БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

21 марта

(8 марта по старому стилю)

- Вербоносица.

День весеннего равноденствия, астрономический день рождения весны. Называли его еще Апостол Ерма, который праздновался в этот день.

В этот день из хлебного теста пекли «жаворонков», на Русском Севере — «тетерок». Выпечка эта отличалась затейливостью, а пожилые женщины, которые готовили угощение в виде «жаворонков», «тетерок» и др. птиц, пользовались в селе большим уважением. Приготавливали это печенье из дрожжевого опарного теста, раскатывая из него жгут (или скут, как говорили на Севере). Жгут сворачивали узлом или в виде замысловатых фигур; один конец жгута формировали в виде головы птицы, другой — в виде хвоста.

К этому дню распускается серебристая верба. Перед Вербным воскресеньем выходили девушки с матерями в лес и на берега рек, ломали нежные серебристые веточки, завязывали их в тряпицу и относили домой. Дома ставили в кувшине на почетное место — перед божницей. К Вербному воскресенью веточки зелеными листочками распускаются, счастье и радость в дом приносят — новая жизнь приходит: вербная веточка считалась символом красоты, целомудрия и здоровья. Она и злых духов из дому выгоняла, всякая нечисть стремглав из дому убиралась при виде вербных веточек.

Считалось, что если скотину веточками похлестать, тогда никакая болезнь к ней не пристанет. Вербные веточки использовались в качестве лекарства. Ими лечили детей; веточками их хлестали, приговаривая: «Верба бьет — силы дает».   В этот день обязательно пили вербный чай. Считалось, что от такого чая не то что девушки «вербушками расцветали», но и старушки молодели. Вербные сережки запекали в хлеб на счастье. Девушки старались съесть 3 сережки: если сладкие они окажутся — осенью замуж выйти, а если горькие - все равно не беда, все на пользу здоровью.

- 1725    Похороны Императора Петра I.

В течение сорока дней народ, по обычаю, прощался с Государем. …8 марта похоронный кортеж [от Дворца] направился в собор Петропавловской крепости. Несмотря на сильный мороз и снег, Екатерина Алексеевна весь путь проделала пешком. По грандиозности и силе воздействия на присутствующих церемония погребения Петра I не имела себе равных ни до, ни после него. Непрерывно, сменяя друг друга, исполняли печальные мелодии полковые оркестры и пели несколько сот церковных певчих. С интервалом в минуту несколько часов подряд следовали пушечные залпы. В соборе после литургии архиепископ Феофан Прокопович произнес свою знаменитую проповедь, начавшуюся словами: “Что се есть? До чего мы дожили, о россияне! Что видим? Что делаем? – Петра Великого погребаем!” Под вопли и рыдания присутствующих тело покойного присыпали землей, закрыли гроб крышкой, разостлали на ней императорскую мантию и на катафалке под балдахином оставили посреди собора.

21 мая Петр Великий был погребен. С этого времени собор Петропавловской крепости стал официальным местом погребения всех российских самодержцев.

- 1884   † Адлерберг Владимир Федорович.

Генерал-адъютант. Император Николай I по духовному завещанию назначил его своим душеприказчиком и оставил пенсию в 15 тыс. руб. В завещании Император писал: "С моего детства два лица были мне друзьями и товарищами; дружба их ко мне никогда не изменялась. Генерал-адъютанта Адлерберга любил я, как родного брата, и надеюсь иметь в нем по конец жизни неизменного и правдивого друга…".

В 1842-1857 гг. главноначальствующий над Почтовым департаментом; при нем были введены первые в России знаки почтовой оплаты - штемпельные конверты и почтовые марки.

В 1857 Адлерберг был назначен членом секретного (впоследствии главного) Комитета по крестьянскому делу, а затем — Комитета для устройства быта государственных крестьян.

- 1897    † Майков Аполлон Николаевич.

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) называл себя духовным крестником Тютчева. «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести, ответить: "Я – русский"... Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть ученым и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!.. На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

- 1898    † Шишкин Иван Иванович.

Русский художник.

Иван Иванович Шишкин (род. в 1832) – выдающийся мастер русского лесного пейзажа. «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», – так писал о живописце известный русский критик В.В. Стасов.

