БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2 сентября

(20 августа по старому стилю)

- Самойлин день.

Крестьяне считали пророка Самуила покровителем и заступником мужиков-крестьян перед Господом. Говорили: «Самойло-пророк сам Бога о мужике молит». Поэтому в этот день просили хорошей погоды для осенних работ. Время-то совсем не оставалось — зима на носу.

Считается днём появления зимних опят. А коли солнце угреет, девка радеет. Осень - пора Любви.

- 1598      Окончательное покорение Сибири.  

Бой воеводы Воейкова с Ханом Кучумом.

Русские настигли Кучумово становище в Барабинской степи и после жестокого боя перебили множество его людей и захватили в плен всю его семью. Сам Кучум с несколькими верными людьми бежал по Оби.

Первое покорение Сибири Ермаком после его гибели привело к восстановлению ханской власти. Второе покорение было начато в царствование Феодора, сына Иоанна Грозного. Казачья тактика скоропалительных военных походов была изменена на стратегию последовательного строительства на на реках крепостей и оставления в них постоянных гарнизонов - в первую очередь по рекам Туре, Пышме, Тоболу, Тавде, а затем Лозьве, Пелыму, Сосьве, Таре, Кети и, конечно, Оби. Решающая битва с ханом Кучумом уже не потребовала больших сил...

- 1743      Петр  Федорович (будущий Император Петр III)  подписал отречение от шведского престола. 

В этом документе, обнародованном 20 августа, подчеркивалось, что он отказывается за себя и своих потомков от  доставшихся ему  "в  Королевско-Шведском  Доме...  наследственных  претензий  и   прочих требований". Теперь  судьба внука Императора Петра I была связана с Россией бесповоротно.

- 1812     Михаил Кутузов обратился с воззванием к смоленским жителям:

«... Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущество, наложить на вас тяжкие оковы, но не смог и не возможет победить и покорить сердец ваших. Таковы россияне! Царство Российское издревле было единое душа и единое тело...».

- 1849    † Чичагов Павел Васильевич.       

Русский адмирал. В 1799 г, командуя эскадрой Балтийского флота, возглавлял экспедицию по высадке русских войск в Голландии. С 1802-1811 гг. министр морских сил, член Государственного совета с 1811-1834 г.

- 1879     Исполнительный комитет  "Народной  воли" выносит смертный приговор Императору Александру II.

- 1909     Закладка Государева Феодоровского Собора в Царском Селе и его  торжественное освящение (1912).   

Первый закладной камень был положен самим Царем Николаем II 20 авг. 1909 г. Торжественный молебен по этому случаю совершил преосвящ. Феофан, епископ Ямбургский. При Соборе был устроен пещерный храм. Появлению Пещерного храма Собор обвязан особому почитанию Царской Семьей прп. Серафима Саровского. Для храма было приобретено большое количество подлинной старины от московских собирателей и коллекционеров. В верхнем храме иконы и утварь были новыми, лишь изготовленными по образцам древности.

Пещерный же храм заключал в себе собрание подлинных святых предметов старины. Серафимовский храм обогатился также и святынями. В нем был ковчег с частицами мощей Серафима Саровского. На престоле храма находилась дарохранительница, изображавшая сень над ракою с мощами Серафима.

С благословения митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в храм была передана частица мощей св. кн. Анны Кашинской. С левой стороны от входа находилось изображение Серафима Саровского работы иконописца В. П. Гурьянова, справа — икона Божией Матери «Умиление» (снимок с иконы, которая находилась в келии Серафима). Но главной святыней храма был бесценный дар вел. кн. прмц. Елизаветы Федоровны — мантия прп. Серафима Саровского.

Во время пребывания Царской Семьи в Царском Селе Собор являлся «приходом Их Императорских Величеств», посещавших этот храм во все праздничные и воскресные дни. Во дни говенья Царственные мученики обычно молились в Серафимовском храме. Сама атмосфера Пещерного храма, тишина подземелья, тихий свет лампад особенно располагали к покаянию. Есть предание, что Николай II молился там в одиночестве до глубокой ночи в дни Великого поста. Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли — молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения.

В целом собор был посвящен Феодоровской Божией Матери, перед иконой которой в 1613 г. в Ипатьевском монастыре Костромы был благословлен принять Царский венец первый Царь Дома Романовых Михаил Федорович.

После революции в 1930-х собор был закрыт. Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В 1991 г. собор был передан Русской Православной Церкви. В том же году в одном из парков ЦС была чудесным образом обретена Феодоровская икона Божией Матери, ставшая одной из почитаемых святынь собора.

17 июля 1993 г. близ собора был освящен памятник Государю Императору Николаю II, выполненный петербургским скульптором В. Зайко.

