БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

7 июля

(24 июня по старому стилю)

- Иоанн Креститель. Иван Купала или Иванов день.

Купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, жгут костры, прыгают через огни. Начинают сенокос, пока трава не осеменилась. Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. "На Иванов день солнце на восходе играет". "На Ивана ночь звездная - много будет грибов". "Ивановские дожди - лучше золотой горы". "До Ивана просите, детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу (т. е. начнутся частые дожди)".

В этот день целебна утренняя роса и всякая вода - речная, колодезная, ключевая. Сильна роса на Иван - к урожаю огурцов. На Ивана ночь звездная - будет много грибов. Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало и они будут пустые. Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хорошо. За 2-3 дня до Ивана Купала появляется мед или после в такой же период. Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.

Встарь после праздника отправлялись сразу на покос - такая ночь только силы прибавляет. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок Иван-да-Марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый - воды. Большим уважением на Купалу пользуются Полынь - Чернобыльник и Крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.

Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июле. Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, 7 июля стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя.

- Рождество Иоанна Предтечи.

Христианский праздник. Установлен с первых времен христианства в память события, описанного в Евангелии от Луки. В V в. Анатолий Цареградский, в VII в. св. Андрей Критский, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, в IX в. монахиня Кассия и др. песнопевцы написали стихиры, каноны и прочие песнопения, которыми Церковь и доныне прославляет Крестителя 24 июня и в день попразднества — 25 июня.

Древние христиане особенно прославляли Предтечу, Иосиф Флавий высоко превозносит его, позднейшие иудейские писатели включают его в число знаменитых мужей своего народа и даже магометане знают его и считают святым мужем, ибо в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении.

- 1547     Пожар в Москве.

Пожар начался с церкви Воздвижения на Арбате, названный впоследствии "Великим". За 10 часов выгорело 25 000 дворов, взорвались кремлевские стены. Погибло от 1700 до 3700 человек.

Царь Иоанн после страшного пожара московского (24 июня 1547г.), глубоко поразившего его душу, пожелал исповедать и прежние свои недостатки и свое доброе намерение пред выборными представителями земли Русской, то, явившись перед ними на Лобном месте, он прежде всего обратился к митрополиту Макарию и сказал: "Молю тебя, святой владыко, будь мне помощником и поборником в любви; я знаю, что ты желатель добрых дел и любви".

- 1605   

Царь Лжедмитрий приказал архиереям возвести Игнатия в сан патриарха, и Игнатий был возведен 24 июня, т. е. спустя три-четыре дня по вступлении самозванца в Москву.

30 июня новый патриарх разослал по России окружную грамоту, в которой, извещая о вступлении на прародительский престол прирожденного царя и великого князя Димитрия Ивановича. А также о своем возведении на патриаршеский престол по царскому изволению ("по его царскому изволению учинены есмя в царствующем граде Москве на престоле св. чудотворцев... патриархом Московским и всея Великия России"), предписывал петь по всем церквам торжественные молебны за нового государя. И впредь молиться о нем и об его матери инокине Марфе, чтобы Бог даровал им многолетнее здравие и возвысил их царскую десницу "над латинством и над бесерменством".

Как православный патриарх, Игнатий, конечно, не мог иначе говорить православным, но что он был предан папе и готов был содействовать унии с Римом от всей души, об этом хорошо знали в Риме.

- 1619   

В четверг, 24 июня, было совершено в Успенском соборе Иерусалимским патриархом Феофаном и прочими архиереями поставление Филарета Никитича в сан патриарха по тому самому чину, по которому некогда был поставлен первый Русский патриарх Иов.

По случаю такого торжества Царь устроил для знатного духовенства богатую трапезу в своей Золотой палате. За одним столом сидел Иерусалимский патриарх, за другим — Царь с своим отцом, московским патриархом, за третьим сидели прочие архиереи, архимандриты и игумены. Посидев немного, Филарет встал из-за стола, совершил по обычаю шествие на осляти вокруг города и, возвратившись, снова сел за стол. По окончании обеда Царь щедро обдарил обоих патриархов.

- 1670     † Прозоровский Иван Семенович.

Князь, государственный, политический и военный деятель XVII в., боярин (с 1656). В 1642 г. служил полковым воеводой Большого полка в Переяславле-Рязанском. В 1645—46 гг. приводил к присяге Царю Алексею Михайловичу жителей городов Нижнего Поволжья и на Тереке. В 1646—48 гг. служил полковым воеводой в Туле. В 1654—55 гг. командовал войсками, взявшими Вильно и Ковно.

В 1658 и 1661гг. возглавлял русскую делегацию на мирных переговорах со шведами. В 1657 и 1661—66 гг. руководил Владимирским судным приказом. В 1667г. был послан воеводой в Астрахань. В 1670 г. руководил обороной Астрахани, осажденной отрядами Степана Разина. После падения Астрахани был убит бунтовщиками.                        

- 1718    Царевичу Алексею Петровичу объявили смертный приговор.

Но приводить его в исполнение не пришлось -  через  два  дня  Алексей  Петрович скончался в Петропавловской  крепости,  вероятно  от  пережитых  потрясений. Тридцатого июня его похоронили, Петр присутствовал при его погребении. Многолетнее противостояние (открытое - с начала столетия) сына с  отцом закончилось  трагическим  финалом.

6 июля        8 июля


Назад к списку