БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

23 июля

(10 июля по старому стилю)

- Антоний Громоносец, Рясочник.

На Рясочника ряску, водяную травку, плавающую по поверхности реки вилами с воды собирали, корзины ей наполняли и несли на скотный двор, кормили ряской домашнюю птицу, использовали в саду в качестве удобрения. А еще девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева, которые так и назывались — рясочниками.

Если гром на Антония в постный день (среду или пятницу), будет хороший улов рыбы. Если на Антония глухой гром — к дождю, гулкий — к ливню.

- 1625     Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе Царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и Царю Михаилу.

Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.      

В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

- 1658    Никон оставил патриаршую кафедру, удалившись в Воскресенский монастырь.

Деятельность Никона по исправлению церковных книг и обрядов навсегда окончилась.

За исправление книг Никон принялся не по прихоти или злонамеренности, а по настоятельной нужде. Его укоряли иерархи, приходившие к нам с Востока, в разных отступлениях нашей Церкви от Греческой, каким особенно казалось им двуперстие в крестном знамении.

Он сам лично убедился вскоре по восшествии на патриаршую кафедру, что такие отступления действительно встречаются в наших печатных книгах и даже в Символе веры. Он знал, какую важность приписывали некоторым из этих отступлений греки, как признали они еретическими и сожгли на Афоне московские книги, в которых было напечатано учение о двуперстии для крестного знамения.

Необходимо было устранить все этого рода несогласия нашей Церкви с Греческою, чтобы они не повели к серьезным столкновениям и даже к разрыву между обеими Церквами. И Никон начал свое великое дело — исправление наших церковных книг, но не сам собою, а по решению и указаниям двух Соборов, Московского и Константинопольского.

- 1711      Письмо Царя Петра I в Сенат.              

"Господа Сенат! Извещаю вам, что я со всем  своим  войском без вины и погрешности нашей, но единственно только  по  ложным известиям, в семь крат сильнейшею турецкою силою  так  окружен, что все пути к пресечению  провианта  пресечены,  и  что  я  без особливые Божий помощи ничего иного предвидеть не  могу,  кроме совершенного поражения или что я впаду в  турецкий  плен. Если случится сие последнее, то вы должны меня почитать своим  царем и государем и ничего не исполнять, что  мною,  хотя  бы  то  по собственному повелению от нас, было требуемо, покамест я сам не явлюся между вами в лице моем. Но если я погибну  и  вы  верные известия получите  о  моей  смерти,  то  выберите  между  собой достойнейшего мне в наследники".

- 1774      Кючук-Кайнарджийский мир. 

В небольшой болгарской деревне Кучук-Кайнардже на правом берегу Дуная Петром Александровичем Румянцевым и верховным визирем Муссун-заде Мегмет-пашой был подписан мирный договор России и Турции, по которому к России отходили земли от Буга и крепости Кинбурн при устье Днепра до Азова с Прикубаньем и Приазовьем, крепости Керчь и Еникале, запиравшие выход из Азовского в Черное море. Керченский пролив стал российским, что имело большое значение для южной торговли России. Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Русские торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданелы наравне с английскими и французскими. Турция выплачивала России контрибуцию в четыре с половиною миллионов рублей. Историческая задача выхода России в Черное море наполовину была решена.

В мирном договоре об этом было сказано так: «Арт.З. Все татарские народы: крымские, буджатские, кубанские, едисанцы, жамбуйлуки и едичкулы без изъятия от обеих империй имеют быть признаны вольными и совершенно независимыми от всякой посторонней власти, но пребывающими под самодержавной властью собственного их хана чингисского поколения, всем татарским обществом избранного и возведенного, который да управляет ими по древним их законам и обычаям, не отдавая отчета ни в чем никакой посторонней державе, и для того ни российский двор, ни Оттоманская Порта не имеют вступаться как в избрание и в возведение помянутого хана, так и в домашние, политические, гражданские и внутренние их дела ни под каким видом...  Арт.19. Крепости Еникале и Керчь, лежащие в полуострове Крымском с их пристаньми и со всем в них находящимся, тож и с уездами, начиная от Черного моря и следуя древней Керченской границе до урочище Бугак и от Бугака по прямой линии кверху даже до Азовского моря, остаются в полное, вечное и непрекословное владение Российской империи».

Давалось прощение всем христианам, восставшим против турок, а русским посланникам предоставлено было право защищать жителей Молдавии и Валахии и всех христиан от притеснений в Турции.

- 1775     Императрица Екатерина II в день мирного торжества 10 июля 1775 года пожаловала графу Петру Александровичу Румянцеву:

1)             наименование Задунайского, для прославления через то опасного перехода его через Дунай;

2)             грамоту с прописанием побед его;

3)             за разумное полководство: алмазами украшенный фельдмаршальский жезл;

4)             за храбрые предприятия: шпагу, алмазами обложенную;

5)             за победы: лавровый венок;

6)             за заключение мира: масличную ветвь;

7)             в знак Монаршего благоволения: крест и звезду ордена Св. Апостола Андрея Первозванного, осыпанные алмазами;

8)             в честь его и для поощрения примером его потомства: медаль с его изображением;

9)             для увеселения его: деревню в пять тысяч душ в Белоруссии;

10)         на построение дома: сто тысяч рублей из Кабинета;

11)         для стола: серебряный сервиз;

12)         на убранство дома: картины.

