БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

27 марта

(14 марта по старому стилю)

- Венедиктов день. Федор скотник.

Об этом дне говорили: «На Федора Скотника не ленись — скотинке поклонись». В этот день обихаживали домашних животных, выводили скотину во двор, чистили и скребли ее, заговаривали от дурного глаза, от неспокойствия. Крестьяне никогда не говорили — «домашние животные», всегда только — «скотина». За скотиной надо было ходить да смотреть, чтобы беды какой не случилось: Скотину водить — не разиня рот ходить. Семью было трудно прокормить без коровы: «Корова на дворе — харч на столе». Большим подспорьем в хозяйстве крестьяне считали свинью: Свинья — копилка: что в нее положишь, то и возьмешь. Существовали и особые тайны ухода за свиньями: Свиней скликать, глядя в окно, — в огород не полезут, Если загонять свиней в хлев есть, то свинья поест поросят.

На Федора Скотника мороз — и всю неделю мороз.

- Феодоровской иконы Божией Матери.

Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери.

Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти  икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала ХVII века – прекращением Смутного времени. 

Именно перед Ней пала ниц мать Будущего Царя старица Марфа, и произнесла: "Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истинный, на благо Себе и отечеству!". В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта.

Однако благословила она сына своего на Царство Тихвинской иконой Божией Матери (26.6.1383), чудесный первообраз которой перешел на Русь (будущий Третий Рим) чудесным образом по воздуху, из Царьграда (Второго Рима), куда, в свою очередь, был перенесен из Иерусалима.

Царь - Мученик особенно чтил Феодоровский образ Божией Матери, свидетельство чему строительство им в Царском Селе Феодоровского Государева Собора.

- 1168    † Благоверный Великий Князь Ростислав.

Киевский, Смоленский, великий князь, в крещении Михаил, третий сын св. Мстислава Великого — вел. кн. Киевского. В молодости отличался доблестью, но только из послушания старшему брату вел. кн. Изяславу II принимал участие в тяжких для него междоусобных войнах. Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на Земле Русской был мир. При его княжении междоусобицы на Руси не было. Св. князь всей душой стремился к Церкви: он создал в своем Смоленском уделе множество храмов, тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архим. Поликарпом.

Блгв. Ростислав жаждал иноческой жизни, однако прп. Поликарп говорил ему о том, что дело князей — княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя, произнес: «Да будет воля Божия». Блгв. Ростислав велел приготовить себе келью в Печерском монастыре. Тяжело заболевшего князя по его приказу повезли в Киев, в Феодоровский монастырь (созданный его отцом), но по дороге св. Ростислав скончался. Перед смертью он сказал своему духовному отцу — прп. Поликарпу: «Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего». Потом он воззрел на св. иконы и, проливая умиленные слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, рядом с отцом, как сам кн. Ростислав и желал.

Ростислав Мстиславович был последним великим князем, получившим под конец своей жизни прежнее значение великого князя Киевского, объединявшего под своею рукой всех остальных князей Русской Земли. При его приемниках значение Киевского стола быстро и окончательно рушится.

Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре. Православная Церковь дала ему наименование Блаженного.

- 1353    † Феогност, Митрополит  Киевский и Московский.

Уроженец Константинополя, преемник на Киевской и Владимирской кафедрах митр. Петра.

Был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», т. е. митр. Петра. В то время Русью правил Иоанн Калита, кн. Московский. И тишина настала на Русской земле, а Московское княжество стало расти и крепнуть.

После страшного пожара в Москве митрополит, несмотря на то, что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви.

Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия своим преемником. После продолжительной болезни доблестный первосвятитель скончался от свирепствовавшей тогда язвы, известной под именем черной смерти, и через три дня погребен в московском Успенском соборе неподалеку от своего предшественника — святого Петра.

В 1471 г. его св. мощи были обретены нетленными, а к лику святых он был причислен в XIX в.

- 1583     Ермак завоевал столицу Сибирского царства Искер.

Князь Кучем бежал, русские воины построили новую крепость.

- 1613    Согласие Михаила Феодоровича Романова стать Царем.

“Тебя убо, превеликий государь, не по человеческому единомышлению, ниже по человеческому угодью предъизбра, но по праведному суду Божию сие царское избрание на тебе, великом государе, возложи... Не мы сей подвиг сотворихом, но Пречистая Богородица с великими чудотворцы возлюби тебе и святую волю Сына своего и Бога нашего изволили исполнити на тебе, государе нашем”,— говорилось в челобитьи, представленном 14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре царю Михаилу Феодоровичу посольством от Великого Земского Собора: архиепископом Феодоритом, боярином Феодором Шереметевым и другими.
Вечером этого дня Михаил сказал матери: "Они во всем положились на праведныя и непостижимыя судьбы Божии". Марфа благословила сына, Михаил принял от Архиепископа Федорита символ Царской власти - посох, допустив всех к царской руке, и сказал, что поедет в Москву скоро.

С 14 марта 1613 г. Земский Собор и воеводы ополчения, собранного на очищение земли, стали лишь простыми исполнителями Царской власти до полного установления всех старых порядков Московского государства, так как Пожарский и Минин, шли с последними людьми от земли, "не для того, чтобы перестроить государство на новый лад, а напротив, шли с одной мыслью и одним желанием восстановить прежний порядок, расшатавшийся от неправды…"

- 1720    Указ Царя Петра I.

В указе говорилось, что все раскольники могут чистосердечно придерживаться раскола, только платя двойной оклад, и затем не должны страшиться какого-либо другого наказания.

- 1721    Указ Царя Петра I.

Указом дозволялось всем людям заводить шелковые фабрики. Учредители пользовались привилегиями на 50 лет, а вступавшие к ним в компанию - от 10 до 15 лет со времени своего вступления.

- 1851    Открыт памятник Ивану Сусанину в Костроме.

Снесен в 1918 г.

- 1958       Председателем Совета министров СССР назначен Н. С. Хрущев.

- 1968     Погиб Юрий Гагарин.

26 марта       28 марта


Назад к списку