8 июля
(25 июня по старому стилю)
- Пётр и Феврония. День семьи, любви и верности.
Время большого сенокоса.
Святым Петру и Февронии молятся о благополучии в семье и о благословении на вступающих в брак. Их день считается днем влюбленных — прекрасная альтернатива западному Валентинову дню. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Коли в этот день идет дождь, то будет хороший урожай меда.
Наступает время большого сенокоса. Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо. Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу. Рассада пьет поливку — сухой сенокос, а не вбирает — мокрый. Много в поле кашки — быть сеногною.
Этот день также называют Февронией - русальницей. С этого дня русалки начинают водить хороводы. Надо быть особо внимательным при купании, а не то русалка затянет в водоворот — круг, — на дно утащит. В речную воду вступать надо, перескрестившись. Колдуны в этот день выжимают сок из собранной накануне тирличтравы, который наводит злые чары и дает молодость.
- 1228 † Святой благоверный князь Муромский Петр.
Во святом Крещении Давид, Святая благоверная княгиня Муромская Феврония (во святом Крещении Евфросиния). Образец православной семьи.
В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества.
- 1586 Первая встреча патриарха Антиохийского с Царем Федором Иоанновичем.
Иоаким приглашен был в царский дворец и прибыл туда в митрополичьих санях, которые за ним были присланы. На крыльце царских палат встретил патриарха посольский дьяк Андрей Щелкалов и ввел его в подписную Золотую палату, где восседал на троне Государь в полном царском одеянии, окруженный боярами и окольничими. Царь поднялся и встретил патриарха за сажень от своего седалища, принял от него благословение и спросил его о здоровье.
Патриарх подал Царю грамоту Цареградского первосвятителя Феолипта, которая свидетельствовала о личности и нуждах его, патриарха Иоакима. И поднес Царю от себя в дар частицы мощей апостола Анании, Игнатия Богоносца, великомученика Георгия и мучеников Киприана и Иустинии.
Государь пригласил патриарха к себе обедать, а до обеда велел сходить в соборную церковь к митрополиту Дионисию, собиравшемуся служить литургию.
- 1682 Коронование на Царство Петра I и брата Иоанна V Алексеевича (1682-1696).
В Успенском соборе Кремля прошла необычная церемония венчания на царство, сразу двух Государей. Для Петра специально была сделана шапка Мономаха так называемого второго наряда, ведь он был «младшим царем».
Оба Царя венчались на Царство, и для них был сделан двойной трон.
- 1686 † Ушаков Симон Федорович.
Русский иконописец. В 1648–64 гг. работал в Серебряной и Золотой палатах, с 1644 г. — «Жалованный живописец» Оружейной палаты, руководитель ее иконописной мастерской.
Писал иконы, парадные миниатюры, руководил росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660) и Грановитой палате в Московском Кремле, чертил географические карты, создавал рисунки для граверов. Свое понимание иконописи высказал в трактате «Слово к люботщательному иконного писания».
- 1701 Оборона Архангельска от шведов.
В начале Северной войны, когда Россия еще не имела на Белом море военных кораблей, шведы решили нанести внезапный удар по Архангельску - единственному порту, через который поддерживались торговые связи России с Европой. Предвидя эту опасность, Петр I в 1700 г. распорядился установить береговые батареи, создать укрепления, усилить гарнизон, развернуть наблюдательные посты и вести контроль за иностранными судами в Белом море. В устье Северной Двины была построена Новодвинская крепость.
Не зная об этом, шведская эскадра из 7 судов под командованием вице-адмирала Шёблада 24.6 1701 г. подошла к устью Северной Двины. В качестве лоцманов шведы попытались использовать взятых в плен поморов-Ивана Рябова и Дмитрия Борисова. Под видом английских и голландских торговых судов 3 шведских судна (шнява и 2 галиота) начали движение к Архангельску. Русские патриоты И. Рябов и Д. Борисов, отлично зная фарватер, посадили шняву и галиот на мель против Новодвинской крепости. Оба судна были повреждены огнем береговых батарей. Д. Борисов был убит, а И. Рябов, раненный, спасся вплавь. Русские солдаты, посаженные на карбасы, захватили эти суда, одному галиоту удалось уйти в море. Были взяты трофеи: 5 флагов, 13 орудий, 150 ядер, 50 ручных гранат. Потерпев неудачу, шведы отказались от нападения на Архангельск. Разорив несколько прибрежных селений, шведская эскадра ушла из Белого моря.
Именно тогда зародились знаменитые петровские заповеди: «Врагов не считают — их бьют», «Флага перед неприятелем не спускают ни при каких обстоятельствах», «Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить» и др. Они легли в основу боевых традиций легендарного Русского флота.
- 1796 Рождение Императора Николая I.
Царствовал с 1825 г. по 1855 г. Третий сын Императора Павла I. Он был первым Русским Государем, носившим имя святителя Николая Мирликийского.
В этот день Императрица Екатерина Великая писала о новом внуке: "Великая Княгиня родила большущего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него - бас, и кричит он удивительно; длиною он один без двух вершков, а руки немного меньше моих. В жизнь свою в первый раз вижу такого рыцаря. Если он будет продолжать так, как начал, то братья окажутся карликами пред таким колосом". Через несколько дней она писала: "Рыцарь Николай уже три дня кушает кашку, потому что безпрестанно просит есть. Я полагаю, что никогда восьмидневный ребенок не пользовался таким угощением, это - неслыханное дело. У нянек просто опускаются руки от удивления. Он смотрит на всех во все глаза, голову держит прямо и поворачивает не хуже моего".
- 1807 Тильзитский мир между Россией и Францией.