Этого мало: Императрица Екатерина II умела и наградам своим придавать оттенки для возвышения заслуг и самой благодарности. В списках удостоенных 10 июля Монаршего благоволения первое место занимал по старшинству князь Александр Михайлович Голицын, второе Румянцев, но Государыня хотела отличить последнего перед первым и собственною рукой прибавила к его титлу слово Господин, между тем как Голицын наименован просто генерал-фельдмаршалом! Она желала, чтобы Задунайский, по примеру римских полководцев, имел въезд в столицу через триумфальные ворота на колеснице: скромный герой, привыкший к лагерной жизни, отказался от почестей и еще более явил себя великим в глазах соотечественников!

- 1886      Родился Тальберг Николай Димитриевич.

Николай Димитриевич родился под Киевом, в дачной местности именуемой Коростошев. Монархист, русский духовный писатель. Основные книги: "История Христианской Церкви", "Святая Русь", "История Русской Церкви".

- 1899      † Федосова Ирина Андреевна.

Народная сказительница. Родилась в1831 г., в д. Сафроново Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. в многодетной семье Юлиных. По ее словам, уже «восьми год знала, на какую полосу сколько сиять». С юности прославилась по всему Заонежью как мастерица «водить свадьбы». Первые фольклорные записи были сделаны от нее в 1867 преподавателем Олонецкой духовной семинарии Е. В. Барсовым, ставшим впоследствии знаменитым собирателем и исследователем древнерусской письменности.

Федосову называли «народной поэтессой», и в этом не было никакого преувеличения, ее причитания были во многом «авторскими». Она создавала новые, вполне законченные и самостоятельные плачи-поэмы, в которых объединяла в одном произведении целый ряд отдельных действий, длящихся зачастую несколько дней и состоящих из множества отдельных причитаний. Известно, что запись свадебного или похоронного обрядов от одного или даже нескольких исполнителей-участников не дает представления о всей картине, — необходимо восстановить и свести воедино записи всех участников этой народной драмы, народной оперы.

Последние годы жизни Федосова провела в Петербурге, в доме крупного государственного чиновника и мецената,  друга  А. Н. Островского, М. А. Балакирева,М. П. Мусоргского — Т. И. Филиппова.

В 1896 ее голос был записан на один из первых фонографических восковых валиков, эта запись сохранилась. Незадолго до смерти Федосова пожелала вернуться на родину.

- 1914      † Князь Владимир Петрович Мещерский

Выдающийся русский государственный деятель, писатель и журналист. Его работы стали важной составляющей национальной идеологии русского государства. Последовательный противник либерализма и нигилизма Мещерский создал журнал-газету «Гражданин», которая стала мозговым центром национальных русских сил, где вырабатывались программы и требования в интересах русского народа. Политические взгляды Мещерского представляли собой синтез славянофильства и охранительства. Он выступал за усиление роли государства и русской национальной элиты и вытеснение из государственного аппарата либеральных и социалистических элементов. Вожди Черной сотни считали Мещерского своим предтечей, недаром в 1905 г. он стал одним из руководителей Союза Русских Людей.

- 1922     Открытие Приамурского Земского Собора во Владивостоке.

Земский Собор стал плодом молитв и усилий многих и многих Русских людей Он вобрал в себя их надежды и чаяния на возрождение Великой Самодержавной России.

В Земском Соборе принимали участие выборные не только от местного, уссурийского и амурского казачества, но и представители Оренбургского, Уральского, Семиреченского, Иркутского, Енисейского и Забайкальского казачьих войск.

Земский Собор впервые за пять лет смуты, принял курс на восстановление Русской государственности в ее исконной Православно-Самодержавной форме.       

- 1926      † Васнецов Виктор Михайлович.

Русский художник, участник монархического движения, член редкомиссии «Книги русской скорби».

Родился 15.05.1848 г. в семье сельского священника в с. Лопьял Вятской губ.

Получил заказ расписать строящийся в Киеве кафедральный Владимирский собор. В 1885—91 гг. работал в Киеве над росписью собора, по окончании работ в 1893г. был избран действительным членом Петербургской Императорской Академии художеств. На своей первой персональной выставке в 1898г. Васнецов показал «Богатырей», которые были восторженно встречены современниками.

Во время революции 1905 г. Васнецов вышел из Академии, после того как студенты устроили митинг в залах, где размещалась его выставка, т. к. считал, что «все учебные заведения предназначены только для науки и обучения, а никак не для занятий политикой».

Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906г. постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была исполнена Васнецовым и иконописцем В. П. Гурьяновым и освящена митр. Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апр. 1907 в день открытия Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907. Васнецов был также автором прекрасного памятника на могиле одного из вождей монархического движения В. А. Грингмута. Васнецов продолжал много трудиться, выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля.

Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: "Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".

Скончался в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М. В. Нестерова.

22 июля        24 июля


Назад к списку