БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

24 июня

(11 июня по старому стилю)

- Варфоломей и Варнава.

На Варнаву — не рви травы, ибо в этот день по травам, по лугам и полям, по лесам и долам в полдень сила неведомая катается. Делит между собой уделы: кому во сенях хомуты да вожжи спутывать, кому травы ядовитым жаром полнить, кому во колодце ребеночком рыдать, род людской пугать.

- 68   † Св. апостол Варфоломей.

Проповедник Евангелия в Великой Армении в 64—68 гг., где и скончался мученически.

- 978   

Князь Владимир возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против своего брата Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам", и разбив его, вступает 11 июня 978 года в Киев, став "единодержцем" Киевского государства, "покорив окрестные страны, одни – миром, а непокорных – мечем".

- 1126    † Великая Княжна Евфимия.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Жена Великого Князя Владимира Всеволодовича Мономаха.

- 1635    Погребение тела Василия Шуйского в Архангельском соборе, рядом с другими потомками св. Владимира, правивших Москвою.

Тело привезли через 23 года из Польши по просьбе Царя Михаила Федоровича.

- 1663   Царский Указ об отмене медных денег.

"На  Москве  и  в Великом Новгороде и во Пскове денежного  медного  дела  дворы  отставить,  и маточники и чеканы в тех городех, собрав все, прислать  к  Москве  в  Приказ Большие казны. А старой денежного дела двор на Москве завесть  и  серебряные деньги на нем денежным мастерам делать июня с 15 числа".

Отныне все  расчеты необходимо было вести на серебряные деньги. Казна принимала медные деньги  в обмен на чисто символические суммы серебряных. Отвергнутую монету пускали  в переплавку и на изготовление различных предметов, в том числе и для царского дворца.

Постепенно в стране налаживалось денежное обращение и рынок  обретал нормальные черты.

-  1854    † Шильдер Карл Андреевич.

Русский военный инженер, изобретатель, инженер-генерал. Разработал новую, более эффективную систему контрминной борьбы, изобрел оригинальные конструкции висячего канатного моста и переправочных средств, разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов. По его проектам в 1834 г. построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка. Во время Крымской войны 1853-56 гг., Шильдер был смертельно ранен при осаде Силистры.

- 1856    † Киреевский Иван Васильевич.

Один из виднейших представителей славянофильства.
Иван Васильевич Киреевский род. в 1806 г., один из виднейших представителей славянофильства. Отец Киреевского был близок к масонским кругам. Мать, религиозная женщина, была горячей поклонницей немецкого романтизма. Отчим Ивана, Елагин, был почитателем Канта и Шеллинга. В таком окружении воспитание мальчика шло в "прогрессивно-европейском" русле. Он увлекался немецкой философией. В 1834 г. Киреевский женился на замечательной женщине – Н.П. Арбениной – духовной дочери прп. Серафима Саровского, который однажды исцелил ее от серьезной болезни. А она исцелила своего супруга от нецерковности. У Киреевского развивается тяга к святоотеческим трудам, которые, оказывается, задолго до немецкой философии дали ответ на все существенные вопросы бытия. И ответ гораздо более убедительный даже на философском уровне.

Необходимо, считает Кириевский, «чтобы православное просвещение овладело всем умственным развитием современного мира, доставшимся ему в удел от всей прежней умственной жизни человечества». Церковное сознание Киреевского притязает на то, чтобы охватить все темы, все искания духа, открывая полный для них простор, но изнутри просветляя их через освобождение от «века сего» в аскетической работе, в живом погружении в Церковь. Просветление духа есть уже действие благодатных сил Церкви — поэтому истина достижима лишь «церковно» — т. е. в Церкви, с Церковью, через Церковь.

- 1858     Царский Указ.

Этот Указ подписанный Императором Александром II, занесен в Свод законов Российской Империи под № 33289. Этим указом Царь-Освободитель официально узаконил черно-желто-белое знамя, которому Русские присягали с 1472 г., принятый как знамя Третьего Рима после женитьбы Великого князя Ивана III на византийской царевне Софье Палеолог.

