владение Киреевых в Тульской губ.

В 1862 Киреев как один из самых образованных, храбрых и исполнительных офицеров стал адъютантом вел. кн. Константина Николаевича, наместника в Царстве Польском. В Польше вскоре вспыхнул мятеж и Киреев принял участие в военных действиях при усмирении края.

Ревностный христианин, «воцерковленный солдат», Киреев стал в 1872 одним из основателей, а впоследствии и руководителем петербургского отделения «Общества любителей духовного просвещения».

Киреев также по праву может считаться теоретиком политической доктрины славянофильства. Особый интерес представляют его взгляды на самодержавие. Под самодержавием Киреев понимал полную, совершенно независимую от давления извне, единую и нераздельную верховную власть. Он выделял три вида самодержавия:

1. Бюрократическое (абсолютная монархия при опоре на чиновничество, сущность которой выражается фразой «Государство — это я!»);

2. Славяно-русское (много умов, но одна воля);

3. Парламентское (много умов и много воль).

Его волновало распространение неверия и западных теорий среди молодежи. Свою тревогу он изложил в 1903 в книге «Россия в начале XX века», представляющей собой письма к государю Николаю II. Старый генерал писал о том, что у России в новом веке два пути: или опрокинуться в конституцию и правовой беспорядок, или «вернуться домой» к истокам национальной жизни.

- 1980     † Савва

Старец Троице-Сергиевой лавры и Псково-Печерского монастыря. Пострижен в монашество в 1948 г. в Троице-Сергиевой лавре, был духовником богомольцев. Народ всей душой полюбил нового духовника. Число исповедников умножалось с каждым днем. Люди почувствовали в нем могучую благодатную силу, укрепляющую и вдохновляющую каждого на несение жизненного креста.

Когда в 1955 г. старец Савва по указу патр. Алексия I был переведен в Псково-Печерский монастырь, туда со всех городов и селений устремились паломники, знавшие его по Троице-Сергиевой лавре, и духовные чада старца. С появлением старца Саввы в Псково-Печерской обители началось оживление. Обитель в то время была малоизвестной, мало было и богомольцев. С прибытием в обитель старца Саввы значительно умножилось число богомольцев и за короткое время улучшилось благосостояние обители. Многочисленные духовные чада старца, с его благословения, старались помочь монастырю в материальных нуждах, в благоукрашении храмов.

Старец нес особое послушание — он «отчитывал» бесноватых. Хотя старец характер имел мягкий, «отчитки» он проводил твердо и сосредоточенно.

25 июля        27 июля


Назад к списку