БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

7 сентября

(25 августа по старому стилю)

- Тит грибник.

Тит Листопадник, Варфоломей, народное название дня перенесения мощей апп. Варфоломея и Тита (VI).

В некоторых местах этот день назывался Варфоломей или Варфоломеев день. По народному поверью Тит Грибник покровительствует грибникам. На Титов день — последний срок заготовки грибов на соленье. Крестьяне, отправляясь в лес, молились этому святому, считая, что без его помощи удачи не будет.

В старину считали, что родившийся в день Тита свое счастье найдет только в зрелом возрасте.

- 1530      Рождение Царя Иоанна IV.

В 7 утра во время ужаснейшей бури и грозы Царица Елена родила первенца, будущего  Царя Иоанна, Грозного для врагов России. Великий князь Московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г. Сын вел. кн. Василия III и кн. Елены Глинской

Ивану Грозному принадлежит главная заслуга в разгроме российского боярства, ориентированного на Запад.

К середине XVI в. на Руси сформировалась своего рода «пятая колонна» представителей правящего класса, ориентировавшаяся на Запад, явно или неявно отвергающая духовные ценности Святой Руси и готовая пойти на предательский сговор с Римом и другими историческими противниками Руси. . «Пятая колонна» формировалась преимущественно из князей и связанных с ними служилых людей, выходцев из западнорусских земель, оказавшихся в составе Великого княжества Литовского, с их землями, княжествами. Так, например, в посл. четв. XV в. к Москве перешли «верховские» (т. е. владевшие землями по верховьям Оки и Десны) князья Воротынские, Белевские, Одоевские, Вяземские, княжество в Смоленской земле, княжества по рекам Десне и Сожу до самого Днепра.

«Западники» зачастую ставили свои личные интересы превыше русских государственных интересов, а когда встречали отпор со стороны царя, бежали на Запад. Во 2-й пол. царствования Ивана Грозного в его окружении зреет измена. Для защиты государства от изменников Иван Грозный создает так называемую опричнину («опричный удел») и опричный полк. Русь разбивается на две части – опричнину и земщину. Царь начинает «перебирать своих людишек», «искоренять крамолу». Князья и бояре, замешанные в крамоле, подвергаются казни, их земли отбираются в казну или раздаются опричным дворянам. Всего, по оценкам историков, были казнены 3-4 тыс. человек. Опричнина серьезно подорвала позиции крупной земельной аристократии, ориентировавшейся на Запад , не позволила осуществиться многим преступным замыслам. Так, по данным польских летописцев, в 1568 г.приближенные к Ивану Грозному изменники-бояре устроили заговор и задумали связать царя и передать его польскому королю. Изменники были казнены. Решительные действия Ивана Грозного по искоренению крамолы имели важнейшие последствия после пресечения династии Рюриковичей и воцарения Бориса Годунова. Последствия Смутного времени были бы для России гораздо серьезнее, если бы Иван IV не ослабил влияния «западников». Верхушка самых активных сторонников перехода в подданство к польскому королю была уничтожена Иваном Грозным, а оставшиеся «западники» не имели достаточно влияния, чтобы заставить русское общество отречься от Православия и идеалов Святой Руси и принять католичество. Поддержанные Римом и польскими королями антиправославные замыслы Лжедмитрия I не нашли поддержки влиятельных сил на Руси , хотя часть русского правящего класса была склонна сделать этот шаг.

Царь Иван Грозный стал одним из главных идеологовтрусского саможержавия (см. 18 марта / 21 марта 1584 г.).

- 1744      

Елизавета Петровна торжественно въехала в Киев через специально построенные на Эспланадной площади (территория между крепостным укреплением и городом) триумфальные ворота, как отмечали современники, "великолепной и отменной работы". Ворота эти были расписаны трудами учеников лаврской живописной школы. Ворота были украшены портретами высочайших гостей, витиеватыми орнаментами. Население города "усыпало" киевские горы, заполонило улицы. Два митрополита: Киевский – Рафаил (Заборовский) и Белгородский – Антоний, в окружении духовенства округа приветствовали "венценосную путешественницу с благополучным окончанием дальнего пути и прибытием к цели путешествия". Народ ликовал, звон колоколов киевских храмов сливался с радостными возгласами горожан.

Царица была от души тронута такой радостной и восторженной встречей и, прослезившись, произнесла: "Возлюби меня, Боже, в Царствии Твоем Небесном так, как я люблю народ сей благодарный и незлобивый."

