БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

6 июля

(23 июня по старому стилю)

- Аграфена купальница.

Народное название дня памяти св. мч. Агриппины (ск. 257 или 262).

День этой святой открывал собой цикл празднеств летнего солнцестояния, продолжавшихся до Петрова дня (29 июня/12 июля).

В этот день человеку следовало быть осторожным, двери, окна закрывать, хлева запирать, обороняться крапивой и чертополохом. Для охранения себя от ведьм в этот день клали на окна жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодое осиновое дерево. В полночь собирали жгучую крапиву и шиповник и потом сжигали, чтобы в доме не было несчастья.

В этот день начинали ломать банные веники. Для этого использовали не только ветки березы или дуба, но и др. лиственных деревьев: ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины.  Считалось, что веники, связанные в этот или в Иванов день, обладают повышенной целительной силой.

В день Аграфены Купальницы впервые после долгой зимы людям разрешалось купаться в реках, ручьях, прудах и озерах. Русские верили, что в этот день Бог опускает в воду тепло, а Иоанн Креститель очищает водоемы от ведьм, водяных змей и др. нечисти, оскверняющей ее.

Кроме того, считалось, что вода в этот день получает от солнца живительную силу, полезную для людей.

Самый праздник Аграфены Купальницы русские начинали с того, что с утра все ходили в баню, и здесь особенно любили париться различными кореньями и растениями с той целью, чтоб укрепить и восстановить свои силы и здоровье. При этом особое внимание обращалось на старых, больных, которых, по слабости, приносили в баню и здесь парили и натирали разными целебными травами. За этим обыкновенно следовали угощения, в частности обетные мирские каши, к которым созывались нищие, которые в благодарность своим кормильцам составляли и распевали за столом после банного мытья стихиру про «убогую  купальницу».

- 1444    † Святитель Марк Эфесский.

Святитель Марк Эфесский род. в 1392 г. – выдающийся защитник Православия в борьбе с Флорентийской унией. 

Воссоединение Православной Церкви с Западной мыслилось поначалу как обоюдное согласие в истине, но состоялось в 1439 г. как капитуляция Православия. Свт. Марк приложил огромные усилия для разъяснения ошибок римских богословов, написал ряд выдающихся работ. Однако для принятия унии с православной стороны решающими оказались государственно-политические соображения: Византия не имела надежд на сопротивление в одиночку наступавшим туркам. (Тем не менее и после заключения унии Запад помощи не оказал.)
Свт. Марк был единственным из греческих иерархов, кто не признал унию, полагая, что предательством истины нельзя обрести помощь Божию в обороне Второго Рима. И это имело огромное значение: папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте унии, разочарованно сказал: "Мы ничего не сделали". Вокруг свт. Марка сплотились непризнавшие унию, многие из епископов взяли свои подписи обратно. При последнем византийском Императоре Константине на Соборе в 1450 г. уния была разорвана, но слишком поздно...

- 1480    Владимирской иконы Божией Матери.

Освобождение от татарского ига.

Великий князь Иоанн III Васильевич, плативший еще дань Орде, изорвал и истоптал ногами басму (изображение) хана Ахмата, перебил послов его и объявил, что не будет платить дани.

Ахмат в ярости поднялся со своими полчищами на Русь, похваляясь разорить святые церкви и пленить все православие, как было при Батые. Опасность была грозная: могла разом поблекнуть возрождавшаяся трудным подвигом народная жизнь, могли без следа пропасть двухвековые кровавые труды поколений.

Когда русская и татарская рати, стоя друг против друга, разделенные рекою Угрой, покрытою толстым льдом, готовы были уже сразиться — и Иоанн начал отступать, чтобы выбрать удобнейшее для битвы место, вдруг напал страх на обе рати, и они побежали друг от друга, никем не преследуемые. Ахмат ушел совсем из Руси и больше не возвращался.

