БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

13 июля

(30 июня по старому стилю)

- Полупетр.                                                                                                                  

Провожание весны, Макушка лета, народное название дня Собора сильных и всехвальных 12 апостолов и прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского).

По древнему поверью, в этот день макушку лета держат на своих плечах 12 св. апостолов. По крестьянскому обычаю, надо было сходить рано утром на Красную горку, поклониться зарнице и попросить ее, чтобы она помогла хлебам полнее вызреть. По просьбе крестьянской зори и зорят хлеба. Наливаются они полным колосом, если заря говорит ясным голосом. Во многих местах, отправляясь в этот день на сенокос, люди одевались в праздничные одежды.

В степных губерниях крестьянки надевали яркие сарафаны, а на севере косцы выходили в луга в белых полотняных одеждах. В Саратовской губ. из соломы изготавливали куклу Весны, надевали ей кумачовый сарафан, на голову — кокошник с цветами, на шею подвязывали ожерелье. Куклу с песнями несли к реке. Там после хороводов Весну раздевали и, прощаясь с ней, бросали в воду. В Тульской губ. обряд проводов Весны проходил так: Весну окликали. Перед закатом солнца на пригорке собирались парни и девушки, усаживались в кружок и обменивались крашеными куриными яйцами. А потом их подбрасывали вверх или катали по пригорку. В знак проводов Весны в некоторых местах пастухам преподносили крашеные яйца или угощали яичницей, водили хороводы.

- Собор славных и всехвальных 12 Апостолов.

Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла (+ ок. 67).

Святой благоверный царь Константин Великий (306 - 337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV веке.

- Горбаневская икона Божией Матери.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Написана, по преданию, евангелистом Лукой и принесена вел. кн. Владимиром из Херсона в Киев в 988. Называется она Горбаневской от с. Горбаневки, где явилась.

- 1146     † Великий Князь Всеволод II.

Ольгович, княжил с 1139 г. по 1146 г. Сын Олега Святославича.

За год до смерти Всеволод собрал в Киеве князей и заставил их целовать крест Игорю Ольговичу, который и занял после него Киевский стол.

Князь умный и хитрый, памятный отчасти разбоями междоусобия, отчасти государственными благодеяниями! Достигнув престола Киевского, он хотел устройства тишины; исполнял данное слово, любил справедливость и повелевал с твердостию; одним словом, был лучшим из Князей Олегова мятежного рода.

- 1290     † Преподобный Петр, царевич Ордынский.

Был племянником хана Золотой Орды Бергая. В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершившихся при мощах святителя Леонтия. В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление.

Через некоторое время у Бергая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла, и по его молитвам больной исцелел. Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. На пути святителя догнал отрок, племянник хана Бергая, и умолил святителя взять его с собой в Ростов. В Ростове отрок был крещен с именем Петр и женился. Святой Петр отличался любовью к молчанию, Богомыслию и молитве. После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил при озере Неро монастырь в их честь. После смерти своей супруги, незадолго до своей кончины, святой принял иночество в основанной им обители. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году.

Почитание преподобного царевича Петра началось с ХIV века. Повсеместное празднование установлено на Соборе 1547 года.

- 1354     Патриарх Константинопольский Феогност на кафедру митрополии Русской возвел епископа Владимирского Алексия.

- 1669     Родилась Евдокия Федоровна Лопухина.

Жена Царя Петра I.

- 1855     † Нахимов Павел Степанович.

Русский адмирал. Руководитель обороны Севастополя во время Крымской войны

Павел Степанович Нахимов (родился в 1802 г.) - флотоводец, герой Наваринского и Синопского сражений, и особенно Севастопольской обороны, во время которой был произведен в адмиралы. Там же погиб. Во время одного из объездов передовых укреплений 28 июня 1855 года П.С.Нахимов был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане.

В день похорон Нахимова, враг не стрелял. Пронесся даже слух, что на английских кораблях были приспущены флаги в знак уважения к памяти великого флотоводца.

В приказе по гарнизону города о гибели Нахимова говорилось: "Не мы одни будем оплакивать потерю витязя без страха и упрека – вся Россия вместе с нами прольет слезы искреннего сожаления о кончине героя Синопского…"

- 1944     † Булгаков Сергей Николаевич.

Философ, богослов, экономист. Родился 16.07.1871 г., в г. Ливны Орловской губ. в семье священника. После окончания в 1884 г. Ливенского духовного училища поступил в Орловскую духовную семинарию, которую оставил в 1889 г. Окончив в 1896 юридический факультет Московского университета, уехал в Германию, где занимался политэкономией.

В 1918 г. Булгаков принял священнический сан, а в 1919 г. переехал в Крым, где преподавал политэкономию и богословие. В 1923 г. был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924 г. переехал в Париж, где преподавал в Парижском Богословском институте и являлся его деканом.

- 1997  День прославления и первого празднования иконы Валаамской Божией Матери в Валаамском монастыре.

Иконография этой явленной в самом начале Царствования Императора Николая II иконы оказалась необычной. Она не была похожа ни на одну из известных прославленных в Церкви икон Богородицы. Подобные изображения Богоматери в Византии называли – «Николея» – «Победная».

Валаамская Победная Богоматерь открывается как особая Молитвенница и Заступница Российских Государей Императоров. Это заставляет вспомнить о том, что образ Божией Матери «Николея» был в Византии палладиумом Императорского Дома.

Валаамская Победная и Коломская Державная Иконы являют собой некое единство, помогают понять смысл явления той и другой. Они образуют особый «победно-державный» Покров, под которым прошло Царствование Царя-Мученика Николая Александровича. Промыслом Божиим между явлениями этих икон совершилось крестное несение Российской Державы Царем Николаем II. Можно сказать, Царь совершил несение Державы Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы, от Валаамской Богоматери к Державной. Определение иконографии Валаамской Богоматери как «Победная» помогает за внешним земным поражением Царствования Николая Александровича увидеть духовную Небесную победу.

12 июля        14 июля


Назад к списку