22 марта
(9 марта по старому стилю)
- День прилета жаворонков.
Весенний русский праздник, сопровождался народными игрищами и плясками.
На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
На Жаворонки обычно пекли «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы кричали: «Жаворонки, прилетите,/Студену зиму унесите,/Теплу весну принесите:/Зима нам надоела,/Весь хлеб у нас поела!»
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
С помощью подобных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонок запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
- 1542
Архиепископ Новгородский Макарий приехал в Москву, 16-го был избран Собором святителей по соизволению Великого князя, наречен и возведен на митрополичий двор, а 19-го поставлен в митрополита. На поставлении его присутствовали архипастыри всех епархий Московской митрополии.
- 1611 Восстание в Москве против поляков. Сожжение поляками Москвы.
- Албазинская икона Божией Матери.
«Слово Плоть Бысть», великая святыня Дальнего Востока. На иконе Божественный Младенец находится во чреве Пресвятой Богородицы. Названием иконы служат слова из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово плоть бысть». Своим названием икона обязана 20_летнему пребыванию в Спасском мужском монастыре вблизи знаменитого Албазинского острога.
В течение четверти века (1665–89) этот острог был крупнейшим укрепленным поселением русских первопроходцев в Приамурье. Впервые Албазин упоминается в 1650г., когда отряд Ерофея Хабарова занял, а затем сжег на Верхнем Амуре городок даурского кн. Албазы, имя которого впоследствии дало название и острогу. Русский этап в истории Албазина начался в 1665–66гг., когда туда переселилась группа из 34 казаков во главе с Н. Р. Черниговским.
Они поставили на месте Албазинского городища острог и взяли на себя функции сбора ясака с местного населения.
Вместе с казачьим отрядом Черниговского на Амур прибыл иеромонах Гермоген. Он и привез с собой эту икону и, основав в 1671г. в 5 км выше Албазина по течению Амура Спасский монастырь, поместил там чудотворную икону.
Не однажды эта икона Покровом Своим защищала насельников Албазина от нападений воинственных маньчжуров. Во время осады Албазина маньчжурами
в июне 1685г. Спасский монастырь был разрушен. Однако его настоятель о. Гермоген с братией успели затвориться вместе с албазинцами в остроге и спасти святыню.
450 защитников крепости с 3 пушками оказались не в состоянии противостоять 10 тыс. воинов противника с 200 пушками. И острог пал. Оставшиеся в живых албазинцы ушли в Нерчинск.
В 1891г., посетив Благовещенск во время кругосветного путешествия, будущий Император Российский цесаревич Николай Александрович Романов, как записано в ведомости кафедрального собора, «благоговейно преклонил колена перед сею иконою и изволил приложиться к ней. Цесаревич получил в подарок копию Албазинской иконы в серебряном окладе. Он в свою очередь преподнес настоятелю собора А. Сизому золоченую лампаду с эмалевыми просветами разных цветов и просил поместить ее перед Албазинской иконой».
5 окт. 1916 г. этой иконой был освящен Амурский железнодорожный мост имени наследника-цесаревича Алексея Николаевича, которым завершалось 25-летнее строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Следовательно, этим образом был освящен не только мост, но и весь Транссиб.
В 1924 г. кафедральный собор в г. Благовещенске сгорел, и икона была перенесена в Ильинскую часовню.
С 1938 г. находилась в Амурском областном краеведческом музее. В 1991г. была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом торжественно перенесена и водружена на почетное место в Благовещенском кафедральном соборе. Это был первый на Дальнем Востоке крестный ход после захвата власти большевиками.
Чтимый список Албазинской иконы находится в Хабаровске в Успенском соборе.
- 1697 "Великое посольство" Царя Петра I отправилось в Западную Европу.
- 1723 † Царевна Мария Алексеевна.
Мария Алексеевна родилась 18 января 1660 г. в Москве — дочь Царя Алексея Михайловича и Марии Милославской, сестра царевны Софьи и Петра I. Первая заключённая в крепости Орешек (1718—1721).
Как и некоторые из её сестёр, Мария пережила опалу и заточение. Её вина состояла в добрых отношениях не только с Софьей Алексеевной, но и с Евдокией и царевичем Алексеем. После пострига царицы в Покрово-Суздальском монастыре Мария Алексеевна продолжала поддерживать с ней связь, передавала письма Алексея матери, а после бегства царевича за границу — и деньги. Во время этого бегства, по пути из риги в Либаву, Алексей встретил Марию Алексеевну, возвращавшуюся из Карлсбада после лечения, и между ними состоялся разговор. Тётка потребовала от него написать письмо матери и, видя колебания царевича, сказала: «Хоть бы тебе и пострадать, ведь за мать, никого иного». Этого оказалось достаточно, чтобы привлечь Марию к следствию по делу Алексея. В 1718 году она была арестована и посажена в Шлиссельбургскую крепость, а затем переведена под домашний арест в особый дом в Петербурге. Освободили её лишь в 1721 году.
Царевна Мария Алексеевна пережила всех своих сестёр и скончалась последней в 1723 году, за два года до смерти своего великого брата. Похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
- 1807 Взятие крепости Тенедос.
Турецкая крепость в Эгейском море, взята русской эскадрой под командованием Д.Н. Сенявина. Потери турок 200-убитых и около 150 раненных, потери русских 4 человека убитых и 86 раненных. На Тенедосе была создана русская база, откуда русская эскадра проводила ближнюю блокаду Дарданелл, имевшую большое значение для дальнейшего ведения войны.
