4 сентября
(22 августа по старому стилю)
- Агафонник гуменник.
На Агафонника крестьяне выходили ночью осматривать снопы и караулить их от «потехи лешего».
Существовало поверье, что в эту ночь леший выходит на луга на гумны «потешиться над соломкой». Потехи лешего заключаются в раскидывании снопов с одного гумна на другое или в развязывании их. Если хозяин караулит свое гумно, то будто леший не смеет подойти к загородке. Крестьяне, собираясь в «дозор», чтобы напугать лешего надевали тулуп наизнанку, а голову обвязывали полотенцем, для обороны брали кочергу. Приходя на гумно, они кочергой обводили круг и садились в него. С этими предосторожностями никакой леший не смеет подойти к полю и гумну.
Если Агафонников день ясный, то хорошая погода будет держаться еще четыре недели.
- 1501 Послания Московского митрополита Симона духовенству и мирянам в Пермь.
Нравственное состояние недавно обращенных в христианство пермичей, как духовных, так и мирян, требовало особенной заботливости со стороны митрополита, требовало особенного поучения.
В 1501 году митрополит писал к пермскому духовенству: "Слышу о вас, что о церковном исправлении и своем спасении не радите, о духовных детях не брежете и душевной пользы не ищете: сами едите и пьете не в приличное время, до обеда, а этим и новокрещенным людям послабление даете; многие новокрещенные люди, смотря на вас, соблазняются, то же делают; да и вступают в незаконные браки в родстве и другие богомерзкие дела творят".
К мирянам тот же митрополит писал: "Кумирам не служите, треб их не принимайте, воипелю болвану не молитесь по древнему обычаю и всяких тризнищ не творите идолам, в браки незаконные не вступайте, как слышно о вас, что у вас женятся в родстве, по ветхому и татарскому обычаю: кто у вас умрет, то второй его брат берет за себя его вдову, и третий брат так же делает; а жены ваши ходят простоволосые. Все это вы делаете не по закону христианскому".
- 1651 Рождение Натальи Кирилловны Нарышкиной.
2-й жены Царя Алексея Михайловича.
- 1826 Венчание на Царство Николая I Павловича.
Император Николай Павлович - единственный из Самодержцев Всероссийских, короновавшийся два раза: 22 августа 1826 г. в Москве и через три года, 12 мая 1829 г., в Варшаве.
- 1875 Взятие крепости Махрам.
8 августа 1875 года началась осада крепости Ходжент кокандским войском. В Ходженте находились батальон и две роты пехоты, сотня казаков и батарея артиллерии под командованием полковника Савримовича, которые смогли продержаться до 10 августа, когда прибыло подкрепление из Ура-Тюбе во главе с майором Скарятиным, которое помогло отбросить осаждавших от городских ворот. 12 августа полковник Савримович во главе 4 рот, сотни казаков и дивизиона артиллерии начал наступление на 16-тысячное кокандское войско, находившееся под командованием Абдуррахмана Автобачи и стоявшее у селения Коста-Кола. В тот же день в Ходжент прибыл из Ташкента 1-й стрелковый батальон с дивизионом конных орудий под командованием подполковника Гарновского. Поняв бесперспективность дальнейшей осады восставшие отступили от Ходжента.
К 18 августа русские войска во главе с Кауфманом сосредоточились в Ходженте. Абдурахман Автобачи с 50-тысячной армией расположился недалеко от Ходжента, у крепости Махрам на левом берегу Сырдарьи (44 версты от Ходжента), но 22 августа 1875 года генерал Кауфман (с отрядом из 16 рот, 8 сотен и 20 орудий) взял эту крепость и совершенно разгромил кокандцев, потерявших более 2 тыс. убитыми; потери российской стороны ограничились 5 убитыми и 8 ранеными. Автобачи бежал в Маргелан.
- 1883 † Тургенев Иван Сергеевич.
Родился 28 октября 1818 г. в Орле, в дворянской семье. Отец, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать – из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове.
Умер писатель во Франции (близ Парижа), похоронен в Петербурге.
Иван Сергеевич Тургенев, автор "Записок охотника", "Отцов и детей".
- 1903 Высочайшее Повеление - совершать в Димитриевскую субботу во всех воинских частях чин поминовения усопших воинов.