- 1917     Последний приказ Царя по Армии.

"В последний раз обращаюсь к вам, горячо любимые мною войска. После отречения мною за себя и за сына от престола Российского, власть передана Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему. Да поможет ему Бог вести Россию по пути славы и благоденствия. Да поможет Бог и вам, доблестные войска, отстоять нашу Родину от злого врага... Эта небывалая война должна быть доведена до полной победы.

"Кто думает теперь о мире, кто желает его — тот изменник Отечества, его предатель. Знаю, что каждый честный воин так и мыслит. Исполняйте же ваш долг, защищайте же доблестно нашу Великую Родину, повинуйтесь Временному Правительству, слушайтесь ваших начальников, помните, что всякое послабление порядка службы только на руку врагу".

"Твердо верю, что не угасла в ваших сердцах беспредельная любовь к нашей Великой Родине. Да благословит вас Господь Бог и да ведет вас к победе Святой Великомученик и Победоносец Георгий.   8 марта 1917 г., Ставка”.

- 1917

Утром Государь прощался со всеми чинами Своего штаба, начиная со старших до самых низших. Все собрались в большом зале Управления дежурного генерала. Государь говорил ровным голосом, ясно, отчетливо, с глубоким сердечным вниманием. Его простые слова глубоко западали в душу. Всем было невообразимо тяжело. Закончив Свои прощальные слова, Его Величество начал обходить присутствовавших, каждому подавая руку. Нервное напряжение в зале достигло предела. Многие плакали. Некоторые не могли сдержать рыданий, двое или трое упали в обморок. "Стоявший рядом со мною на вытяжку рослый конвоец" - рассказывает очевидец - "неожиданно как-то странно охнул и, как сноп, рухнул во весь рост на пол"... Общая атмосфера в зале настолько накалилась, стала настолько мучительной, что Государь, - то-ли поддаваясь всеобщему настроению, несмотря на Свое сверхчеловеческое самообладание, то-ли не желая подвергать присутствовавших дальнейшей нравственной пытке, - прекратил обход и быстрыми шагами вышел из зала.

- 1917      Арест Царя-Мученика в поезде в Могилеве, и Императрицы с Наследником и Великими Княжнами в Царском селе.

В Могилев прибыли четыре думских депутата для ареста Царя. В телеграмме кн. Львова сообщалось, что они будут сопровождать Государя в Царское Село, как главу правительства, отказавшегося от власти, и что эта их командировка означает проявление внимания к Государю. Это была безсовестная ложь. Как только Государь сел в поезд, эти лица объявили Ему через генерал-адъютанта Алексеева, еще накануне осведомленного об истинной цели их приезда, что Он арестован.

Одновременно с Государем, в Царском Селе ген. Л. Корниловым (Всем обязанным Государю, пользовавшимся Его безграничным доверием, обласканный Им и осыпанный наградами), по постановлению Временного Правительства были арестованы: Государыня Императрица Александра Федоровна и Августейшие Дети

- 1917     Биржевые ведомости, утренний выпуск.

Премьер-министр Ллойд Джордж в британском парламенте «с чувством живейшей радости» приветствовал свержение русского Царя: «Британское правительство уверено, что эти события начинают собою новую эпоху в истории мира, являясь первой победой принципов, из-за которых нами была начата война»; «громкие возгласы одобрения раздались со всех мест».

- 1917

По распоряжению министра юстиции Временного правительства А.Ф. Керенского и председателя Совета министров князя Г.Е. Львова солдаты Царскосельского гарнизона выкопали из земли гроб с телом Г. Распутина.

Спустя сутки он был перевезен в Петроград, в помещение бывшей придворно-конюшенной части на Конюшенной площади, ставшей к этому времени автобазой Временного правительства.  В ночь с 10 на 11 марта тело убитого Г. Распутина сожгли.

- 1917     † Зверев Николай Андреевич.

Ученый-правовед и государственный деятель, тайный советник, член Государственного Совета, сенатор.

Родился в 1850 г. Выходец из крестьянского сословия. Благодаря своим исключительным дарованиям добился высокого положения в обществе.

