13 марта
(28 февраля по старому стилю)
- Василий капельник.
Народное название Прп. Василия Исповедника (750).
По обычаю в этот день приносили домой сосновую ветку, которая очищала воздух в доме, давала здоровье и благополучие. А из сосновых почек изготавливали целебные снадобья, особенно помогающие при простудных заболеваниях.
С этого дня начинает таять снег на крышах. Говорят: «Посмотри на Васильев день на капельники — сосульки — и капель пойдет», «Придет Василий Капельник — и зима заплачет». Полагают, что в этот день бывает всегда оттепель.
На Василия Тёплого солнце в кругах — к урожаю. Василий Капельник капли дает, капли уж будут — к доброму году.
У детей, страдающих водянкой, пухнет живот, и крестьяне говорили: «Беда нашла на ребят: растут в брюхо». Эту болезнь называли овечьей одышкой.
- Первая "Панихидная Роспись".
Первая «Панихидная Роспись» синодального издания предписывает духовенству ежегодно 28 февраля "поминовение чинити" в епархиальных кафедральных соборах (...) на память Благочестивейшаго Великаго Государя Императора Петра Перваго».
- 1720 Генеральный регламент.
Был составлен генеральный регламент о порядке занятий и движении дел во всех коллегиях.
- 1721 Указ Царя Петра I.
Указано, чтобы все вырученные в церквах деньги от продажи свечей были обращены на содержание богаделен и больниц.
- 1742 Торжественный въезд в Москву для Коронования Елизаветы Петровны.
- 1762 Манифест Императора Петра III.
Манифестом разрешалось старообрядцам и другим представителям социальных низов, бежавшим за границу, возвращаться в Россию до 1 января 1763 года "без всякой боязни или страха".
- 1834 Встреча Императора Николая I с Пушкиным А.С.
Пушкин писал: "28 февраля. Я представлялся. Государь позволил мне печатать Пугачева; мне возвращена моя рукопись с его замечаниями (очень дельными). В воскресенье на бале в концертной Государь долго со мной разговаривал. Он говорил очень хорошо, не смешивая обоих языков, не делая обыкновенных ошибок и употребляя настоящие выражения. 6 марта. Царь дал мне взаймы 20 000 на печатание Пугачева. Спасибо. Обедали у Вяземского Жуковский, Давыдов и Киселев. Много говорили об его управлении в Валахии. Он, может, самый замечательный из наших государственных людей.
- 1915 † Витте Сергей Юльевич.
Государственный деятель, экономист. Родился 17.06. 1849 г. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса).
В своих действиях пытался сочетать монархизм и либерализм, вместе с тем справедливо полагая, что без неограниченного самодержавия не было бы Российской великой Империи.
Витте сыграл большую роль в бурно развивавшемся в те годы железнодорожном строительстве, в частности в создании Великой Сибирской магистрали.
Во 2-й пол. 80-х Витте ввел казенную винную монополию, которая стала одним из главных источников государственного бюджета.
Витте был талантливым министром финансов. Можно согласиться с оценкой кн. Мещерского, что для усиления государственной власти ни один русский министр финансов не сделал так много, как Витте своей «системой хозяйства, основанной на идее сосредоточения всех ресурсов страны в одних руках». При нем финансовая система России превратилась в четко слаженный механизм.
- 1917 Отъезд Императора Николая II из Ставки в Царское Село.
Рано утром Государь отбыл из Могилева и весь этот день провел в пути. В ночь на 1 марта, в 150 верстах от Петрограда, Царские поезда были остановлены, так как следующая станция якобы была занята мятежниками. После неудачной попытки пробиться в Царское Село другим маршрутом, Государь решил ехать в Псков, где находился штаб командующего Северным фронтом ген. Рузского.
- 1917
28-го февраля Родзянко предложил великим князьям Павлу Александровичу и Кириллу Владимировичу поставить свои подписи под составленным проектом манифеста, в котором Императору Николаю II рекомендовалось ввести в России конституционный строй. По словам английского посла Бьюкенена, со слов великого князя Михаила Александровича, эти подписи требовались от великих князей для того, чтобы «придать просьбе Родзянко [об Ответственном министерстве] больше весу». Цель манифеста была вполне определённой: утверждение правительства во главе с Родзянко.
Родзянко заявил, что этот манифест будет предложено подписать Государю 1-го марта на вокзале Царского Села сразу же после его возвращения.
28-го февраля поздно вечером текст «великокняжеского манифеста» был подписан великими князьями Павлом Александровичем, Кириллом Владимировичем и Дмитрием Константиновичем.
