БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 июня

(21 мая по старому стилю)

- Константин Огуречник и Олёна (Елена) Леносейка, Льняница.

Олены - ранние льны и поздние овсы. Закончив сев хвлебов - сеют лен и коноплю. Хорошо рябина цветет - к урожаю льна. Если на Олёну ненастье, то и осень будет ненастной. Девки в этот день волосы не заплетали. Было поверье, что волосы станут длиннее, долгими, светлыми, как лен, ежели их Алена-льносейка тронет. А когда солнце заходило, то девицы сходились у трех дорог. Был обычай плести и трепать будто бы уродившийся ленок. Старательно творили девушки обряд, выбивали будто бы серебряное семя изо льна, кудель сучили. Да все понарошку. Но с тайной надеждой, что Алена-льносейка углядит старание, позаботится о судьбе девичьей.

Если 3 июня — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.

- 337   Равноапостольный Царь Константин и матерь его Царица Елена (327).

В первые века по Р.Х. языческий мир не раз пытался искоренить христианство. Римские императоры-язычники, подстрекаемые иудеями, видели в христианстве антигосударственную религию. Однако на крови многих тысяч мучеников за веру Господь утвердил Церковь и дал Риму Императора-христианина Константина Великого († 337). Уже отец его, Констанций Хлор, цезарь в западной части империи, сочувствовал христианам, мать же его, св. Царица Елена († 327), была христанкой. Константин, став после смерти отца Императором в Галлии и Британии, объявил в своих областях свободу исповедания христанства. В борьбе с жестоким императором Максенцием Константину было явлено чудесное знамение креста на солнце с надписью "Сим побеждай". Под этим знаменем Константин победил Максенция и был встречен римлянами с великой радостью. В 323 г. он стал Императором всей Римской империи. Гонения на христиан прекратились, а вскоре Христианство стало государственной религией Второго Рима.

Император Константин всю свою жизнь посвятил благу Церкви и сделал столько добра ей, что заслужил наименование равноапостольного. С его времени государственные учреждения, законы, военная служба стали ориентироваться на требования, которые заключаются в христианстве.

Можно указать, следующие меры и действия императора Константина в пользу христианства, кроме упомянутых эдиктов, — в порядке времени: он прекратил языческие игры (314), освободил духовенство от гражданских повинностей и церковные земли от общих налогов (313-315), отменил казнь через распятие и издал строгий закон против иудеев, восстававших на Церковь (315), дозволил освобождать рабов при церквах без особых формальностей, которые были очень затруднительны в гражданских судах (316), запретил частным лицам приносить жертвы идолам и обращаться к гаданиям у себя на дому, оставив это правило только обществу (319), повелел по всей империи праздновать воскресный день (321), в ограждение христианских девственниц отменил бывшие у римлян законы против безбрачия; предоставил Церкви право получать имущества по завещаниям, допустил христиан к занятию высших государственных должностей, приказал строить христианские храмы и запретил вносить в них по обычаю языческих капищ, императорские статуи и изображения (325).

Одна из величайших заслуг Константина — созыв I Вселенского собора в городе Никее в 325 г.

Всей душой преданный Церкви, Константин, однако, по обычаю того времени, до последних дней жизни отлагал принятие крещения. Когда же почувствовал приближение смерти, то с благоговением принял это великое таинство и мирно скончался во время молитвы 21 мая 337 г. История присвоила ему имя Великого. Церковь за великие заслуги именует его равноапостольным.

Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере в то время, когда другие юноши благородного вхождения воспитывались в языческом духе и презирали христианство. Второй — воздвижение Креста Господня.

Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму).

- 1045    Начало строительства Софийского собора в Новгороде.

- 1129     Благоверного Князя Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

Князь Константин (Ярослав Святославич) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили.

Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь не оставил однако мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру, с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем.

Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве.

В распространении Христовой веры блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 г. князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором.

- 1262    † Святитель Кирилл, епископ, Ростовский.

Был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря и управлял Ростовской епархией с 1231 по 1262 год. Современный ему летописец сообщает, что слушать поучения святителя Кирилла собирались не только жители Ростова, но приходили люди и из окрестных городов. Ордынский царевич Петр принял христианство под влиянием его проповеди. Святитель Кирилл оставил ряд сочинений – "О страхе Божии", "О Небесных силах", "О злых дусех", "О мытарствах" и много других.

- 1521    Владимирской иконы Божией Матери.

Празднование установлено в память спасения Москвы от нашествия Крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Крестным ходом 21 мая ежегодно вспоминает Москва это чудесное избавление, и оттоле пошел обычай с непокрытою головой проходить ворота, которые стали звать Спасскими.

Интересен и тот факт, что перед “Владимирскою” иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему Отечеству. Православные всероссийские монархи принимали священное венчание и миропомазание на царство пред ликом Владимирской иконы в Успенском соборе.

