31 марта
(18 марта по старому стилю)
- День Кирилла.
Кирилл - Дери Полоз. Трофим - Евкарп.
Почему «дери полоз»? Да потому что выехав утром на санях на растаявший на мартовском солнышке и подмерзший за ночь наст, можно было действительно ободрать полозья. На Трофима-Евкарпа и спереди, и сзади — зима. На Трофимов марток продерет холодок. Зацвела мать-и-мачеха – наступит тепло.
- 978 † Царственный мученик Эдуард, король Английский.
В 975 году он был коронован в возрасте 13 лет (именно в том возрасте, в котором был убит Цесаревич Алексей). Через три года, 18 марта 978 года, он был убит по приказу своей завистливой и злобной мачехи, королевы Эльфриды, в замке Корф. Его убийство потрясло англосаксов, которые почти сразу же стали называть его королем Эдуардом мучеником.
Сегодня его мощи находятся во владении Русской Православной Церкви в Британии, и день его мученической кончины, 18/31 марта, торжественно празднуется Православной Церковью в Англии.
- 1584 † Царь Иоанн IV Грозный.
Царствовал с 1533 г. по 1584 г..
Русский народ, чуткий и отзывчивый, оценил, конечно, все тяжелые условия, при которых царствовал Иоанн, а поэтому не дал ему названия Кровожадного или Жестокого, а прозвал только Грозным для врагов Отечества, так же как и его великого деда - Иоанна III. Поэтому и мы в настоящее время не имеем права судить Царя Ионна IV строже, чем его современники и подданные.
Митрополит Дионисий постриг Царя Иоанна пред самою его смертию в монашество под именем Ионы.
Правление Иоанна IV Васильевича, первого Великого Князя, официально помазанного на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепившего преемственность от Византийского Второго Рима, – врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова "Грозный" на все европейские языки сделан тенденциозно – как "ужасный", хотя "грозный" по-русски означает скорее "строгий", "грозящий" и не содержит отрицательной оценки.
Он не только утвердил царскую власть в России, но и явился основоположником понятия самодержавия, создав целую теорию монархического права. Он дал учение о целях власти, о ее основах и пределах. Он оттенил и священный характер сана, говоря об отношениях подданных к царю. «Если царь несправедлив, он грешит и отвечает перед Богом, и Курбский может порицать Иоанна, как человека, — пишет он, — но не может не повиноваться тому, что божественно, — его сану. Не мни праведно на человека возъярився, Богу приразиться ино бо человеческое есть, аще и порфиру носит, ино же Божественное».
В себе он видел одного из тех царей, которых помазал Бог на царство в Израиле, но также низвергал и наказывал, и считал себя призванным ответить за каждый поступок перед Царем царей. Он поставлен для доставления другим тихого и безмятежного жития, для наказания злых, для поощрения делающих добро, для осуществления правды на земле.
Все европейские соседи, по мнению Ивана IV, суть представители власти безбожной, руководимой не Божественными повелениями, а человеческими страстями: все они рабы тлена и похоти.
Не на народном суверенитете основал он свою власть, не на многомятежного человечества хотении, а на том, что «искра благочестия дойде и до Русского царства. Самодержавства нашего начало от св. Владимира, Владимира Мономаха, и даже дойде и до нас, смиренных, скипетродержавие русского царства».
В силу Промысла Божьего, сделавшего его потомком первых самодержцев, правит Иван IV своим царством. Верховная власть принадлежит не народу, а той Высшей силе, которая указывает цели жизни человеческой.
Власть царя — миссия, свыше данная, она — служение, подвиг, а не привилегия. Монарх — лишь выразитель веры народа, а не представитель его воли.
Учение Грозного об основах власти, понятие о самодержавии как о власти, обязанной собственному праву по нравственному подвигу в силу Промысла Божия, «доведшего искру благочестия до Русского Царства и скипетродержавие до нас, смиренных», и не опирающейся на «многомятежного человечества хотение», оставалось основой русского права вплоть до 1917г.
- 1606
Погребение в Москве в Ново-Спасском монастыре в усыпальнице Прародителей Царского Дома Романовых мученически скончавшегося боярина Михаила Никитича Романова.
