21 сентября
(8 сентября по старому стилю)
- Госпожинки. Аспосов день.
Праздник этот, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сент. слывет под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16 авг.), Госпожа (15 и 31 авг.) и пожни — после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сент.
В этот день убирают пчел, собирают лук, оттого Пасиков и Луков день.
На Аспосов день наш народ встречал осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили: «Богородица Причистая, избавь от маеты, надсады от души отведи, мое житьё-бытьё освети!» После сего разламывали хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им домашний скот.
- Рождество Пресвятой Богородицы.
Пророками было предсказано пришествие в мир Мессии, Сына Божия, для спасения человечества. Эту веру хранил малый праведный остаток верующих Ветхозаветной Церкви. И когда пришло время и Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, он избрал Себе Матерью Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости.
Дата Рождества Пречистой Богородицы – выбита на памятнике Тысячелетия России в Нижнем Новгороде, как дата рождения Российского государства.
Начало всех христианских праздников. И не только потому, что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сент. — начало индикта — церковное новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости.
- 862 День рождения Русского государства.
Призвание новгородцами на княжение трех братьев-варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора.
День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.
- Икона Божией Матери «София - Премудрость Божия».
Находилась в Киеве, в Софийском соборе. Икона «София — Премудрость Божия» встречается только на православном Востоке и неизвестна на Западе.
Под словом «Премудрость», или по-гречески «София», разумеют Сына Божия. Значение изображения «Софии — Премудрости Божией» объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9, 1). Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом.
Иконы св. Софии — Премудрости Божией, заимствованные из Церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви Небесной и видимой через воплощение Сына Божия — Премудрости Божией.
- 1240 Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя.
- 1295 Явление Курской иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
Одна из древнейших икон Руси. Обретена 8 сентября 1295г., когда после разорительного татарского нашествия все Русское государство испытывало величайшее бедствие, а город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Икона прославилась многими чудесами в русской истории. Покинула Россию в 1920 г. вместе с армией генерала Врангеля и стала главной святыней Русского зарубежья.
- 1380 Куликовская битва.
Торжество Руси над всей Татарской Ордой! Вместе с татарами победой на Куликовом поле Москва, в лице своего Великого Князя Димитрия Донского, победила старое княжеское разногласие и вражду из-за частных волостных выгод при забвении надобностей, общих для всей Родины. На Куликовском поле народ узнал, что Москва есть истинное средоточие и сердце Русской Земли, истинный защитник, сберегатель и устроитель земской тишины и независимости от соседних держав. На Мамаевом побоище явились героями не сильные, высокомерные и честолюбивые князья, а слабые владетели мелких вотчин, не искавших себе владычества над землею, но помышлявшие только о службе Отечеству.
На поле битвы 8 сентября 1380 года были иконы: Донская, принесенная в дар донскими казаками, и Гребневская — Гребенская, стоящая ныне в Москве, в церкви ее имени, у Лубянской площади.
- 1380 † Пересвет Александр.
Герой Куликовской битвы. Пересвет был уроженцем города Любеча, брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в иноки Пересвет был известен на Руси как «великий ратник», «богатырь крепкий», «весьма смысленный к воинскому делу и наряду», умеющий «уставлять полки».
В 1380 г. Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом — Родионом Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии — Темир-мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в старом соборе Московского Симонова монастыря. Мощи его до сих пор почивают в этом монастыре.
- 1380 † Осляба Родион.
Московский боярин, монах Троице-Сергиевой лавры, герой Куликовской битвы. В 1380 г. был послан прп. Сергием Радонежским вместе с монахом Пересветом к кн. Дмитрию Донскому, чтобы воодушевить русских воинов перед Куликовской битвой.
Погиб в бою. Мощи его почивают в старом соборе Московского Симонова монастыря.
- 1495 Осада Выборга.
Русская рать под командованием русского полководца Даниилом Васильевичем Щени подошла к Выборгу, стены и башни которого шведы считали неприступными. Началась осада, длившаяся три месяца. Действия Щени оказались неожиданными для шведов. При штурме Выборга он применил артиллерию, крупнокалиберные пушки и пищали, которые, по свидетельству шведских летописей, «причинили много горя» защитникам. Вместо трудоемких и опасных из-за обстрелов со стен «приметов» (искусственных насыпей), он применил штурмовые лестницы. Таких приемов осады еще не знала русская военная история.
Пока главные силы готовились к штурму, конные оряды опустошали окрестные земли, разрушали шведские опорные пункты.
- 1549 Царю Иоанну IV был подан проект реформ И. С. Пересветова.
Автор критиковал засилье бояр и отсутствие законности и выражал надежду, что "грозный и мудрый Царь" будет управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не касты аристократов.