- 1915 Русские войска взяли Австрийский город-крепость Перемышль.
- 1917 Прибытие Императора Николая II в Царское Село.
Утром 9-го марта 1917 года царский поезд в последний раз доставил Государя в Царское Село. Император в поезде простился с членами свиты. После остановки состава, многие члены свиты поспешно покинули его, стремясь как можно быстрее оставить свергнутого Монарха, пребывание возле которого становилась небезопасным для их благополучия. Государь, в черкеске 6-го Кубанского Казачьего батальона с орденом св. Георгия на груди, молча вышел из вагона и поспешно сел в автомобиль в сопровождении князя В. А. Долгорукова. Через некоторое время, автомобиль с Государем и сопровождавший его конвой, остановились перед воротами Александровского дворца. Ворота были заперты. Часовые не пропускали царский автомобиль. Через несколько минут к воротам вышел какой-то прапорщик и громким голосом произнес: «Открыть ворота бывшему Царю!». Часовые раскрыли ворота, автомобиль въехал и ворота захлопнулись. Царствование Императора Николая II кончилось – начался Крестный Путь Царя-Мученика, воссоединение Царственных Мучеников. Начало Царскосельского периода страданий.
- 1917 Одесский Союз русских людей. Святейшему Правительствующему Синоду:
"Ваше Святейшество! Боголюбивые Отцы и Архипастыри! Возвысьте Ваш голос: просите Государственную Думу, и Временное Правительство не насиловать народной совести случайным большинством Учредительного Собрания. Пусть русский православный народ всенародным голосованием (плебисцитом) выразит сначала свою волю, чему быть: Царю или Республике. Ведь только один русский православный народ, собиратель земель, имеет на это право, а Учредительное Собрание должно иметь одну задачу: опираясь на выраженную уже волю русского народа, выработать новые основные законы. Председатель Союза (подпись)".
- 1917 Определение Святейшего Синода № 1280 «Об обращении к чадам Православной Церкви с посланием».
«Послание Св. Синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») 9 марта 1917г.
«Благодать вам и мир да умножится» (2 Петр. 1, 2).
Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути.
Возлюбленные чада Святой Православной Церкви!
Временное Правительство вступило в управление страной в тяжелую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.
Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы.
Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.
[Подписи]:
Смиренный Владимир [Богоявленский], митрополит Киевский;
Смиренный Макарий [Парвицкий-Невский], митрополит Московский;
Смиренный Сергий [Страгородский], архиепископ Финляндский;
Смиренный Тихон [Белавин], архиепископ Литовский;
Смиренный Арсений [Стадницкий], архиепископ Новгородский;
Смиренный Михаил [Ермаков], архиепископ Гродненский;
Смиренный Иоаким [Левицкий], архиепископ Нижегородский;
Смиренный Василий [Богоявленский], архиепископ Черниговский;
Протопресвитер [придворного духовенства] Александр Дернов».
«Согласно распоряжениям высшей церковной власти, сделанным в марте 1917 г., употребление таких "контрреволюционных" слов, как "император", "царствующий" и им подобных, практически исчезло из официального лексикона богослужебной практики РПЦ. Таким образом, через несколько дней после начала Февральской революции Российская церковь перестала быть "монархической", фактически став "республиканской" (т.е. народоправческой или в переводе на греческий язык – Лаодикийской (Откр.3:14) – сост.).
Одной из концептуальных точек зрения в целом всего российского духовенства весной 1917г. было безусловное признание народовластия как новой формы государственного правления и всецелое подчинение ему. "Власть верховная возвратилась к народу", "власть принята народом в свои руки и до Учредительного собрания передана Временному правительству" – вот типичные формулировки в документах РПЦ весной и летом 1917 г.
Соответственно, Временное правительство рассматривалось официальным духовенством как "вышедшее из среды народных избранников", состоящее из народных представителей и обладающее "всей полнотой народной власти", которая, выражаясь словами резолюции Московского епархиального съезда, "вверена ему Богом и народом". Священнослужители не оспаривали, не ставили под сомнение легитимность власти Временного правительства, а полностью признавали ее»
- 1917
Определением № 1277 от 9 марта 1917 года "Об объявлении для исполнения формы присяги на верность службы Российскому государству для лиц христианских вероисповеданий" Синод приказал: «Настоящую форму присяги или клятвенного обещания на верность службы российскому Государству для лиц христианских вероисповеданий, для исполнения, объявить по духовному ведомству; о чем подлежащим лицам и учреждениям духовного ведомства послать циркулярные указы, с приложением самой формы.
Форма присяги: Клянусь честью гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству, как своему Отечеству.
Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства.
Обязуюсь повиноваться Временному Правительству, ныне возглавляющему Российское Государство, впредь до установления образа правления волею Народа при посредстве Учредительного Собрания.
- 1995 Возвращение на землю Российского космонавта Валерия Полякова с орбитальной станции "Мир".
Он установил новый мировой рекорд по продолжительности пребывания в космосе - 439дней. Вместе с ним со станции "Мир" вернулась на Землю космонавт Елена Кондакова, установившая мировой рекорд пребывания в космосе для женщин - 170 дней.
21 марта 23 марта
Назад к списку