Михаил Никитич был дядей первого Царя из Дома Романовых - Михаила Феодоровича. Царь Борис Годунов, желая отделаться от возможных соискателей Престола, воспользовавшись ложным обвинением, подверг братьев Романовых опале (втор. пол. 1600-1601). Филарет Никитич, отец Царя-родоначальника Михаила, был пострижен в монахи, его братья Василий и Иоанн были сосланы в Сибирь, в Пелымский край. Наиболее тяжкая учесть ожидала "могутного" Михаила Никитича. Его сослали в Приуральский Чердынский край, в Пермь Великую, в погост Ныроб для содержания его с особливою предосторожностью, "чтобы он не утек". В 1601 г. он прибыл туда. Здесь на его глазах вырыли яму, в которую его опустили, оставив небольшое отверстие, через которое давали хлеб и воду. По указанию свыше, боярина Михаила держали закованного в тяжкие цепи в крепком железном ошейнике (вес оков достигал трех пудов). В таких условиях Высокий узник прожил менее года, скончавшись во второй половине 1601г., по одним сведениям от голода и тяжких физических страданий, по другим - задушен охраной.
В 1606 г., при перенесении тела Михаила Никитича в Москву, по свидетельству церковной летописи, " в пятый год после его кончины взято оно ничем невредимо, только от руки, от перста едина некоторую часть земля отъяла".
- 1856 Парижский трактат.
Мирный договор, по которому Россия потеряла владения на устьях Дуная-часть Бессарабии (возвращены в 1878 г.), а Черное море было объявлено нейтральным и вход в него воспрещен военному флоту всех держав, в том числе и пребрежных, право иметь на нем флот Россия возвратила себе в 1871 г.
- 1867 Подписан договор об отдачи в аренду земли Русской Америки (Аляски и Алеутских островов) на 99 лет Россией, Соединенным Штатам за 7,2 млн. долларов.
При прохождении договора через Сенат США сенатор Ч. Самнер в своей речи предложил новое наименование этих территорий "Аляска". До 1884 года Аляска находится в ведении военного министерства США, в 1884 – 1912гг. округ, затем территория, с 1959 года - штат США
- 1910 † Виноградов Петр Алексеевич
Русский зодчий, родился 26.06.1858 г., похоронен на Ваганьково.
По проектам П.А. Виноградова в Москве построены:
- Доходный дом ул. Новая Басманная ул., 35, год постройки 1899
- Доходный дом 1876-1877 гг., ул. Арбат, 55/32,
- Московский Епархиальный дом (1902 г., Лихов переулок, д. 6), где проходил в 1917 г. Поместный Собор и избрали Патриарха Тихона;
- Собор Иверской иконы Божьей Матери Николо-Перервинского монастыря (1904 г., Шоссейная ул., 82),
- Трапезная (Храм Казанской иконы Божией Матери) Рождественского монастыря (1904 г.);
- Там же реконструкция церкви Иоанна Златоуста (1903, ул. Рождественка, 18);
- Возвёл по своему проекту церковь Трех Святителей Скорбященского монастыря (1908-1910 г). И многое другое.
Главная работа - Троицкий собор Выксунского Иверского женского монастыря (г.Выкса, Нижегородская губ.). Проект в 1895 г., заложен в 1897 г., освящён в 1909 г., летом 1927 года, в преддверии десятой годовщины октябрьского переворота, храм был взорван.
Храм огромный не меньше храма Христа Спасителя. Взрыв был такой силы, что население эвакуировали в леса. Сёстры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях. Оставшиеся монастырские строения были отданы советским учреждениям и под жильё.
- 1961
В Совет по делам Русской Православной Церкви были приглашены Святейший Патриарх и находящиеся в Москве постоянные члены Синода. Председатель Совета предложил архипастырям провести коренную реформу приходского управления: «Надо пересмотреть отдельные пункты «Положения об управлении Русской Православной Церковью», чтобы во главе общины был исполнительный орган, а не настоятель церкви».
И 18 июля 1961 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиевой лавре состоялся Архиерейский Собор, который вынужден был внести радикальные изменения в 4-ю часть «Положения об управлении Русской Православной Церковью», продиктованные Советом и негативно сказавшиеся на приходской жизни.
30 марта апрель
Назад к списку