14 июля
(1 июля по старому стилю)
- Кузьминки летние.
Кузьма и Демьян, Бабий, Девичий, Куриный праздник, народное название дня мучеников, бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.
В этот день, по народному поверью, приходят на сенокосные луга на помощь мужику Кузьма и Демьян. Они чинят косы и грабли. Кузьма и Демьян — «мастера великие и знатные пособники крестьянскому хозяйству». Помощь они оказывают безвозмездно, поэтому их зовут бессребрениками.
Бабы в этот день вскладчину варили кашу— ссыпчину: кто крупу принесет, кто соль, кто масла, кто молока. Сообща из общих продуктов варили общую кашу— всей деревней вместе и обедали. Кузьму-Демьяна приглашали за общий стол, угощали кашей нищих и странников убогих.
- III в. Мчч. бессребреников Космы и Дамиана.
Оставшись вдовой в молодости, мать их Феодотия воспитала своих сыновей в христианском благочестии. Основным занятием братьев было врачебное дело, в котором они были очень сведущи. При этом святые братья Косма и Дамиан считали себя служителями Божиими, исцелявшими людей главным образом по их вере. Врачевание безсребреники Косма и Дамиан сочетали с проповедью слова Божия, разъясняли больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению – спасению души.
-1646 Царский Указ.
Царь Алексей Михайлович отменил безпошлинную торговлю для иностранных купцов на территории России.
- 1661 Кардисский мир России и Швеции
На эстляндской мызе Кярди (в русской традиции – Кардис) между Ревелем (ныне Таллинн) и Дерптом (ныне Тарту) был подписан крайне невыгодный для Московского государства договор о «вечном мире» со Швецией. Он завершил пятилетнюю войну царя Алексея Михайловича со шведскими королями Карлом Х Густавом и Карлом ХI, спровоцированную другим врагом России – Польско-Литовской империей (Речью Посполитой). В результате ее проигрыша Москве пришлось расстаться с надеждами получить выход к Балтийскому морю и пойти на серьезные территориальные уступки. Мирные переговоры со шведами русской делегации во главе с боярином Иваном Прозоровским продолжались более 3-х месяцев.
В итоге Россия возвратила Швеции все ранее завоеванные города Прибалтики (Кокенгаузен, Дерпт, Мариенбург, Анзль, Нойгаузен, Сыренск), «со всем, что в этих городах было взято», и кроме того обязалась оставить в этих городах 10 тыс. бочек ржи и 5 тыс. бочек муки. Русские получили право держать торговые дворы в Стокгольме, Риге, Ревеле и Нарве, а шведы – в Москве, Новгороде, Пскове и Переяславле.
Русские послы могли свободно проходить через шведскую территорию, если они следовали к дружественным народам; те же права имели и шведские послы на территории России. Пленные должны были быть возвращены домой; перебежчиков стороны обязались друг другу выдать. Выхода же к Балтике России пришлось ждать еще полвека, до Северной войны 1700–1721 годов, выигранной у шведов его сыном царя Алексея – Петром Великим.
- 1798 Рождение Императрицы Александры.
Жена Императора Николая I.
- 1817 Венчание Великого Князя Николая I с Великой Княжной Александрой Федоровной.
О том, что происходило в этот день в Зимнем дворце, рассказала сама Александра
Федоровна: "Я не хочу здесь распространяться о своих личных впечатлениях, но в этот день невозможно пройти их молчанием.
Меня одели наполовину в моей комнате, а остальная часть туалета совершалась в Брильянтовой зале, прилегавшей в то время к спальне вдовствующей императрицы. Мне надели на голову корону и, кроме того, бесчисленное множество крупных коронных украшений, под тяжестью которых я была едва жива. Посреди всех этих уборов, я приколола к поясу одну белую розу. Я почувствовала себя очень, очень счастливой, когда руки наши наконец соединились; с полным доверием отдавала я свою жизнь в руки моего Николая, и он никогда не обманул этой надежды!
Остальную часть дня поглотил обычный церемониал, этикет и обед".
- 1907
В Санкт-Петербурге, на Московском вокзале состоялась торжественная встреча иконы Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, дара Вселенского Патриарха Русскому Царю для укрепления в борьбе с крамолой.