При избрании всероссийских митрополитов и патриархов Владимирская икона Богоматери древле служила поручительницей и благословением, т. к. было обыкновение хартии имен избираемых, запечатанные царем, полагать в панагии на пелену в киоте Владимирской иконы Богоматери, предоставляя Ей, кого благоволит Она Сама выбрать. После молебна сам Царь или старейший из святителей снимал печать, вынимал одну из хартий и объявлял собору имя избранного.

К этой иконе обращались и во время сильных пожаров.

- 1700    Полковой праздник 1-го лейб-драгунского Московского императора Петра I полка Российской императорской армии, в день Иконы Владимирской Божией Матери.

- 1735    Взятие Перекопской крепости.

Основу Перекопских укреплений составляли 8-ми километровый ров, Протянувшийся от Черного моря до Азовского моря, а также земляной вал с каменными башнями. 21 мая без осадной подготовки, русские войска пошли на штурм Перекопа, который защищал 3-х тысячный турецкий гарнизон. Штурмовые отряды перебрались через ров, а затем с помощью пик и рогаток стали карабкаться на вал. Через пол часа они уже были на его вершине. Ожесточенное сопротивление оказал турецкий отряд лишь одной из сторожевых башен. Он защищался целый час и был полностью истреблен. Остальные сдались с условием, что их отпустят домой.

- 1805    Грамота Императора Александра I. 

О принятии Селим-хана Шакинского в подданство России

- 1842    Вышла в свет поэма «Мертвые души» Н. В. Гоголя.

- 1877    

На 60-м  году  жизни,  Император Александр  II  выехал  из  Петербурга  в действующую армию и покинул ее только 3  декабря  1877г. -  после  падения Плевны, предрешившего исход войны.

Он  считал  своим  долгом  находиться  со своей армией, хотя бы в тылу, где были раненые. Он говорил, покидая столицу: "Я еду братом милосердия". Он терпеливо переносил трудности походного  быта, плохие дороги, сохранял строгий режим дня, вставал в семь-восемь часов утра, даже если накануне  приходилось  лечь  глубокой  ночью.  Он  обходил  палаты раненых,  иногда  заходил  в  операционную,  утешал  отчаявшихся,  награждал отличившихся, всех подбадривал,  глаза  его  часто  увлажнялись  слезами. 

- 1891   Расставания Владивостокцев с Высоким Гостем, Цесаревичем Николаем Александровичем.

Затем была длинная дорога домой, через всю Сибирь, знакомство с  людьми и природой этого замечательного края. Виденное здесь произвело  неизгладимое впечатление на молодого человека, и сила этого воздействия была  не  меньше, чем от увиденного за границей. Все  осматривал  с  жадным  интересом.

Спутниками Его Высочества в поездке по Сибири были: Свиты Его Величества генерал-майор князь В.А.Барятинский, Свиты Его Величества контр-адмирал В.А.Басаргин, ротмистр лейб-гвардии кавалергардского полка князь В.С.Кочубей, штаб-ротмистр лейб-гвардии гусарского Его Величества полка Е.П.Волков, флигель-адъютант Его Величества поручик князь Н.Д.Оболенский, князь Э.Э.Ухтомский, доктор В.К.фон Рамбах и художник Н.Н.Гриценко.

Утром Его Императорское Высочество вместе с принцем Георгием сел в коляску, убранную ландышами. Кто имел экипажи, следовали до станции Подгородной. На пятой версте ожидал контр-адмирал П.И.Ермолаев с группой офицеров фрегата "Память Азова", которые проводили Наследника Цесаревича бокалом шампанского. Великий Князь Николай Александрович троекратно поцеловавшись с Греческим Принцем, простившись с офицерами и корабельным священником фрегата "Память Азова," окропившим святой водой коляску, изволил пригласить к себе в экипаж Приамурского генерал-губернатора и тронулся в путь.

В шесть часов вечера Его Высочество прибыл в город Никольск-Уссурийский. Следующую ночь с 22-го на 23-е мая Наследник Цесаревич ночевал в селе Осиновка Южно-Уссурийского уезда и оставил у его жителей долгую и добрую память. Августейший Посетитель изволил внести в пользу только освященного в том году храма свыше 200 рублей, на которые был в последствии приобретен серебряный потир с приборами.

В увековечение памяти посещения Осиновки Его Императорским Высочеством Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем в 1901-ом году прихожане соорудили колокол весом 54 пуда, употребив на него 500 рублей из церковных сумм, а более 600 рублей — добровольных пожертвований. Восторженные встречи русских людей и инородцев своего обожаемого Наследника Цесаревича по всему пути следования отличали Высочайший визит на дальнюю окраину России. Приморский губернатор генерал-майор П.Ф.Унтербергер провожал Высокого Путешественника до Хабаровки.

Через Хабаровск,  Благовещенск,  Нерчинск,  Читу,  Иркутск,   Красноярск,   Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург и Москву прибыл 4 августа в Петербург,  где был с большой радостью встречен  родственниками. 

2 июня        4 июня


Назад к списку