БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

14 сентября

(1 сентября по старому стилю)

 - Семин день. Семен летопроводец.

Этот день в старину называли началом бабьего лета. Говорят: «Бабье лето восемь дней». По погоде бабьего дня судят поселяне об осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то вся осень выйдет теплая и ведреная. Если на бабье лето луга будут опутаны тенетником — паутиной, — гуси гуляют стадами, скворцы не летят, то осень будет протяжной и ведреной.

Под Семен день тушат огонь, кроме тепла лампадного. Едва только начнет заниматься утренняя заря, вздувают новый огонь. В старину новый огонь добывали из сухого дерева. Старики и старухи садились посреди двора и терли сухое дерево об дерево. Молодая невестка или девица зажигали спицею новый огонь. Этим огнем топили печи в избах и банях, на «засидках» зажигали свечи и лучину.

В селах с Семена дня начинались бабьи работы — с пеньки и льна. В селах с бабьего лета начинались осенние хороводы. В это время выходили женихи смотреть невест. С этого дня начинались свадебные недели — до Гурия (28 ноября).

А еще хоронили в этот день мух и тараканов. Мух и тараканов считали причиной неурядиц и безденежья в семье. Из репы, свеклы, брюквы или моркови вырезали маленькие гробики, клали в них пойманных в избе мух и тараканов и закапывали в землю как можно дальше от дома. Считалось, что от такого погребения погибают мухи и тараканы.

Семен день, бывший прежде первым днем нового года, справлялся на Руси со всеми возможными увеселениями. Молодые и старые сходились на Семенины посиделки к старшему в роде встречать новое лето. С посиделок отправлялись к заутрене в церковь Симеона Столпника.

В старину на Семен день приезжали в Москву ставиться на суд перед государем и его боярами. Не явившиеся на этот срочный суд считались виноватыми. Челобитчик получал правую грамоту и по суду считался правым.

Судебная формула «копиться жалобным людям на судебный день в Москву» известна со времен великого князя Иоанна Васильевича. Для монастырских слуг и крестьян были три срока в году ставиться на суд: Рождество Христово, Троицын и Семен дни.

Семен день считался срочным днем для взноса оброков, даней и пошлин С него начинались и оканчивались все условия договоров между поселянами и торговыми людьми; с него отдавались внаем земли, рыбные ловли и другие угодья.

В старину наши бояре выезжали на Семен день поохотиться за зайцами. Выезды бывали сборные, от богатого боярина. У них было поверие, что от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимой большие добычи.

С Семенина дня начинались запашки, особенное празднество поселян при опахивании полей. Для этого пиршества на мирскую складчину варилась брага, пекли пироги, убивался баран.

Наши предки на Семен день перебирались в новые дома.

В старину на Семен день бывали постриги и сажание на коня. Простой народ совершал постриги на Семен день и в именины. Для этого созывали родных, приглашали кума с кумой. После молебствия отец подавал куму ножницы, а кум выстригает у крестника «гуменцо». Выстриженные волосы кума передавали матери. Волосы зашивали в ладонку. Кум и кума выводили своего крестника на двор, где отец ожидал их с конем, а мать расстилала для них ковер. Здесь кум, на ковре, передавал своего крестника отцу с ласковым словом, а отец, принимая своего сына с поклонами, сажал на коня. После сего кум водил коня по двору за узду, а отец придерживал сына. У крыльца отец снимал сына с коня и передавал его куму; кум отдавал его из полы своей куме с поклонами; кума с ласковым словом вручала его матери. Наконец, отец с матерью одаривали кума с кумой, а они крестника. За обедом, на голове крестника, разламывали кум с кумой именинный пирог, с пожеланием всякого богатства и счастия. Первенца постригали кум с кумой, а всех других сыновей — отец с матерью. Выстриженное гуменцо сохранялось до самой смерти. В старину на боярские постриги прихаживали крестьяне с челобитьем и подарками. Челобитчиков угощали вином и именинным пирогом.

- 312    Св. Равноапостольный Царь Константин приобрел власть Единодержавия. 

- 325     Начало церковного Нового Года. Решение I Вселенского Собора. Начало индикта (церковное новолетие).

Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года (по старому стилю) победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. Отцы I Вселенского собора (в 325 г.) в память о сем определили начинать Новый год с 1-го сентября, как дня, который был начатком «свободы христианской».

На Руси новолетие праздновалось 1-го сентября до Петра Великого, который в 1699г. указал перенести день новолетия на 1-е число января. Но в богослужебных книгах последование нового лета остается под 1-м числом сентября по Церковному православному календарю.

Новый год - 1 сентября - отмечался специальным церковным "действом" и заканчивался большим приемом у царя.

- Симеон Столпник.

Летопроводец (ск. в 459 г.), прп. антиохийский архимандрит, празднуется. Сорок семь лет этот святой простоял на столпе. Многие язычники, увидев его подвиги и потрясенные ими, приняли Святое Крещение.

Русские люди чествовали его память как Летопроводца. Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие вступлением своим на престол, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Название Летопроводца прп. Симеон получил оттого, что в день его памяти русские провожали лето.

С этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее довольно важный обряд — т. н. постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191 г., когда он встречается едва ли не в первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде княжеском) имело характер церковный.  

- 1469     Великий Князь Иоанн III Васильевич усмирил Казань.  

