12 июля
(29 июня по старому стилю)
- Петров день.
Праздник первоверховных апп. Петра и Павла.
Солнце светило, по народному преданию, на Петров день, как на Пасху. Во многих местах существовал обычай — деревенская молодежь поутру «караулила солнце». Радовались собравшиеся караульщики, а затем с песнями
по дворам-домам расходились. Ладу вспоминали, Петров день величали. Этими песнями починались «гулянки-Петровки», петровские хороводы, вплоть до первого Спаса.
На Петров день устраивали «обетныя угощенья», делали подарки петровские зятьям тещи, на угощение напрашивались, кумовья крестников проведывали, ходили с пшеничными пирогами, сватья друг друга угощали, «отводные столы» правили. Девушки с парнями на качелях качались на Петра-Павла после обедни и до глубокой ночи. Так и говорили в народе: «Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!», «Петровы качели — девичье веселье!», «На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили!».
О Петровом дне существовало много примет. «С Петрова дня — красное лето, зеленый покос!» — гласит опыт русака-северянина. «Женское лето — до Петра, с Петрова дни — страдная пора!», «Далеко кулику до Петрова дня!», «Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мерзнет!», «В Петров день барашка в лоб (можно разговеться)!», «С Петрова дня зарница хлеб зарит!», «Петро-Павел жару прибавил!», «Утешили бабу петровские жары голодухой!», «Петровка — голодовка, Спасовка — лакомка!» и т. д.
К Петрову дню приурочивалась большая часть сделок, заключаемых между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои воды мелкими участками — отдельно на каждую рыболовную пору, с обязательством ставить рыбу на исады, или на ватаги, по известным ценам. Петровым днем заканчивается весенняя, начинается летняя пора рыболовная. В этот день
завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. На Петра-Павла устанавливалась новая плата за воды (с лодки или с сети) и производилась расценка рыбного товара, который ловцы обязаны были сдать.
Ловецкий праздник в рыбных местах начинался крестным ходом на рыболовные угодья, куда съезжались ловцы со всех ближних станов и ватаг. После молебна промышленники предлагали своим гостям угощение, а потом пили «могарыч» по новым сделкам.
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Апостолы, совершенно непохожие в начале своей жизни: один - рыбак, другой - ученый; один из призванных самыми первыми за глубокую веру, другой - из гонителей Христа, призванный последним, разными путями придя к Истине, они стали наиболее почитаемыми, за что Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными. Это в назидание нам: пути к Господу различны, но суть одна – Служение и Любовь. Каждый из апостолов имел и свои особенности служения, среди них Господом не было установлено иерархии подчинения, которую потом выдумали католики, наделив особым статусом апостола Петра и превратив затем эту выдумку в догмат "непогрешимости" папы Римского. Оба апостола показывают нам в своей земной жизни человеческие слабости и несовершенства (нет безгрешных людей) и возможность их преодоления с Божией помощью жертвенным служением Господу.
- День Святой Вероники.
Святая Вероника, с памятью которой связан Нерукотворный образ страждущего Спасителя, стала одной из популярнейших народных святых, несмотря на то, что некоторые церковные инстанции и критические исследования высказывались против исторической достоверности Вероники и ее легенды.
Преданный и осужденный на мученическую смерть Иисус Христос шел на гору Голгофу, неся Свой крест на распятие. Шествие окружала толпа, сопровождавшая Спасителя на крестные страдания. Вероника слилась с людским морем и следовала за Христом.
Изнеможденный, Иисус пал под тяжестью креста, и Вероника, сжалившись над Ним, подбежала к Нему, напоила Его водой и дала Ему свой плат утереть пот с лица. Вернувшись домой, Вероника обнаружила, что на ткани запечатлелся святой лик Спасителя. Этот плат святой Вероники со временем попал в Рим и стал здесь известным под именем Нерукотворного образа...
В эпоху Средневековья почти каждая церковь имела изображение Вероники с ее сударием (потовым платом). В мистериях Средневековья Вероника также заняла прочное место и поныне является главной фигурой шестой остановки Крестного пути.
Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V веку.
Образ и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают как день фотографа.
- 1174 † Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский.