Договор между Францией и Россией, подписанный в Тильзите в июне 1807 г. после победы наполеоновских войск в русско-прусско-французской войне. В России Тильзитский мир был воспринят как неравноправный договор, унижавший достоинство страны. Этот мирный договор не мог разрешить противоречий между Францией и Россией, которые привели к войне 1812 г., с началом которой Тильзитский мир потерял силу.
- 1817 Обручение Великого Князя Николая и Александры Федоровны.
Александра Федоровна впервые надела русское платье - розовый сарафан и бриллиантовые украшения.
"Я не носила ни одного бриллианта в Берлине, где отец, - вспоминала Александра Федоровна, - воспитывал нас с редкой простотой".
Каждый вечер ее возили по улицам, и белые ночи, которые она видела впервые, казались ей "необычайными, но приятными".
- 1826 Указ Императора Николая I.
В день рождения Императора Николая I был издан указ об учреждении самостоятельного корпуса жандармов с назначением шефом жандармов А. X. Бенкендорфа, а несколько дней спустя было образовано III отделение собственной канцелярии, которое должно было сосредоточить в своих руках все дела политической полиции. Главной задачей III отделения провозглашались охрана существующих порядков и пресечение попыток изменить самодержавный строй.
Кроме того, оно должно было бороться против злоупотреблений, защищать слабых от притеснений сильных и, по словам Бенкендорфа, "вытирать слезы несчастных, всегда оставаясь на страже закона".
В ответ на вопрос Бенкендорфа, какие инструкции Николай I может ему дать при вступлении в новую должность, Император вынул из кармана платок, протянул его Бенкендорфу и сказал: "Вот тебе инструкция. Этим платком ты должен будешь вытирать слезы несчастным, сиротам, вдовам и всем обиженным".
- 1851 Успенский Собор.
Митрополит Московский Филарет в день рождения Императора Николая I сказал: "Народ, благоугождающий Богу, достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, благоугождает чрез сие Богу; потому что Царь есть устроение Божие. Как Небо безспорно лучше земли и небесное лучше земного, то также безспорно лучшим на земле должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: Виждь да сотвориши по образу, показанному тебе на горе (Исх. 25, 40), то есть на высоте Боговидения. Согласно с сим, Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века - Царя наследственного".
- 1881 † Шпаковский Александр Ильич.
Русский изобретатель, полковник. Занимался конструированием мин и ракет, разрабатывал пороховые составы для ракет. В 1860 г. предложил корабельный ночной сигнальный фонарь, который был принят на вооружение русского и английского флотов. Изобрел паровую нефтяную форсунку, паровой водометный инжектор для судовых паровых котлов. Разработал конструкцию паровой пожарной машины и многое другое. Является пионером освоения новых способов фотографирования, один из основателей журнала "Фотограф".
- 1882 † Скобелев Михаил Дмитриевич.
Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882) участвовал в подавлении польского восстания 1863 г., принимал участие в Хивинском походе (1873) и присоединении Кокандского ханства. С образованием Ферганской области Скобелев был назначен военным губернатором. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. проявил себя выдающимся полководцем, выиграв ряд решающих сражений. Отличался большой личной храбростью, за что пользовался необычайной популярностью не только среди солдат и офицеров, но и вообще в России.
Он был самым ярким героем Русско-турецкой войны. Ко времени ее начала ему было 34 года! Под его командованием русские войска взяли г. Адрианополь. Новый взлет популярности и карьеры Скобелева пришелся на начало 1880-х годов: блестяще проведенный Ахалтекинский поход в Туркмению принес ему лавры самого талантливого и молодого русского полководца.
Умер в Москве в гостиницы "Англия" от сердечного приступа не дожив даже до сорока лет.
- 1896 Учрежден День железнодорожника.
День железнодорожника – первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России.
Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за №58 гласил: "Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М.Хилков".
Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.
- 1916 † Шмаков Алексей Семенович.
Присяжный поверенный, ученый, публицист и общественный деятель. Родился 1852 г., в Москве в дворянской семье. Закончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе.
Шмаков обстоятельно проанализировал содержание Талмуда, Шулхан-Аруха и Каббалы, рассмотрел отношения еврейства с масонством. Затем он приступил к современным особенностям существования еврейства в мире. Шмаков утверждал, что «иудейство неизменно стремилось направить свое господство по всем трем разновидностям его применения: духовному, экономическому и политическому», что вечный жид Агасфер подобен спруту, который ныне избрал три излюбленных способа «присасывания к человечеству»: «жид газетный», «жид биржевый» и «жид политический». Шмаков полагал, что эти 3 современные разновидности Агасфера неразрывно связаны и дополняют друг друга: «иудейская пресса подтасовывает общественное мнение и фальсифицирует свободу, а еврейские банки служат крепостями, под огнем которых всемирный кагал мобилизует свои торжествующие батальоны, — «лучшие» шахматные фигуры в «игре» кагала с остальным человечеством».
Проанализировав еврейскую историю, Шмаков пришел к выводу о том, что всегда существовало «потаенное правительство евреев», что «общеиудейская центральная власть никогда не переставала функционировать и лишь неустанно расширяла свою мощь, как, с беспримерною доселе убедительностью, это наблюдается в настоящее время». Главный удар, писал Шмаков, мировое еврейство направляло против монархий и монархов. Поскольку «монархи суть естественные защитники народов против замыслов иудейских» основные усилия жидовства направлены на разрушение монархий. Шмаков с уверенностью заявлял, что именно этим можно объяснить тот факт, что революции во Франции, Англии и России были делом рук евреев.
Скончался он в самый разгар мировой войны в Москве от болезни сердца.
7 июля 9 июля
Назад к списку