В имеющих своих священников войсковых частях, учреждениях и заведениях служение панихид по усопшим воинам, при обязательном присутствии всех свободных от служебных занятий чинов. Там же, где не было своих священников, посылать в указанный день свободных от служебных занятий нижних чинов командами на панихиды в приходские церкви.
Ближайшим начальствующим офицерам вменено было в обязанность разъяснять в тот день нижним чинам значение церковного поминовения усопших, обращая внимание на важнейшие битвы в истории нашего Отечества - Куликовскую, Полтавскую, Бородинскую.
- 1915 Государь Николай II стал Верховным Главнокомандующим и возглавил управление войсками и выехал в Могилев, где тогда находилась Ставка.
Император Николай II принял Верховное Командование Вооруженными силами России (вместо Вел. Кн. Николая Николаевича); в результате этого решения было остановлено наступление врага.
- 1917 Письмо Поместному Собору.
Письмо Поместному Собору РПЦ председателя Одесского отдела Союза русских людей, инженера-технолога И. Аносова.
Одесса Не позднее 22 августа 1917 г.
Всероссийскому Поместному Собору Святой Православной Церкви о Господе нашем Иисусе Христе радоватися!
В годину тяжёлых испытаний, по грехам нашим ниспосланных Господом Богом нашей несчастной Родине, да осенит Вас благодать Всесвятаго Духа, Отцы и Братия!
Да предстанет пред Вами во всей мощи и красоте образ великого священномученика, Святейшего Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, да воскресятся в памяти Вашей заветы его и стояльцев за землю русскую – святителя Алексия и преподобного Сергия, игумена Радонежского!
Ей, Отцы и Братия, памятуйте непрестанно, что "священницы Твои, Господи, облекутся в правду". Довольно изворотливых слов и уклончивых посланий!.. Скажите прямо и определённо всем, с трепетом сердечным и болью душевною ожидающим от Вас спасения Родине, что Святая Православная Церковь не знает иного государственного идеала, как Православное Самодержавие Помазанника Божия, Отца Народа, и первого сына Святой Церкви, дающего ответ Богу за своё малейшее движение. Идеал этот освящён тысячелетиями, учением Господа, Апостолов и Отцев Церкви.
Не бойтесь, убивающих тело, но души не могущих погубить! Настало время исповедничества, и многих из нас ожидает венец мученичества; но Вы – свет миру, вы – соль земли, и если соль потеряет силу, – чем осолится!?..
Вам долженствует быть голосом великого строителя – Православного Русского народа, единого полномочного хозяина Земли Русской, и никого кроме, никакое Учредительное Собрание не посмеет не принять этого во внимание.
Скажите это мощное слово спасения, воодушевляясь примером Святейшего Гермогена, положившего жизнь за национальную православную монархию, святителя Алексия, собирателя Русской Земли, налагавшего церковные запрещения на строптивых князей и на целые непокорные государю области, преподобного Сергия, благословлявшего на брань с врагами отечества и затворявшего храмы в некоторых областях по повелению святителя Алексия!
Довольно лживых уверений о радостной свободе, под видом которой надевается страшное ярмо рабства на русский народ, рабства у инородцев и иноверцев! Свобода – только во Христе Иисусе, и если не свободит вас Христос, Вы – рабы князя мира сего38! Народовластие и народоволие – только страшные орудия его власти. Отцы и Братия, нет воли народа, а есть воля Божия, народное же – заблуждение!..
Да осияет же вас Господь светом Своего Благоразумия, да не блуждаете во тьме, но явите свет миру!
Молитесь за землю русскую, молитесь за погибающие души верных детей русского народа, молитесь и за меня, грешного и недостойного раба Господня, уже подвергшегося гонениям и заточению, но не боящегося их и с покорностью вам Божией ожидающего смертного часа своего, дабы дать отчёт Вседержителю за всё, содеянное на земле!
Председатель Одесского Союза Русского Людей инженер-технолог Иван Аносов.
- 1918 † В ночь на 4 сентября преданных Царских слуг Гендрикову Анастасию Васильевну, Шнейдер Екатерину Адольфовну и Волкова Алексея Андреевича с группой заключенных из Пермской тюрьмы вывезли на расстрел.
Волкову удалось совершить дерзкий по своей смелости побег. Затем через линию фронта с большими трудностями он пробрался обратно в Екатеринбург, где давал ценные показания следствию по делу о гибели Царской Семьи.
А Шнейдер Е.А. и Гендрикова А.В. были расстреляны.
- 1918 † Епископ Макарий.
