БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

16 марта

(3 марта по старому стилю)

- Евтропий.

День мученика Евтропия.

Говорили: «Евтропий — снег топит», «Евтропий путь тропит да снег топит». В этот день надо было поле крест-накрест обойти, чтобы внимние солнца привлечь, на поле заставить снег топить.

Но с солнцем были шутки плохи. Надо было знать, как себя с ним вести. В народе говорили: По закате солнца хлебом и деньгами не ссужают. Когда солнце закатилось, не бросай сор на улицу: пробросаешься. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Солнце за тучку садится — к дождю; в краснах — к вёдру.

 Ветер за солнцем — к ведряной погоде. Солнце садится в морок — дождь будет. Солнце садится в облако — другой день ненастный.

- 1067   Великий Князь Изяслав I Ярославович на р.Немизе разбил полоцкого князя Всеслава.

3 марта обе рати встретились на реке Немизе. Шел сильный снег, тем не менее битва началась и была весьма жестокой. Много людей пало с обоих сторон, но в конце концов Изяслав победил.

- 1669    † Милославская Мария Ильинична.

1-я Жена Царя Алексея Михайловича (с 1648). Родилась 1.04.1626 г., мать его пяти сыновей и восьми дочерей.

Царицу  погребли  в  Вознесенском  девичьем монастыре.  Панихиды,  большие  раздачи  милостыни  (в  богадельни  и  нищим посылали в те дни осетрину) сопровождались отправкой  в  епархии  денег  для нищих. Более сотни этого люда провожало гроб царицы.

- 1819    † Архиепископ Августин.

В этот день скончался архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский). Выдающийся архипастырь сыграл значительную роль в период войны 1812 г. Он был одним из организаторов и вдохновителем русского народа на отпор  врагу. По его указанию образ Смоленской иконы Божией Матери был установлен в Успенском соборе Московского Кремля для поклонения народу. Он благословил московское земское ополчение, передав ему в качестве боевых знамен церковные хоругви. Когда враг стал серьезно угрожать Москве, владыко организовал крестные ходы с чудотворными иконами Божией Матери - Смоленской, Иверской, Владимирской - вокруг Кремля, Китай-города и Белого города, водосвятные молебны с чтением специально составленной им самим молитвой к Спасителю и Богородице об изгнании врагов. Благодаря его усилиям были спасены от разорения французами церковные ризницы и патриаршая библиотека, дела консистории и Синодальной конторы. Вернувшись в Москву после ухода французов, владыка сразу же приступил к восстановлению и освящению поруганных московских святынь. Менее чем за год были восстановлены все кремлевские соборы, в том числе наиболее пострадавший Успенский. Он ввел ежегодное поминовение воинов, погибших на Бородинском поле, благодарственный молебен и крестный ход всех московских храмов в день оставления Москвы французами. Погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

- 1917     Из письма Императрицы Александры Федоровны:

"Я вполне понимаю твой поступок, о мой герой! Я знаю, что ты не мог подписать противного тому, в чем ты клялся на своей коронации. Мы в совершенстве знаем друг друга, нам не нужно слов, и, клянусь жизнью, мы увидим тебя снова на твоем престоле, вознесенным обратно твоим народом и войсками во славу твоего царства. Ты спас царство твоего сына, и страну, и свою святую чистоту, и... ты будешь коронован Самим Богом на этой земле, в своей стране".

- 1917

3 марта великий князь Михаил Александрович садится с самозваным Временным комитетом обсуждать условия своего ''отречения''. Не имея никаких законных прав ни на Престол, ни на принятие подобных решений, он подписывает ''манифест'', составленный для него масонами Набоковым, Милюковым, Гучковым, Керенским под себя: ''Одушевленный единой со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял я твердое решение в том лишь случае восприять верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в учредительном собрании, установить образ правления и новые законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной думы возникшему и облеченному всей полнотой власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа''.

- 1917     Государь записал в своем дневнике:

''Оказывается, Миша отрекся. Его манифест кончается четыреххвосткой для выборов через шесть месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость.''

Вечером 3 марта, вслед за полученным известием ''об отказе от Престола'' Михаила Александровича, Император прибыл в Ставку в Могилев и отдал генералу Алексееву новую телеграмму: ''Председателю госуд. думы. Петр.
Нет той жертвы, которую я не принес бы во имя действительного блага и для спасения родимой Матушки-России. Посему Я готов отречься от Престола в пользу моего Сына, чтобы он остался при нас до совершеннолетия при регентстве брата моего великого князя Михаила Александровича. Николай''.
Вот он, тот самый документ, не обнародованный тогда, но он существует и свидетельствует о неотмененности Царского Самодержавия в России по сей день. Изменник Алексеев не послал телеграммы, ''чтобы не смущать умы'', и никому не показывал ее, держал в своем бумажнике. Лишь в мае 1917 года, оставляя верховное командование Армией, с которого его выкинуло Временное правительство, он передал этот величайший по значению документ генералу Деникину, но и тот в силу своих демократических убеждений, не придал должного значения великим Царским словам.

- 1917

Председатель Государственной думы М. Родзянко и министр-председатель Временного правительства кн. Г. Львов подписали декларацию, в которой говорилось, что одной из главных целей новой власти является «отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений».

- 2008    † Митрополит Лавр.

Лавр, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В миру Шкурла Василий Михайлович. Родился 1.12.1928 г. в г. Ладомирово (Чехословакия, ныне — Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности — карпаторосс. В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря прп. Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944г. стал послушником монастыря. В 1946 г. эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль (США), где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.

Архиеп. Лавр приложил много сил, чтобы противостоять влиянию на РПЦЗ со стороны американских спецслужб, иудейских организаций и масонских лож. С 10 июля 2001 исполнял обязанности первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя. На Соборе 17–27 окт. 2001 г. избран пятым первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

Митр. Лавр является одним из самых выдающихся первоиерархов РПЦЗ. Ему принадлежит решающая роль в возвращении РПЦЗ в лоно Матери-Церкви. Благодаря его усилиям был принят Акт о каноническом общении, подписанию которого противились все враждебные России силы.

15 марта       17 марта


Назад к списку