Так, без кровопролития произошло дело свержения ига. Все современники видят в том чудо, славят милость Божию и говорят: "Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человека, но Господь спас ныне Россию". Вот слова летописи: "Тогда бысть чудо преславно Пречистыя Владычицы нашея Богородицы: прииде на царя Ахмата страх от Бога и побеже от Угры никем не гоним. И тако Бог избави Русскую землю от поганых молитвами Пречистыя и великих чудотворцев и всех святых. Аминь".

Угру прозвали Поясом Богородицы, так как Матерь Божия сохранила в тот год, по вере россиян, под покровом Своим Русскую землю.

Веселился народ в эту годину конечного освобождения Руси от монгольского ига, а митрополит установил в память того события ежегодное празднование славнейшей иконе Владимирской и крестный ход, совершаемый из Кремля и поныне в Сретенский монастырь, 23 июня.

- 1685     Оборона Русской крепости Албазин.

23 июня 1685 года основные войска под командованием китайского князя Пэнчуня подошли к стенам крепости. Со стороны маньчжурской на 100 судах к Албазину подступило 4500 человек и около 10000 сухопутного войска. Только осадных пушек насчитывалось 45, а полевых и того больше — 125!

25 июня полетели китайские ядра в Албазин, а 26 начался штурм. Живое маньчжурское кольцо вокруг деревянных стен не испугало защитников. Атаки ложные и явные албазинцы отбили и даже совершили несколько ответных вылазок. Мощный численный перевес штурмующих тем не менее давал знать о себе. Пока пушки голландского образца поплевывали ядрами, сотни воинов потащили к стенам крепости хворост. Командир одной из маньчжурских армий Лантань предложил сжечь город. Так и поступили. Уцелеть в тесных горячих стенах было невозможно.

Толбузин, не желая потерять казаков, вступил в переговоры об условиях сдачи. По указам Канси русские должны были оставить крепость и уйти. Об этом и условился Тобузин с маньчжурами. Они сопровождали уходящий гарнизон верст двести — до самого устья Аргуни.

Весть о победе настигла Канси, когда он ехал в Загородный дворец в Бойча. Не выказывая внутреннего ликования, император Поднебесной только и сказал: «Уничтожение русских всегда было трудным делом…».

По случаю взятия Албазина маньчжурский император устроил в Пекине торжества. Они состояли из церемониального оглашения указов Канси и выполнения ритуальных поклонов. Военный успех под руководством Пенчуня был оценен императором в следующих словах: «…В течение многих лет мы не могли изгнать русских. Эту победу еще мало считать заслугой первой степени. Ее следует назвать первой среди военных заслуг первой степени…».         

- 1773    Сражение у Балаклавы.

Турецкая эскадра из 4-х кораблей пыталась высадить десант в Крыму, близь Балаклавы, но была решительно атакована двумя русскими кораблями капитана Кинсбергена. В ходе упорного боя, который длился 11 часов, турецкие корабли получили тяжелые повреждения и отступили. Балаклавский бой стал одной из первых побед Российского флота на Черном море.

- 1828    Русские войска под командованием графа Паскевича Ивана Фёдоровича взяли крепость Карса.

- 1829    Император Николай I посетил Киев.  

Государь как Император впервые посетил Киев, в котором не был с 1816 г. Прибыв вечером, он прямо подъехал к Лавре, где его ожидал Митрополит Евгений с братией. В это время в обители находилось очень много богомольцев. На литургии он был в Софийском соборе; поклонился святым мощам Печерских угодников. Во время пребывания в Киеве он посещал и другие храмы, осматривал общественные учреждения, крепостные сооружения. Текущие дела шли без задержки. Курьеры ежедневно привозили дела и доклады. Государь ложился спать не ранее трех часов утра, рассмотрев все поступившие дела. Успевал он писать подробные письма Императрице и прочитывать донесения о ходе уроков детей.

- 1852    †  Загоскин Михаил Николаевич.

Действительный статский советник, русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты.