В миру Гневушев Михаил Васильевич), священномученик, епископ Орловский и Севский, проповедник и духовный писатель.
Принимал деятельное участие в монархическом движении в Киеве, в 1906—08гг. был членом Совета Киевского отдела Русской монархической партии, членом Киевского отдела Русского Собрания. 3 июля 1906г. на заседании этой организации сделал доклад о положении русского православного населения в западных областях, который «вызвал единодушное сочувствие и одобрение слушателей правдивым, кратким и ясным изображением общественного настроения в пределах обильно населенных евреями западных окраин России».
Главным виновником тяжелого экономического и нравственного состояния русского населения, утверждал докладчик, является еврейство. «В течение многих веков, образовав при помощи кагала могущественный союз, евреи, в конце концов, захватили в свои руки главные нити политической, экономической и общественной жизни европейских народов, не исключая и русского.
Завладев почти всею печатью, они настойчиво влияют на общественное мнение, слагают его согласно своим интересам, нисколько не стесняясь средствами к достижению намеченных целей». Именно пагубная деятельность евреев, а отчасти и поляков, привела к распространению революционных идей, под влиянием которых «значительная часть учащейся молодежи стала в ряды «освободителей» и, выйдя из условий нормальной жизни, превратилась в послушное орудие революционных и анархистских партий.
Архим. Макарий участвовал в работах 5-го Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16—20 мая 1912г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда. В день открытия съезда он выступил с речью, в которой призвал
всех монархистов к объединению «в плотную, несокрушимую рать». На съезде был избран членом Комиссии по церковным вопросам. От имени Комиссии 16 мая вы_
ступил с докладом, в котором для противостояния «повсеместному падению религиозного чувства в народе» советовал повсеместно учреждать церковные братства и развивать сеть церковно-приходских школ.
Архим. Макарий обратился к русскому народу с призывом: «Спешите все, у кого еще бьется сердце русскою кровью, у кого сознание не затуманено разными космополитическими бреднями, для кого Русь и в прошлом и в настоящем дорога, — спешите на помощь все более и более ослабевающей Белой Руси.».
22 авг. 1918 г. владыка был арестован по абсурдному обвинению в «организации белогвардейского восстания».
После ареста мужественно переносил глумления и побои. 2 сент. его перевели в Смоленскую губернскую тюрьму, а 4 сент. он был осужден ЧК Западной области за «контрреволюционную деятельность» и приговорен к расстрелу.
По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Обреченные в числе 14 чел. Были доставлены в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги, с четками горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии, благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
Прославлен в сонме Новомучеников и Исповедников Российских 20 авг. 2000г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
- 1943 4 сентября 1943 г. Сталин изъявил желание встретиться с высшими церковными иерархами, которых оставалось в живых не так уж много.
Встреча произошла в тот же день вечером. На правительственном автомобиле в Кремль были доставлены митрополиты Сергий (Страгородский), Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич), присутствовал В.М. Молотов. Затем "большевицкими темпами" был устроен Собор для "выборов" патриарха, выживших архиереев доставляли из ссылки на военных самолетах...
Достигнуто соглашение о восстановлении Священного синода и возобновлении работы церквей и семинарий, и избрании патриарха всея Руси.
- 1944 Прекращение боевых действий советских и финских войск на Карельском фронте.
- 1951
В Сан-Франциске началась конференция, завершившаяся (8 сентября) подписанием мирного договора западных держав с Японией и ее отказом от всяких претензий на Курильские острова, Южный Сахалин и др. территорий, доставшихся ей по Портсмутскому миру 1905 года.
С 4 по 8 сентября 1951 г. в Сан-Франциско проходила конференция союзников под руководством США и Великобритании, завершившаяся мирным договором с Японией. Япония отказалась от всяких претензий на ряд территорий, в том числе на Курильские острова и Южный Сахалин, полученный ею по Портсмутскому миру (1905).
СССР не подписал Сан-Францисский договор, поскольку США отступили от некоторых обязательств, данных ранее на Ялтинской конференции. Позже это дало повод США (чтобы воспрепятствовать нормализации отношений Японии с Россией) подтолкнуть Японию к претензии на четыре южных острова Курильской гряды. Однако, независимо от того, подписал СССР данный документ или нет, эта претензия противоречит безоговорочному японскому отказу в Сан-Франциско и международному праву.
3 сентября 5 сентября
Назад к списку