- 1913    . † Арсений.

Архимандрит, миссионер-проповедник, вдохновитель создания и организатор Союза русского народа.

В возрасте 14 лет он оставил мир и ушел на Святую Гору Афон.

С началом революционных беспорядков игум. Арсений стал публиковать краткие послания, в которых пытался вразумить русских людей, вставших на путь борьбы с властью. В одной из них он писал: «Россия превращается в содом и вавилон, а что горше слышать, что у нас даже во дни великих святых постов открываются театры, где дни и ночи люди проводят в пиршествах, и забывают свое христианство, и эти нечестивые пиролюбцы и развратники резко оскорбляют Бога и привлекают гнев Божий на все наше Отечество».

Вместе с А. И. Дубровиным, А. А. Майковым и И. И. Барановым (которые, видимо, были его духовными чадами) игумен Арсений стоял у истоков СРН. Он нередко в дальнейшем подписывался ( «главный учредитель Союза русского народа».

А об этом историческом событии рассказывал так: «В первых числах окт. 1905г. прибыл я в Петербург из своей обители — Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 окт. Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием «Союза русского народа». Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим — Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России».

Вскоре после создания СРН 23 дек. 1905г. Государь принял депутацию Союза. В ее составе на Высочайшем  приеме был и игум. Арсений. Сказав краткое приветственное слово, он поднес Императору икону Архистратига Михаила. Но самое главное, воспользовавшись случаем, он передал Государю свою брошюру «Выписи тяжких ересей, от которых погибает Церковь и Государство наше».

Московский СРН поднес ему икону московских святителей с надписью: «Союз Русского Народа отцу игумену Арсению во дни гонения его за верность Православию и Русскому Самодержавию из Петрограда в Соловецкий монастырь». В последнем прощальном слове о. Арсений сказал: «Повсеместно в России поражаются и погубляются защитники Отечества, и аз, многогрешный защитник Самодержавия, ныне волею духовного начальства моего отправляюсь в Соловецкий монастырь. Поистине пришел сын погибельный, который скоро и царство жидовское возобновит по пророчеству. ...Молитесь, возлюбленные братия, о Государе, да охранит Его Всевышний от сетей вражеских и не забывайте заповедей Божьих!».

Игум. Арсений составил и специальную покаянную молитву Русского Народа:

«Господи, спаси Царя нашего и всю державу Его, не даждь врагом нашим посмеятися над нами: прости грехи наша и грехи отец наших. Тебе, Господи, слава, а нам стыд за дела наша.

О Господи, прости прегрешение наше ради русских св. предков наших, иже умоляют Тя о нас, аще и согрешихом пред Тобою, но не отступихом от Тебя, ниже прострахом рук наших к Богу чуждему.

Умилосердися, Господи Боже наш, укроти раздоры и нестроения в Отечестве нашем. Поистине вся злая сия постигоша нас собственно ради неправд наших и попрание всех законов и повелений Твоих. Поистине уподобились мы содомским и вавилонским нечестивцам. Враг же спасения нашего и восстави от среды нас многие сыны губительны и общества преступников, иже злая совещают на истребление вся власти наша, и дерзают на погубление и истребление Помазанника Твоего, и даже покушаются на разрушение св. царственного града нашего. …

Все мы, достойные купно с пастырями умоляем Тя Всесильного и Премудрого Бога нашего: токмо Ты Един Всесилен могий все беды и скорби от нас устранить и упразднить, мир и тишину Отечеству нашему возвратить, и спасти Помазанника Своего и святый царственный град наш от мужей губительных, и злые советы их рассыпать, и обратить их к покаянию. …

Ты, Господи, слышал молитву предков наших и спасал Отечество наше, то и ныне все мы умоляем Тя, Отца милости и щедрот, услыши молитву нашу и спаси ны от рук враг наших, да избавившеся от лютых бед и скорбей, прославим великолепое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

- 1917     Письмо Поместному Собору.

Письмо митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому) П.А. Иванова Вязьма Смоленской губернии20 августа 1917 г.

Ваше Высокопреосвященство Преосвященнейший Владыко Отче Владимир!

Простите меня, преданного чада Православной Церкви раба Божия Петра за моё дерзновенное послание Поместному Собору Православной Церкви в лице Вашего Высокопреосвященства. Не будучи призван от мирян в Собор, как сын, глубоко любящий свою родину мать Россию, и глубоко верующий в доктрины Евангельского учения и в то, что 300 лет назад народ русский был сильнее духом Веры Христианской, молю Тебя, Отче Владыко! Поведай [Поместному] Собору, чтобы [его члены] ознакомились с подлинным актом [Земского] Собора 1613 года об избрании на Царство Михаила Феодоровича [Романова], обратили бы внимание на заключительную часть его, относящуюся прямо к нам, потомкам, и высказали бы своё мнение в поместном Соборе. Я глубоко убеждён и верю, что если мы потомки будем игнорировать эту заключительную часть грамоты Собора предков 1613 года, то Россия погибнет. Грамота Собора 1613 года ныне должна быть у Временного Правительства.