Родился 14 июля 1789 г., в селе Рамзай Пензенского уезда, ныне Мокшанского района Пензенской области. Скончался в Москве.

Михаил Загоскин в своей книге «Москва и москвичи» восторженно описал обычай Русских Царей: «О, вы не можете себе представить, как прекрасен этот Кремль, когда державный его хозяин посетит свою Москву! Эта дворцовая площадь, на которой теперь так пусто, покроется и закипит вся народом, из которого многие ночевали на этой площади для того только, чтоб занять повыгоднее место и взглянуть лишний раз на своего государя. Вы посмотрели бы на Кремль тогда, как загудит наш большой колокол и русский царь, охваченный со всех сторон волнами бесчисленной толпы народа, пойдет через всю площадь свершать молебствие в Успенском соборе. — Как? — прервал Дюверние. — Да неужели ваш государь идет по этой площади пешком при таком стечении народа?.. — Да, да, пешком; и даже подчас ему бывает очень тесно. — Что вы говорите!.. Но, вероятно, полиция?..— Где государь, там нет полиции. — Помилуйте! Да как же это можно?.. Идти посреди беспорядочной толпы народа одному, без всякой стражи... — Я вижу, господа французы, — сказал я, взглянув почти с состраданием на путешественника, — вы никогда нас не поймете. Нашему Царю стража не нужна: его стража весь народ русский»

Формально собственный конвой государя образовался при Императоре Николае Первом. Но при нем охранные функции конвоя были по существу декоративные. Царь демонстративно разгуливал по столице без охраны, без охраны выходил к народу, молился в храмах, совершал паломничества в монастыри.

- 1868     Мирный договор России с Бухарой.

По мирному договору 23 июня 1868 года, Бухарское ханство должна была уступить России Самаркандское, Катта-Курганское, Пенджекентское и Ургутское бекства, из которых два первые представляют лучшие места и земли цветущей долины Зеравшана.  

Кроме того, бухарский эмир обязался уплатить: 500 тысяч рублей военного вознаграждения, предоставить русским купцам свободу торговли в ханстве, защищать их имущество и личную безопасность, дозволить учреждение торговых агентств во всех городах, взимать пошлину с ввозимых русских товаров не свыше 2½% их стоимости, и предоставить русским купцам свободный проезд через ханство в другие земли.

Таким образом договор этот нанёс последний и решительный удар самостоятельности Бухарского ханства. С этого момента бухарский эмир беспрекословно исполнял желания русского правительства, которое, в свою очередь, оказывало ему поддержку во время смут и волнений, вспыхнувших в Бухарском ханстве после окончания войны с Россией.

- 1911    Великая княгиня  Александра Иосифовна.

Родилась 8 июля 1830 г. в Альтенбурге — великая княгиня, жена великого князя Константина Николаевича.

Александру Иосифовну по праву считали одной из придворных красавиц. Огромные голубые глаза, рыже-золотистые волосы, прямой нос и красивый рот — так выглядела молодая великая княгиня. Красота и элегантность девушки произвели впечатление на Императора Николая I, известного ценителя женской красоты. Вот только интеллектом она не блистала, хотя пользовалась большим уважением всех четырёх императоров, при которых ей довелось жить в России. В семейном кругу её называли «тётя Санни».

Она много занималась детьми-бродягами. Учредила Столичный совет детских приютов.

К концу жизни Александра Иосифовна почти ослепла. С 1903 года она безвыездно жила в Мраморном дворце, там и скончалась.

В России Александра Иосифовна прожила 64 года, была хранительницей традиций семьи Романовых и строгого придворного этикета. До последних дней великая княгиня пользовалась почётом и уважением.

Великую княгиню Александру Иосифовну, любимую невестку Николая I, согласно её желанию похоронили в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости рядом с супругом (останки которого были перенесены в построенную в 1908 г. усыпальницу из Петропавловского собора).

5 июля       7 июля


Назад к списку