30 марта
(17 марта по старому стилю)
- День стока.
Начало течения с гор воды. Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.
Алексей Теплый. Алексей - с гор вода. Бурное снеготаяние. Если тепло, то и весна будет теплой.
- 411 † Алексий, человек Божий.
Относится к числу самых любимых православных святых. Родился он в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя.
17 лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и насмешки от др. слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая в его руке прощальная записка.
У русских этот святой назывался «Теплым», потому что около дня его памяти усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в низменные места. Поэтому и замечает народ: «Алексея, человека Божия — с гор потоки», «Алексея — с гор вода».
- 1207 Прославление (истечение слез) иконы Покрова Пресвятой Богородицы в новгородской церкви во имя апостола Иакова.
- 1289
«Князь Андрей Александрович отмстил кровь брата своего, победил Кучка боярина и злых убийцов, что убили князя Данила брата его. И все их имение и богатство разграбив. А сел и слобод красных не сжег... Князь Андрей сел в красных тех селах и слободах, начал жительствовать. А во граде Суздале и во Владимире посадил державствовать сына своего Георгия...» (И. Забелин. История города Москвы).
- 1647 Указ Царя Алексея Михайловича.
По указу государеву патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы со всем освященным Собором уложили: по правилам святых апостолов и святых отцов, в воскресный день отнюдь не подобает православным христианам работать, но должно приходить в церкви Божии на молитву.
В субботу вечером переставать от всякого дела за три часа до ночи, как только начнут благовестить к вечерне, прекращать торговлю, затворять ряды и торговые бани и в бани не ходить.
Утром в воскресный день не отпирать рядов и ничем не торговать до пятого часу дня, а как только минет четыре часа, отворять ряды и торговать харчами и всякими товарами; корм же скотской, овес и сено, продавать во все дни и часы невозбранно.
В праздники Господские поступать так же, как и в воскресные дни; когда бывают крестные ходы, тогда в рядах ничем не торговать и рядов не отпирать, пока из ходу с крестами не придут в соборную церковь, а потом торговать.
В зимнюю же пору, когда в дне бывает семь часов, открывать в воскресные дни торговлю в начале четвертого часа дня, в субботу же вечером переставать от всякого дела за час до ночи.
Это уложение было разослано по всей России и прочитано по церквам всему народу.
- 1690 † Иоаким.
В миру Иван-Большой Петрович Савёлов, патриарх Московский и Всея Руси в 1674–90 гг., автор поучений, полемических произведений и посланий. Московский дворянин, ведущий род из Великого Новгорода.
В 1664–72 гг. Иоаким был архимандритом Чудова монастыря в Москве, что приблизило его ко двору Царя Алексея Михайловича. В 1672 г. Иоаким принял сан митрополита Новгородского. После смерти патр. Питирима в 1674г. стал патриархом.
В 1689 г. Иоаким добился немедленного изгнания из России иезуитов. В 1690 г. Церковный собор осудил «латинствующих еретиков».
В 1685 г. усилиями патр. Иоакима и руководителя правительства царевны Софьи В. В. Голицына в состав Московской патриархии вошла Киевская митрополия, с к. XV в. Подчинявшаяся Константинопольскому патриархату. Принимал активное участие в политической жизни государства. В 1689 г. поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей.
Патр. Иоаким был непримирим к иностранцам: отказывался обедать с ними за одним столом, запрещал обращаться к немецким врачам. Перед смертью составил духовное завещание, в котором содержался завет царям, отличающийся суровой неприязнью к иноземцам.
- 1775 Манифест Императрицы Екатерины II.
Манифестом Императрица Екатерина II: облегчила налоги, уничтожила разные податные сборы, отменила жестокие наказания для нижних чинов, даровала всепрощения за уголовные дела имевшие 10-ю летнюю неизвестность, и простила замешанных в пугачевском мятеже.
- 1811 † Вениамин.
Краснопевков-Румовский, сын священника с. Красного близ Петербурга, на 20-м году принял монашество, в 1774г. хиротонисан в епископа Олонецкого, в 1775г. переведен в Архангельск, где и пробыл ок. 23 лет. Много потрудился в деле устройства Архангельской епархии, поднял роль и значение благочинных, завел во всех монастырских церквах памятные книги или летописи, куда должны были записываться «древние достопамятности и все достойное памяти». Благодаря этому в епархии открыли потом много ценных исторических памятников.
В 1798г. прот. Вениамин переведен в Н. Новгород. С 1802г. — архиепископ.
От Императрицы Екатерины II получил панагию, осыпанную бриллиантами и яхонтами. Вениамин известен и как благотворитель. Написал книгу «Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях Церкви», принесшую ему большую известность. Боролся с распространением лжеучений. После проведения им следствия был наказан «пророк» Кузька, обманывавший народ в Тетюшинской волости.
- 1882 † Гурий.
Григорий Платонович Карпов, архиепископ, миссионер-подвижник, богослов, писатель, переводчик. Гурий, сын саратовского священника, окончил Саратовскую семинарию, после чего состоял учителем латинского языка в Саратовском духовном училище (владел немецким, английским, итальянским, лучше всех — французским). Гурий стал готовиться к университетскому экзамену, но внезапная тяжелая болезнь обратила его мысли к духовной карьере и побудила дать обет постричься в монахи. В 1839 он был пострижен и рукоположен в иеродиакона, а после окончания Академии и получения степени кандидата богословия рукоположен в иеромонахи. В это же время Гурий вошел в состав Китайской миссии и пробыл в Пекине до 1850 г.