Ступив через Святые врата на территорию Киево-Печерской обители, Императрица сразу же направилась в Великую Успенскую церковь и после краткой литии проследовала в архимандритские покои.
Находясь в Киеве, "державная поклонница" неоднократно посещала Ближние и Дальние пещеры лавры, бывала в Софийском соборе, Михайловском и Флоровском монастырях, в других киевских храмах, скитах, святых урочищах.

- 1805    Русская армия М. Кутузова выступила из Радзивиллова в Австрию для совместных действий против Наполеона.

В Богенхаузене Наполеон заключил союз с Баварией.

- 1859       Взят аул Гуниб ген. А.И. Барятинским.

Пленение вождя кавказских горцев имама Шамиля. Покорение Восточного Кавказа.
Причиной Кавказской войны (1817–1864) было стремление России ликвидировать очаг разбоя и англо-турецких интриг против присутствия России на Кавказе. После присоединения Грузии (1801) и Азербайджана (1803–1813) связь России с ними осуществлялась через земли Дагестана и Чечни, подвергаясь постоянным грабительским нападениям горцев.

Назначенный в 1816 г. главнокомандующим на Кавказе генерал А.П. Ермолов начал покорение разбойничьих территорий посредством планомерного строительства крепостей Кавказской линии (Грозная и др.).

- 1906

25 августа в газетах появились одновременно два знаменательных документа: обширная программа намеченных правительством законодательных мер и закон о военно-полевых судах.

«Революция борется не из-за реформ, проведение которых почитает своей обязанностью и правительство, а из-за разрушения самой государственности, крушения монархии и введения социалистического строя» — говорилось в правительственном сообщении. Эти слова, бесспорно, соответствовали истине.

В перечень намеченных реформ входили: свобода вероисповеданий; неприкосновенность личности и гражданское равноправие; улучшение крестьянского землевладения; улучшение быта рабочих (государственное страхование); реформа местного самоуправления (мелкая земская единица); введение земства в Прибалтийском и в Западном крае; земское и городское самоуправление на Царстве Польском; реформа местного суда; реформа средней и высшей школы; введение подоходного налога; объединение полиции и жандармерии и издание нового закона об исключительном положении. Упоминалось также об ускорении подготовки церковного собора и о том, что будет рассмотрен вопрос, какие ограничения для евреев, «как вселяющие лишь раздражение и явно отжившие», могут быть немедленно отменены.

Закон о военно-полевых судах — которому предшествовал длинный перечень террористических актов последнего времени — вводил, в качестве временной меры, особые суды из офицеров, ведавшие только дела, где преступление было очевидным. Предание суду происходило в пределах суток после акта убийства или вооруженного грабежа; разбор дела мог длиться не более двух суток; и приговор приводился в исполнение в 24 часа; между преступлением и карой проходило таким образом не более 3—4 дней. Это была суровая мера, но едва ли по существу она может считаться более жестокой, чем западно-европейские или американские суды, где преступник ждет казни долгие месяцы, если не годы.

- 1915      

11 армия генерала Щербачева атаковала в Галиции две немецкие дивизии, из которых одна гвардейская, и взяла в плен т150 офицеров, 7 тысяч солдат, 30 орудий и много пулеметов.

Это случилось тотчас, как войскам стало известно о принятии Государем командования.

- 1916     Русские войска форсировали Дунай и вошли на территорию Болгарии.

- 1917     Начало восстания генерала Корнилова.

- 1941     Родился Крупин Владимир Николаевич.

Писатель и общественный деятель. В произведениях Крупина отражается вера в русского человека («Живая вода», 1980) и в возрождение России на началах православной духовности и культуры («Вятская тетрадь», 1987; «Прощай, Россия, встретимся в раю», 1991; «Крестный ход», 1993).

С 90-х тема Православия и патриотизма становится для Крупина главной.

Единственное, что может спасти страну — воцерковление народа: «Одно осталось русскому — Церковь православная и молитва». Вслед за Ф. М. Достоевским, И. А. Ильиным и др. отечественными мыслителями Крупин убежден, что «Россия, по обилию своих жертв, по величине своей святости — последний бастион» в мировой схватке сил добра и зла («Слава Богу за все»).

В 1994—2000 гг. Крупин преподавал в Московской Духовной академии православную педагогику. В 1995 г. писатель, исходя из своих православных убеждений, публично отказался от выдвижения на литературную премию им. Л. Н. Толстого. С 1998 г. Крупин — гл. редактор журнала «Благодатный огонь»; с 2000 г. — автор рубрики «Дневник писателя» в православной газете «Вера». Миссию современного русского человека Крупин видит в том, чтобы бороться «за воскрешение России, за ее место в мире, за чистоту и святость Православия…».

- 1947     Празднование 800-летия Москвы.

6 сентября         8 сентября


Назад к списку