Это произошло в годы возрождения России после тяжелой Крымской войны, в годы высокого подъема Русского народного духа. В указе повелевалось, чтобы все знамена, флаги, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из Гербовых цветов Империи Русской. Далее приводилось описание государственного флага: "Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (золотая), а нижняя белая (серебряная)". Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле. Нижняя полоса соответствует белому (серебряному) всаднику, Св. Георгию в Московском гербе. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов; для Русских это цвет Георгия Победоносца, символ безкорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев. Черно-желто-белый флаг после Царского указа называли Гербовым Народным флагом, подобно тому, как незадолго до этого гимн "Боже, Царя храни" получил статус Народной Русской песни.

- 1859     † Великая княгиня Мария Павловна.

Мария Павловна - великая герцогиня саксен-веймар-эйзенахская родилась в 1786 г., дочь Императора Павла I и императрицы Марии Федоровны.

В 1804 г. сочеталась браком с наследным принцем саксен-веймарским, Карлом-Фридрихом (1783–1853), вступившим на престол в 1828 г. Одаренная природным умом, а по словам Шиллера - и "большими способностями к живописи и музыке и действительной любовью к чтению", Мария в первые годы замужества во многом пополнила свое образование беседами с выдающимися людьми и уроками у профессоров Иенского университета. Когда муж ее сделался великим герцогом, Мария приняла на себя покровительство наукам и искусствам. Она устраивала при дворе популярные лекции, обыкновенно сама избирая и тему чтения. Трудами Марии создался музей, посвященный памяти Гёте, Шиллера, Виланда и других, прославивших Веймар своей деятельностью. Ей же пришла в 1842 г. мысль привлечь в Веймар Листа, что снова подняло славу небольшого города. Гёте, принадлежавший к числу друзей Марии, называл ее одной из лучших и наиболее выдающихся женщин своего времени.

11 июня 1859 года Мария Павловна скончалась. Еще в год смерти мужа она высказала желание быть похороненной рядом с ним в мавзолее, но в русской земле. Земля действительно была привезена из России, и на ней торжественно был установлен саркофаг с телом под звуки колоколов со всех веймарских церквей. Через три года после смерти рядом с мавзолеем была воздвигнута православная церковь Святой Марии Магдалины, украшенная иконостасом, созданным руками мастеров из России.

- 1945    В Москве состоялся Парад Победы.

Победа в войне сильно подняла дух русского народа, способствовала росту его национального самосознания и веры в собственные силы. В результате победы Россия вернула себе большую часть того, что было отторгнуто у нее в результате революции (кроме Финляндии и Польши). В ее состав возвратились исторические русские земли в Галиции, Буковине, Бессарабии и др.

Большая часть русского народа (включая малороссов и белорусов) снова стала единым целым в одном государстве, что создавало предпосылки соединения их в единой Церкви. Выполнение этой исторической задачи стало главным положительным итогом войны. Победа русского оружия создала благоприятные условия для славянского единения. На каком-то этапе славянские страны объединились с Россией в нечто вроде братской федерации. Народы Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии на какой-то период осознали, насколько важно славянскому миру держаться вместе в борьбе с посягательствами Запада на славянские земли.

- 1950    † Шмелев Иван Сергеевич.

Русский писатель. Умер в окрестностях Парижа.

Иван Сергеевич Шмелев – один из видных православных писателей ХХ века. Родился в 1873 г. и вырос в Замоскворечье, в доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад. Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского, и старец прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом».
По словам И.А. Ильина, Шмелев - «изобразитель русского, исторически сложившегося душевного и духовного уклада; и то, что он живописует, есть русский человек и русский народ – в его подъеме и его падении, в его силе и его слабости, в его умилении и в его окаянстве... Это не случайно, что Шмелев родился и вырос в Москве, проникаясь от юности всеми природными, историческими и религиозными ароматами этого дивного города... Вот откуда у Шмелева эта национальная почвенность, этот неразвеянный, нерастраченный, первоначально-крепкий экстракт русскости».

23 июня       25 июня


Назад к списку