За время пребывания в Китае изучил китайский язык «как родной», перевел на китайский язык Новый Завет, Псалтирь, Требник, Служебник и Катехизис. Знание
иностранных языков дало возможность Гурию изучить иностранную литературу о Китае, т. к. в России ее тогда просто не было. Он собрал «великое множество» материала о Китае. Напечатал «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае» (1863) и «Отчет о состоя нии и действиях Пекинской миссии» (1864). В Китае на Гурия возлагались и дипломатические поручения.
25 авг. 1856 Гурий был назначен начальником Пекинской духовной миссии. Время пребывания Гурия в Китае ознаменовалось совершенным переломом в отношениях Срединной империи к европейским государствам — китайцы открыли свои двери европейцам.
- 1905
Церковные круги, во главе с митрополитом С.-Петербургским Антонием, выдвинули проект преобразований для установления большей независимости церкви от государства.
17 марта в «Церковном Вестнике» появилась записка группы 32 столичных священников. «Только свободно самоуправляющаяся церковь» — говорилось в ней — «может обладать голосом, от которого горели бы сердца человеческие. Что же будет, если свободою религиозной жизни, исповедания и проповедования своей правды будут пользоваться все виды большего или меньшего религиозного заблуждения, все религиозные общества и союзы, — и только православная церковь, хранительница подлинной Христовой истины, одна будет оставаться лишенною равной и одинаковой с ними свободы?». Записка кончалась требованием созыва поместного собора русской церкви.
- 1922 Решение Политбюро о разгроме Церкви.
Арест Синода и Патриарха Тихона, необходимость "придать печати бешеный тон", изъятие по всей стране церковных ценностей…
- 1924 † Барятинский Анатолий Владимир.
Князь Свиты Е.И.В., генерал-майор.
В октябре 1915 г. Георгиевская дума Юго-Западного фронта постановила вручить Императору Николаю II орден Св. Георгия 4-й степени, командующий войсками фронта генерал-адъютант Н.И. Иванов, по словам А.А. Брусилова, «поручил состоявшему при нем другу детства Николая II, свиты его величества генералу-майору князю Барятинскому, отвезти протоколы думы в Ставку, где кн. Барятинский, стоя на коленях, представил верховному главнокомандующему как постановление думы, так и самый крест и передал просьбу Иванова принять и возложить на себя этот орден по просьбе всех войск Юго-Западного фронта. Государь согласился на эту просьбу и принял крест, который тут же надел».
Эмигрировал и скончался во Франции, на 53-м году жизни.
- 1929 † Михаил.
В миру Ермаков Василий Федорович, митрополит Киевский, экзарх Украины, родился в С.-Петербурге. Закончил Киевское реальное училище, Киевскую духовную семинарию, а затем в 1887 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Гродненская епархия всегда была русским православным форпостом на пути католического прозелитизма, польского сепаратизма и еврейского нашествия, которые значительно активизировались во время смуты 1905г.. Владыка Михаил стал одним из тех, кто возглавил православно-русское сопротивление смуте. Он был избран почетным председателем Гродненского Софийского Православного Братства, которое по своему составу и направлению деятельности было монархическим. Только на помощь русских людей из центральных русских губерний могли рассчитывать монархисты Белой Руси. В своем приветствии в адрес Съезда русских людей в Москве 27 сент.–4 окт. 1909 г. владыка писал: «С берегов Немана, Бобра и Западного Буга истерзанная, изнемогающая, но крепко еще держащая в руках священное свое знамя Русь шлет Москве поклон и сердечный привет и просит памяти и внимания».
Летом 1911г. еп. Михаил совместно с архиеп. Антонием (Храповицким), еп. Вениами
ном (Казанским), протопресвитером о. Шавельским и архим. Алексием, настоятелем Городецкого Феодоровского монастыря, совершили чин закладки Феодоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых в Петербурге на углу Тверского пер. и ул. Полтавской.
Перед занятием немцами Гродно вынужден был переехать в Москву, куда, опасаясь поругания, перевез главные епархиальные святыни: гроб с частицею мощей от жидов умученного младенца Гавриила Белостокского и чудотворную Жировицкую икону Божией Матери. Эти святыни хранились в соборе Василия Блаженного, где был настоятелем прот. Иоанн Восторгов.
- 1930
30-го марта 1930 года была опубликована в сербских газетах телеграмма, что православные жители города Лесковац в Сербии обратились к Синоду Православной Сербской Церкви с просьбой поднять вопрос о причислении к лику святых покойного русского Государя Императора Николая II, бывшего не только самым гуманным и чистым сердцем правителем русского народа, но и погибшего славною мученическою смертью.
В сербской печати ещё в 1925 году появилось описание того, как одной пожилой сербке, у которой на войне двух сыновей убили, а один без вести пропал, считавшей последнего тоже убитым, однажды, после горячей молитвы за всех погибших в минувшую войну, было видение. Бедная мать заснула и увидела во сне Императора Николая II, сказавшего ей, что сын её жив и находится в России, где он вместе с двумя убитыми своими братьями боролся за славянское дело. "Ты не умрёшь, - сказал русский Царь, - пока не увидишь своего сына." Вскоре после этого вещего сна старушка получила известие, что сын её жив, и через несколько месяцев после этого она, счастливая, обнимала его живым и здоровым, прибывшим из России на родину. Этот случай чудесного явления во сне покойного и горячо любимого сербами русского Императора Николая II разошёлся по всей Сербии и передавался из уст в уста. В сербский Синод начали поступать со всех сторон сведения о том, как горячо сербский народ, особенно простой, любит покойного русского Императора и почитает его святым.
- 1945 Советские войска захватывают г. Данциг (Гданьск).
- 1959 † Андреев Даниил Леонидович
Религиозный мыслитель, поэт.
29 марта 31 марта
Назад к списку