С 1909 г. член Государственного совета, в котором был членом правой группы. Принимал активное участие в деятельности Русского собрания В разгар истерии в либеральной печати по поводу «кровавого навета на несчастный еврейский народ» он не побоялся публично проявить свою солидарность с обвинителями Бейлиса в ритуальном умерщвлении христианского мальчика А. Ющинского тем, что присутствовал 9 нояб. 1913 г. у Б. В. Никольского на обеде, посвященном героям Киевского процесса.

- 1936    † Глазунов Александр Константинович

Композитор, соратник композиторов «Могучей кучки».

- 1958     Пассажирский самолет ИЛ-18, не совершая промежуточное посадки, совершил полет из Москвы в Иркутск.

- 1960   † Архиепископ Виталий.

В миру Максименко Василий Иванович, архиепископ Русской Православной Церкви за Рубежом.

Немало сделал активный иеромонах для предотвращения революционных волнений на Волыни в 1905–06 гг..

Он стал организатором и руководителем (с 1906 г. по 1917 г.) Почаевского отдела Союза русского народа. Был делегатом 3-го Всероссийского съезда русских людей 1—7 окт. 1906г. в Киеве.

12 мая 1907 г. во главе депутации Почаевского отдела СРН был на Высочайшем приеме, во время которого произнес речь рассказав Царю о нуждах народных, и преподнес икону Почаевской Божией Матери.

Два года спустя, в 1909 г. был членом монархической депутации от Волыни на Высочайшем приеме, во время которого преподнес Государю икону прп. Иова Почаевского.

В 1910 г. учредил при лавре курсы ревнителей СРН, которые были созданы для подготовки кадров активистов Союза. В 1910 г. в сер. «Библиотека Волынского Союза Русского Народа» был издал «Катехизис Союза Русского Народа» (автор на титульном листе брошюры не указан, но, судя по всему, им был архим. Виталий). В простой для уяснения вопросноответной форме в «Катехизисе» обсуждались актуальные для монархического движения вопросы. Обосновывая необходимость существования русской монархической организации, архим. Виталий писал: «Согласно ли с высшей правдой и с Словом Божиим объединение Русского Народа для своей защиты и спасения? Согласно. Господь наш Иисус Христос учил на земле жалеть всех трудящихся, обремененных, обиженных и защищать таковых от сетей и коварства всякого рода хищников и лицемеров (Мф. 12,30; Лк. 11, 41). Такими хищниками и лицемерами, присосавшимися к трудовому горбу недалекого русского человека, являются хитрые евреи и другие недруги, желающие разорить наше Отечество и погубить наш темный и обнищалый православно-русский народ».

Некоторые монархисты стеснялись носить на груди знаки СРН. Автор «Катехизиса» доказывал, что это не только необходимо, но и спасительно для каждого православного монархиста: «Почему русский человек должен носить на груди знак Союза Русского Народа? Нося на груди знак Союза Русского Народа, русский человек этим показывает, что он гордится и не страшится за свою принадлежность к Союзу Русского Народа. …Всякий верный русский человек должен перед смертью сделать завещание, чтобы его близкие и родные и в могилу верного до конца русского человека опустили со знаком Союза Русского Народа на груди. ...Пусть союзный знак на груди умершего члена Союза Русского Народа послужит для окружающих напоминанием, что всякий русский человек с своей душой должен предстать пред Господом Богом на Страшный Суд и дать Ему ответ в своей верности…».

С началом революции печатная мастерская в Почаеве была захвачена украинскими националистами. А сам архим. Виталий в н. 1919 г. был арестован по приказу Петлюры вместе с митр. Антонием, архиеп. Евлогием (Георгиевским), еп. Никодимом (Кротковым) и другими русскими монахами. Провел несколько месяцев в заключении в базилианском монастыре в м. Бучач Тернопольского округа, а затем в Ивангороде.

После окончания гражданской войны оказался в эмиграции. В 1959г. назначен архиепископом Североамериканским и Канадским. Затем был архиепископом Восточно-американским и Джерси. Скончался в Нью-Йорке, похоронен в Джорданвилльском монастыре.

20 марта         22 марта


Назад к списку