Преклоняя колена и мысленно призывая благословение Вашего Высокопреосвященства, испрашивая Ваших молитв, Владыко, остаюсь преданный чада Православной Церкви раб Божий Петр Алексеев[ич] Иванов.

г. Вязьма Смоленской губернии.

- 1918     † Гарязин Александр Львович.

Предприниматель, публицист, редактор-издатель еженедельника «Дым Отечества», один из организаторов Всероссийского Национального союза (ВНС).

В к. 1912 начал издавать еженедельник «Дым Отечества», который стоял на позициях русского национализма.  Издатель ставил перед собой серьезную цель: «сплотить русских людей, идущих вразброд, как это обнаружилось после недавних выступлений некоторых националистов». Причем, сплотить русских людей он намеревался на твердой национальной основе, на принципах, актуальных и по сей день: «Только при торжестве русского самосознания и при главенстве русского народа на имперской территории и на всех ступенях государственной власти возможен спокойный прогресс для сотен народностей, вкрапленных в русскую».

Убит еврейскими большевиками.

- 1919     Белая армия под командованием Деникина входит в Киев.

- 1945     Япония подписывает акт о капитуляции.

Японии запрещено иметь свои вооруженные силы, а юг Сахалина и Курильские острова переданы СССР

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2-го сентября 1945 года 3 сентября был объявлен праздником «Всенародного торжества. Праздником Победы над Японией». Но на сегодняшний день он не числится в списке памятных дат в Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России».
В результате победы Россия вернула принадлежавшие ей земли, отторгнутые Японией в 1905 году, и на долгие годы обеспечила мир на своих дальневосточных границах.

Были полностью освобождены Манчжурия, Ляодунский полуостров, Восточный Китай, южный Сахалин, Курильские острова и северная часть Кореи по 38-й параллели.

В боях с Квантунской армией погибло 12 тысяч советских солдат и офицеров. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с японскими милитаристами 308 тысяч советских воинов награждены орденами и медалями, 93 - удостоены звания Героя Советского Союза.

Вклад СССР-России в поражение Японии был решающим, однако, если День Победы над Японией отмечается в Китае, Монголии, обеих Кореях, наконец, в США и Великобритании, то в России – нет.

Медаль "За победу над Японией" есть, а самой Победы - нет. Причем, этой замечательной медалью было награждено более 1 миллиона 800 тысяч человек!!!

- 1982     † Иеромонах Серафим (Роуз).

Автор православных книг

Иеромонах Серафим (Роуз) Родился в 1934г. с именем Евгений в американской семье (с материнской стороны в нем текла норвежская кровь, с отцовской – французская и датская), но с юных лет стремился постичь истину о смысле бытия, не находя этого смысла в общепринятой американской жизни. Автор уникальных книг "Православие и религия будущего", "Душа после смерти" и др., раскрывающих с точки зрения Православия многие проблемы современного мира. Стал видным деятелем Руской Зарубежной Церкви.

«Православие, — учил Серафим Роуз, — единственная истинная Церковь Христа, единственное чистое христианское учение. Это налагает на верующих обязательство рассказывать о Церкви прямодушно, не лукавя, с любовью, прежде всего — с любовью к Божьей истине».

По благословению свт. Иоанна (Максимовича) основал братство прп. Германа Аляскинского, которое располагалось сначала в Сан-Франциско, а затем в Платине (Северная Калифорния), где ныне находится монастырь прп. Германа Аляскинского.

В 1977 г. о. Серафим после 8 лет пустынножительства принял священство. Ежедневно о. Серафим совершал суточный круг богослужений, сам участвовал в хозяйственных работах, рубил дрова, ухаживал за огородом. При этом еще много переводил святоотеческие творения и писал.

О. Серафим очень любил Россию, русский народ, среди которого яркими огоньками светят судьбы смиренных мучеников и стойких исповедников. Иной раз, видя в храмах истово молящихся коленопреклоненных русских бабушек, о. Серафим не мог сдержать слез. В них, в этих немощных старушках, видел он образ славного прошлого. Он считал, что Россия последний оплот православного мировоззрения, она была «Третьим Римом», сдерживающим натиск антихриста вплоть до свержения Царя и его мученической кончины. Своему другу, о. Герману, он говорил: «Какой же ты счастливый — в твоих жилах течет русская кровь».

1 сентября        3 сентября


Назад к списку