Иоанн послал под Казань двух своих братьев: Юрия и Андрея Большого, со всею силою Московской и Устюжской, которая 1 сентября вогнала татар в город, обвела вокруг него острог и перекрыла воду. При таких обстоятельствах Ибрагим, видя себя в большой беде, заключил мир по всей воле Великого Князя и выдал всех пленников, взятых за 40 лет, которых было, конечно великое множество.

- 1492    Московский Собор принял новое летоисчисление в России с 1 сентября, вместо 1 марта, который считается днем сотворения Адама.

- 1581    Начало похода Ермака в Сибирь.

Согласно Строгановской летописи XVII века, главное событие в судьбе дотоле неизвестного казака Ермака Тимофеева произошло «в лето 7090, сентября в 1 день (1 сентября 1581 года)», когда «Семен и Максим, и Никита Строгановы послаша... в Сибирь на сибирского салтана атаманов и казаков Ермака Тимофеева со товарыщи, и с ним собрав из городков своих ратных и охочих всяких людей: литвы и татар, и русских буйственных и храбрых, предобрых воинов 300 человек, и их с ними отпустиша…».

- 1598     Венчание на Царство Бориса Годунова (598-1605).  

Принимая благословение от патриарха Иова, Борис сказал: "Бог свидетель, что не будет в моем царстве нищего, последнюю рубашку разделю с народом".

- 1618      В Китай прибыла первая в России дипломатическая миссия Петлина.

- 1674     Царь Алексей Михайлович в Успенском соборе "объявлял" народу своим наследником достигшего совершеннолетия царевича Феодора.

- 1799     Высочайшая грамота Дербентскому Владетелю Шейх Али Хану:

"О принятии его в прежнее подданство России и о пожаловании его в третий класс".

 - 1812     Военный совет в деревни Фили.

В этот день в деревни Фили, в избе крестьянина Савостьянова, состоялся военный совет. Выслушав мнение участников его, Кутузов сказал: "С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью считаю сохранить армию и соединить ее с идущими к ней подкреплениями. Я чувствую, что мне придется поплатиться за все, но жертвуя собою для блага отечества. Приказываю отступать".

- 1852      Родился Бородкин Михаил Михайлович.

Генерал-лейтенант, начальник Военно-юридической академии, публицист, член-учредитель и член первого Совета Русского собрания.

Родился в семье штабс-капитана на о. Аланд в Финляндии, благодаря чему с детства знал шведский язык, что дало ему возможность впоследствии стать одним из самых компетентных экспертов по финляндскому вопросу.

За свои государственные труды Бородкин удостоился назначения сенатором, также он был назначен начальником Военно-юридической академии.

В 1913 Бородкин членом редкомиссии «Книги русской скорби», принимал участие в славянском движении,14 февр. 1913 читал доклад в С.-Петербургском Славянском благотворительном обществе на тему «Славянское призвание России». Его биограф отмечал: «”Исконные русские начала” — вот то знамя, у которого М. Бородкин всегда стоял верным часовым».

После выхода в отставку занимался активной публицистической деятельностью, был сотрудником «Нового времени». Скончался в 1919 г.

- 1869     Прославление Черниговской-Гефсиманской икона Божией Матери.

Является списком с прославленной Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI в. некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся 16-24 апреля 1662 года, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу "Руно Орошенное", заканчивая которую он писал: "Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить".

Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках.

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская была написана на полотне в ХVIII в. и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву Лавру Александрой Григорьевной Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века.

Знаменательно, что первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия – 1 сентября 1869 года, когда от полного расслабления, продолжавшегося в течение 9 лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Святитель Иннокентий, митрополит Московский на празднике преподобного Сергия сам встретился с Феклой и расспрашивал ее обо всех обстоятельствах исцеления.

Икона впитала благодатные токи всей истории Русской Церкви, она стяжала благословения преподобного Антония Печерского, преподобного Сергия Радонежского, его родителей, схимонахов Кирилла и Марии и, наконец, подвижников ХIХ в.

- 1911    † Покушение на премьера П.А. Столыпина в Киеве. 

Убийство Столыпина от руки террориста-еврея произошло на глазах Государя, причем Его Величество проявил такое же мужество и безстрашие, как и Его Августейший Дед, Император Александр II в момент злодейского на Него покушения. Покушение произошло в театре, во время торжественного спектакля. Чтобы остановить панику, оркестр заиграл народный гимн, и Государь, подойдя к барьеру царской ложи, стал у всех на виду, как бы показывая, что Он - тут, на Своем посту. Так Он простоял, - хотя многие опасались нового покушения, - пока не смолкли звуки гимна.

- 1918   Декретом СНК РСФСР в нашей стране традиционная русская система мер заменена метрической.

Декретом СНК РСФСР от 14.09.1918 г. в нашей стране была упразднена традиционная русская система мер, сложившаяся за многовековую нашу историю. Введенная метрическая система была разработана во Франции в эпоху "великой" революции и принята в ряде западных стран. Однако и поныне далеко не все страны исключили из обихода свои традиционные системы мер.                              

- 1939     Построен и испытан первый русский вертолет по проекту И. И. Сикорского (1889-1972) созданного в 1908 году.

- 1966     † Черкасов Николай Константинович

Русский актер. Артистическую деятельность начал в лденинградском ТЮЗе в 1926 г. и на Ленфильме.

- 1968     Запущен космический аппарат "Зонд-5", который облетает Луну и благополучно возвращается на Землю.

13 сентября       15 сентября


Назад к списку