Икона была доставлена депутацией Союза Русского Народа (СРН) во главе с игуменом Арсением. Для духовной победы над революцией вдохновитель СРН игумен Арсений предложил организовать Крестовый поход против революции. 1
4 (27) января 1907 г. (это было воскресенье) после Божественной Литургии из Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга в паломничество в Святую Землю отправилась большая группа русских монархистов-черносотенцев во главе с игуменом Арсением. По пути паломники проводили собеседования с союзниками Москвы, Курска, Харькова, Полтавы, Киева, Одессы. По прибытии в Святую Землю они отправились пешком в Иерусалим, дабы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении раздираемой распрями России.
- 1918 Екатеринбург. Последнее в земной жизни Царственных Мучеников богослужение.
В этот день в 1918г. было воскресенье. В Ипатьевском доме служил прот. Иоанн Сторожев и диакон Василий Буймиров. В октябре 1918г., вспоминая об этой службе, о. Иоанн рассказывал: «… Став на свое место, мы с диаконом начали последование обедницы. По чину обедницы положено в определенном месте прочесть молитвословие «Со святыми упокой». Почему-то на этот раз диакон, вместо прочтения, запел эту молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава. Но, едва мы запели, как я услышал, что стоявшие позади нас члены Семьи Романовых опустились на колени, и здесь вдруг ясно ощутил я то высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.
Еще в большей степени дано было пережить это, когда в конце богослужения я прочел молитву к Богоматери, где в высоко поэтических, трогательных словах выражается мольба страждущего человека поддержать его среди скорбей, дать ему силы достойно нести ниспосланный от Бога крест.
После богослужения все приложились к св. Кресту, причем (Императору) Николаю Александровичу и (Императрице) Александре Федоровне о. Диакон вручил по просфоре.
Молча дошли мы с о. диаконом до здания Художественной школы, и здесь вдруг о. диакон сказал мне: «Знаете, о. Протоиерей, - у них там чего-то случилось». Так как в этих словах о. диакона было некоторое подтверждение вынесенного и мною впечатления, то я даже остановился и спросил, почему он так думает. «Да так, Они все какие-то другие точно. Да и не поет никто». А надо сказать, что действительно за богослужением 1/14 июля впервые (о. Диакон присутствовал при всех служениях, совершаемых в доме Ипатьева), никто из Семьи Романовых не пел вместе с нами».
О последних днях Царственных Мучеников камердинер Государя Т. И. Чемодуров впоследствии говорил, что «Он (Царь) как бы окаменел и не выдавал своего состояния, Государыня страдала и все молилась».
- 1934 †Трифон.
В миру князь Туркестанов Борис Петрович, митрополит Дмитровский. Родился 29.11.1861 г.
31 дек. 1889г. принял монашеский постриг с именем Трифон, а 6 янв. 1890г. рукоположен во иеромонаха.
В дек. 1905г. в самый разгар беспорядков в Москве московские монархисты попросили владыку отслужить на Красной площади молебен о здравии Государя. Его пугали слухами, что на разгон монархистов придет многотысячная толпа вооруженных рабочих.
Близкие отговаривали владыку, опасаясь за его жизнь. В то время бесчинства революционной черни были делом обыденным. Но еп. Трифон не мог бросить свою паству, он исповедался, причастился, простился с близкими и пошел служить молебен за Царя, заявив: «У меня есть своя защита. Один Бог».
Участвовал в открытии Второго Всероссийского Съезда русских людей в Москве 6–12 апр. 1906 г. и Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного русского народа в Москве 26 апр.–1 мая 1907 г.
Именно еп. Трифон 9 апр. 1910 г. за всенощным бдением по чину, разработанному Св. Синодом, посвятил насельниц Марфо-Мариинской обители в звание крестовых сестер любви и милосердия. А на следующий день за Божественной Литургией митрополит Московский Владимир возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елизавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.
С началом первой мировой войны владыка добровольно отправился на фронт, в 1914 он стал полковым священником на передовой, участвовал в боях на польском и румынском фронтах. 26 февр. 1915 г. за мужество и храбрость награжден панагией на Георгиевской ленте.
2 июня 1916 г. уволен на покой по болезни, поселился в Ново-Иерусалимском монастыре, где жил вплоть до закрытия обители в н. 1918 г.
13 июля 15 июля
Назад к списку