БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

20 июля

(7 июля по старому стилю)

- Фома Малеин.

Фома, Зажинки, народное название дня прп. Фомы Малеина.

К этому времени созревала рожь, посеянная раньше др. культур. Для ее жатвы женщины готовили серпы, а мужчины — косы. По стародавнему обычаю жницы шли в поле с величальными песнями, а серпы свои несли на полотенцах. В этот день жатву полагалось начинать, «зажинки делать» Фоме-имениннику, а еще лучше — родившемуся в этот день: он делал первый прокос. Жницы из первых свежескошенных колосьев вязали первый сноп — именинный (или зажинный), с которого начинали зажинать. Зажинный сноп обвязывали полотенцем, на котором несли серп. Потом торжественной процессией, с песнопениями, несли сноп в деревню, освящали в церкви (или приглашали для этого священника из соседнего села) и заносили в дом. На пороге жнецов встречали старики и благословляли иконой на добрую жатву.

- Влахернская икона Божией Матери.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в Антиохии с именем «Одигитрии». В 437 имп. Евдокией была перенесена в Иерусалим, а оттуда в Константинополь, где сестра императора св. Пульхерия поставила ее во Влахернскую церковь.

В VIII ст., когда возникла в Константинополе иконоборческая ересь, некоторые благочестивые мужи взяли ночью из Влахернской церкви честную икону Богородицы «Одигитрии» и отнесли в обитель Пантократорову. Там они скрыли ее в церковной стене и, затеплив пред нею лампаду, заложили камнями. В такой сокровенности находилась икона ок. 100 лет, до смерти последних ересеначальников. Когда же в греческой империи восстановлено было иконопочитание, ревнители Православия, по откровению Божию, обрели чудотворную икону в стене церкви Пантократоровой и пред нею горящую лампаду. С великим торжеством поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

По взятии турками Царьграда «Одигитрия» некоторое время скрываема была в патриархии, откуда для большей безопасности отправлена на Афон, а 17 окт. 1654 — в Москву к царю Алексею Михайловичу. Патр. Никон встретил ее на Лобном месте. Когда Царь изъявил сомнение относительно чудотворной силы иконы Влахернской, то 10 дек. того же 1654 правитель Иерусалимского престола Гавриил, особой грамотой принося благодарность Царю за присланную к нему милостыню, объяснил, что поднесенная государю через грека Димитрия Костинари чудотворная икона Богородицы Влахернской была некогда покровительницей Константинополя и греческих императоров, она же сопровождала царя Ираклия в походе против персов, и подтвердил, что о ее «чудесах обстоятельно повествуется в истории».

С тех пор сия икона пребывает в Успенском соборе в Москве. В 1812, после изгнания врагов из Москвы, икона сия была найдена несколько поврежденной и без доски, в которую она вставлена. Теперь она врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой. Влахернская икона сделана из воскомастики.

- 1407     † Великая Княжна Евдокия. 

В иночестве Евфросиния. Жена Димитрия Донского.

Дочь суздальского кн. Димитрия Константиновича и его супруги Анны. С детства воспитанная в христианском благочестии, Евдокия отличалась кротким нравом.

В 1367 г. она стала супругой благоверного вел. кн. Московского Димитрия Донского. Счастливый брак был залогом мира между Московским и Суздальским княжествами.  Духовными наставниками княгини были свт. Алексий, митрополит Московский, и прп. Сергий Радонежский, который крестил одного из сыновей княжеской четы.  Восприемником других детей Димитрия и Евдокии стал прп. Димитрий Прилуцкий.

Блгв. княгиня отличалась необыкновенной заботой о бедных. Являясь в глазах людей княгиней в пышных одеждах, Евдокия была строгой постницей, смиряющей себя тяжелыми подвигами. На ее средства построено множество храмов, а в 1386 г. ею был основан в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, ставший усыпальницей великих княгинь.

В 1395 г., во время страшного нашествия Тамерлана, по совету Евдокии в Москву была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы Владимирская. После прибытия образа в Москву Тамерлан внезапно остановил свой захватнический поход.

По ее указанию был написан знаменитый образ Архангела Михаила, ставший впоследствии храмовой иконой Архангельского собора Кремля.

Воспитав детей пятерых сыновей (шестой умер в младенчестве), св. Евдокия после смерти супруга приняла постриг в Вознесенском монастыре. В молитве и иноческом подвиге завершив жизнь, она мирно почила и была погребена в Вознесенской обители.

Известен проникновенный памятник древнерусской церковной поэзии, излагающий оплакивание княгиней Евдокией своего мужа, скончавшегося в возрасте 39 лет.

Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.

- 1770     Граф Петр Румянцев с двадцатитысячным войском разбил восьмидесятитысячную турецко-татарскую армию.

При реке Ларге, он применил созданные им новые правила построения войск для нападения на турецко-татарскую армию — в виде нескольких больших каре, составлявших боевую линии и имевших на флангах егерские каре. Эти правила заменили бывшую до этого линейную тактику, по которой войска шли в бой тремя, а позднее двумя длинными шеренгами.

Двенадцать часов кипел кровавый бой и разбитые турки бежали в величайшем безпорядке.

Императрица Екатерина II наградила главнокомандующего Русскими войсками Румянцева за Ларгскую битву Георгиевским крестом 1-й степени.

Через три недели у реки Кагул была разгромлена другая турецкая армия, больше русской в десять раз. Во время боя одно из каре было смято атакой янычар, но благодаря штыковой атаке соседнего каре боевой строй был вновь выстроен. Наступление продолжилось и татарско-турецкая армия побежала. Румянцев взял Измаил, Килию, Аккерман, Браилов, Исакчу, Бендеры, а в 1771 году перенес военные действия на Дунай.

- 1877     Взятие Шипки.

Русские войска после двухдневных боев взяли у турок крепость Шипку.

- 1907    В Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии.

Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский. По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.

- 1943     Начало отступления немцев на Курской дуге.

С этого момента немцам не удастся организовать ни одного наступления на Восточном фронте.

- 1964     † Монахиня Мария.  

Кончина в Гельсингфорсе (Финляндия) монахини Марии (Анны Александровны Вырубовой), урожд. Танеевой - ближайшей подруги Царицы - Мученицы Александры.

До конца своей жизни Мать Мария сохранила память о прощании в Царском Селе со Святым Семейством 21.3.1917г.: "Я молила Бога, чтобы мне было дано попрощаться с Их Величествами. В конце концов, мне позволили встретиться с Императрицей и девочками. В последний раз я видела Императрицу в ее передвижном кресле. За ней стояла Татьяна. Мы плакали. У нас, было только несколько минут, мы едва успели обняться и обменяться кольцами, и нас разлучили. Мое последнее воспоминание об Императрице: своей белой рукой она показывает на небо и говорит: "Мы будем вместе на небесах".

19 июля       21 июля


Назад к списку