Князь владимиро-суздальский с 1157 г., внук Владимира Мономаха, сын основателя Москвы Юрия Долгорукого, который и посадил Андрея князем в Вышгороде (под Киевом). Покинул Вышгород в 1155 г., ушел на север и обосновался во Владимире. Туда же постепенно переходит и духовный центр, перевозятся чудотворные иконы,
основываются новые монастыри. В 1155 г. из великокняжеской резиденции в Вышгороде под Киевом во Владимир перевозится величайшая святыня русского народа — Чудотворная икона Богородицы, впоследствии получившая название Владимирской.
После смерти отца (1157) стал князем владимирским, ростовским и суздальским. Андрей Боголюбский пытался объединить под своей властью русские земли. С 1159 г. упорно боролся за подчинение Новгорода своей власти.
В 1169 войска Андрея Боголюбского взяли Киев. Андрей Боголюбский добился права получать дань с населения Двинской земли. Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей перенёс столицу во Владимир, укрепил его и построил великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укрепленный княжеский замок Боголюбове — любимая резиденция Андрея, по названию которой он и получил прозвище. В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси.
Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали жидовский заговор против Андрея, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174г. был зверски убит.
- 1472 Софья Фоминична невеста Великого Князя Иоанна III, выехала из Рима в Россию.
- 1473 Собор избрал митрополитом епископа Коломенского Геронтия.
4 июня еп.Геронтий был введен на митрополичий двор, а 29-го, т. е. в день святых апостолов Петра и Павла, поставлен в митрополита.
- 1561 К 9-летию взятия Казани в Москве завершено строительство Покровского собора - храма Василия Блаженного.
Шедевр русской архитектуры и символ Москвы и России построен за шесть лет гениальным русским зодчими Бармой и Постником.
- 1589 Основан город Царицын, в дальнейшем Сталинград и ныне носящий имя Волгоград.
- 1642 Полковой праздник 13-го лейб-гренадерского Эриванского царя Михаила Федоровича пехотного полка Российской императорской армии, в день Ап. Петра и Павела.
- 1672 Крещение Петра I.
Был крещен в Чудовом монастыре.
- 1703 В центре крепости Санкт-Питербург на Заячьем острове заложена деревянная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла.
14 апреля 1704 г. она была достроена и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла . По воспоминаниям современников, она была "видом крестообразная и о трёх шпицах, на которых по воскресеньям и праздничным дням подымали вымпелы, расписана была под каменный вид желтым мрамором".
В 1712 году, когда Петербург становится столицей Российской Империи, на ее месте началось возведение каменного Петропавловского собора по проекту архитектора Доменико Трезини, который был торжественно освящён 9 июля 1733 года.
- 1829 Русские взяли у турок Бургас.
К середине июля в жестокий летний зной, когда казалось, что "плавятся камни", русские солдаты преодолели балканские кручи и, отбросив небольшие турецкие отряды, вышли на равнину.
12 июля Дибич сходу захватил Бургас - важнейший порт на болгарском побережье. "Балканы, считавшиеся непроходимыми в течение стольких веков, пройдены в три дня и победоносные знамена Вашего Величества развеваются на стенах Бургаса, среди населения, которое встретило наших храбрецов, как освободителей и братьев", - сообщал Николаю I Дибич. Ему было чем гордиться: За 11 дней его армия прошла свыше 150 км, преодолев при этом едва проходимые, незнакомые горные кручи. Успеху движения войск способствовала поддержка населения. Используя дружественное расположение христиан, Дибич в то же время нейтрализовал возможную враждебность мусульман, специально освободив их дома от постоя своих воинов.
- 1904 Исчезновение в граде Казани величайшей святыни - Казанской иконы Божией Матери.
Ночью несколько святотатцев забрались в соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря в Казани и похитили Чудотворный Образ. Вскоре грабители были найдены, но Великая святыня безследно исчезла. Священномученик прот. Иоанн Восторгов в 1905г. в проповеди сказал: «Вот украли и уничтожили чтимую вековую святыню всенародную. Что же, нашли святыню? Заговорил ли народ? Потрясло ли его это преступление гневом и горестью и предчувствием кары небесной? Нет, казалось порою, что дело идет как бы о простой пропаже и, самую Церковь обвинили в плохом бережении святыни…»
- 1943 Под Курском в районе с. Прохоровки произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны.
11 июля 13 июля
Назад к списку