- 1581 День Рождества Пресвятой Богородицы.
Полчища поляков и литовцев штурмуют Псков, защищаемый мужественным воеводой кн. Иваном Петровичем Шуйским. Бодр дух осажденных. Инок Покровского монастыря дряхлый слепец Дорофей видел явление Богородицы в сопутствии святых князей: Всеволода-Гавриила, Довмонта-Тимофея, блаженного Николы Салоса и других прославленных во Пскове святых. Гневалась Владычица на град, но святые вымолили ее прощение. “Старче! — слышал голос Дорофей.— Иди скорее, возвести боголюбивым воеводам, печерскому игумену и всему народу, чтобы прилежно и непрестанно молили Господа Бога; завтра пусть стерегут это место, пусть поставят здесь пушки и направят их на шатры королевские. Всему народу вели плакаться о грехах своих, и Я буду молить Сына Моего и Бога за ваши согрешения”... Приступ отбит на месте, указанном в видении. Воздавая хвалу Богу в храме святой Троицы, князь Шуйский говорит воинам и народу: “Вот, братие, миновал для нас первый день печали и веселия, трудов и мужества. Совершим, как начали. Сильные враги наши пали, а мы, немощные, препоясались силою. Гордый исполин лишился хлеба, а мы, алчущие милосердия Божия, исполнились благ. Будем готовы умереть за веру Христову. Как начали, так и довершим, с Богом, без всякой хитрости”. Враги вскоре сняли осаду, не возобновив приступов.
Из дневника Стефана Батория: "Нам не везет в Печерах. Пробьют отверстие в стене, подойдут к нему и остановятся, далее идти не могут. Все удивляются, отчего это происходит. Одни говорят, что это колдовство со стороны Русских, другие - что место свято. Уже второй приступ не удается. Эти монахи творят чудеса храбрости".
- 1710 Русские войска под командованием Брюса вынудили к сдаче Кекскольм (древнерусскую Карелу).
- 1720 Торжественный ввод в Петербург четырех шведских фрегатов взятых в сражении при Гренгаме.
- 1727 Отстранен от власти и отправлен в ссылку кн. А. Меншиков.
- 1736 † Феофан Прокопович.
П олитический и церковный деятель, богослов.
«Делом всей жизни» Феофана Прокоповича стало участие в Петровских реформах. В 1721 г. по поручению Царя Петра I он разработал Духовный регламент — законодательный акт, ликвидировавший соборное управление Церковью, заменив его синодальным управлением.
Место Церкви в государственной системе определялось как средство воспитания и просвещения подданных. В сочинении «Правда воли монаршей» (1722) Феофан Прокопович утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. Т. о., основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа.
- 1789 Русские войска под командованием князя Репнина разбил Турок при Сальче.
- 1801 Торжественный въезд в Москву для Коронования Александра I.
- 1864 Святитель Феофан Затворник Вышенский писал:
«Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, и так сильно и полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда свое священное трехцветное знамя».
- 1875 Русскими войсками был занят г. Маргелан.
Лишаясь одного союзника за другим, хан Абдуррахман Автобачи отступал. В погоню за ним отправился отряд Скобелева. 10 сентября солдаты и казаки вступили в город Ош. Абдуррахман с небольшим количеством соратников укрылся в горах.
- 1914 Летчик Петр Нестеров впервые применил таран в воздушном бою.
- 1973 † Русланова Лидия Алексеевна
Русская певица.
- 1991
В декабре 1990г. года останки генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского самолетом Аэрофлота в специальном саркофаге были доставлены во Владивосток. Определили и место захоронения - на полуострове, носящем его имя. Церемония захоронения была намечена на воскресный день, 21 сентября 1991 года. Саркофаг с прахом Николая Николаевича Муравьева-Амурского установили в Доме офицеров флота, и в тот же день тут прошла заупокойная литургия.
Жители города шли и шли в траурный зал. чтобы отдать дань глубокого уважения памяти этого выдающегося государственного деятеля. У гроба в почетном карауле застыли военные моряки и казаки. И вот траурная процессия заполнила главную улицу Владивостока. Саркофаг с прахом генерал-губернатора был установлен на лафет гаубицы. Бронетранспортер медленно тронулся. Шестисоттысячный город провожал Н. Н. Муравьева-Амурского к месту последнего упокоения. Казаки и военные моряки несли вслед за лафетом флаг России и Андреевский флаг. Великому гражданину России воздавались самые высокие воинские почести, все было обставлено торжественно и печально, было море цветов и венков.
- 1992 Хиротония епископа Владивостокского и Приморского Вениамина.
- 1993 Восстановление Рождество-Богородицкого монастыря вблизи Уссурийска.
20 сентября 22 сентября
Назад к списку