Утром 1-го марта проект манифеста был подписан великим князем Михаилом Александровичем, который, однако, в тот же день в письме к Родзянко попросил снять свою подпись.
- 1917
Вечером, 28-го февраля, великий князь Павел Александрович был у Императрицы по её просьбе. Тогда, как писал генерал Спиридович, «Государыня встретила великого князя очень сурово и упрекала его за бездействие, за недостаточный надзор за запасными батальонами Гвардии, которые произвели бунт. Он, как старший из великих князей генерал-адъютантов в столице ничем не проявил себя».
(29 по старому стилю)
- Касьянов день.
Касьянов день, (Касьян Немилостивый, Касьян Завистник, Кривой Касьян), народное название дня памяти св. Кассиана Римлянина, который отмечали в високосный год — 29 февр.
Св. Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Он организовал женский и мужской монастыри
в г. Массилия (ныне Марсель), написал 12 книг о жизни палестинских и египетских монахов и 24 «Собеседования» о нравственных основах христианского вероучения.
День памяти св. Касьяна отмечали один раз в четыре года. Русские объясняли это тем, что Бог лишил его ежегодных именин за недоброжелательность к бедным людям. Легенда рассказывает, что однажды св. Касьян и Николай Угодник шли по дороге и увидели мужика, пытавшегося вытащить воз из грязи. Мужик обратился к ним за помощью, но Касьян отказался, сказав: «Не могу, еще испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться?».
Николайже Угодник, засучив рукава, молча поднял воз и поставил его на сухое место. Пришли Николай Угодник и Касьян в рай. Бог увидел, что риза Николая Угодника
испачкана, и спрашивает: «Где это ты, Микола, так выпачкался?» — «Я, — говорит Николай, — мужику воз помогал из грязи вытаскивать». — «А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шел?» — спрашивает Господь Касьяна. «Я, Господи, боялся ризу испачкать». Такой ответ Богу не понравился, и он разрешил Касьяну праздновать именины один раз в четыре года, а Николаю — два раза в год.
День памяти св. Касьяна считался одним из самых плохих, опасных, демонических дней народного календаря. Крестьяне верили, что все, каким-либо образом причастное к этому дню, обречено на неудачу. Если человек в этот день выйдет на улицу, то он рискует заболеть или умереть, если захочет поработать, то работа не будет спориться — все будет валиться из рук. Человека, родившегося в этот день, ждет печальная судьба: он будет всю жизнь несчастен, его ждет ранняя смерть, тяжелая болезнь или увечье.
Св. Касьян распространяет свою зловредность и на весь год: «Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать». Високосный год у русских считался опасным годом. По поверьям, в этот год все «уродливо и неспоро». У коров пропадает молоко; домашний скот не дает приплода, а если и дает, то нежизнеспособный: «Худ приплод в високосный год»; урожаи обычно низкие; брак, заключенный в этот год, всегда неудачен.
Считалось, что молебен перед образом Касьяна в день памяти святого поможет защититься от его козней. Кроме того, чтобы благополучно провести этот страшный
день и «не попасть на глаз Касьяну», рекомендовалось не выходить на улицу, не выпускать со двора скот и птицу и отказаться от всех работ.
- 1840 † Святитель Мелетий
Архиепископ Харьковский и Ахтырский (в миру Михаил Иванович Леонтович), родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской области.
В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатеринославскую духовную семинарию. Как лучший ученик он был направлен архиепископом Екатеринославским Платоном в Петербург, в Александро-Невскую академию. Окончив академию в 1814 году со степенью магистра, он был определен адъюнкт-профессором греческого языка.
В августе 1831 года святитель Мелетий был переведен на Иркутскую кафедру, с возведением в сан архиепископа. Большое внимание уделял святитель просвещению малых народов России светом Евангельского учения. Святитель основал церкви на севере Камчатки, в северо-восточной части Иркутской епархии и вдоль реки Алдан, на тракте от Якутска до Охотска. Он часто обозревал обширную епархию, был на побережье Охотского и Ледовитого морей, в пределах Северной Америки, где тогда трудился знаменитый Апостол Сибири священник Иоанн Вениаминов, впоследствии святитель Иннокентий (память 23 сентября и 31 марта). Путешествуя по Сибири и берегам Тихого океана святитель Мелетий нередко общался с населением, исповедовавшим ламаизм. Святитель с кротостью убеждал оставить заблуждения и объяснял евангельские истины язычникам: тунгусам, бурятам, камчадалам, а также жителям Курильских и Алеутских островов.
После неутомимых трудов здоровье святителя ухудшилось, его перевели в 1835 году на Слободско-Украинскую кафедру (впоследствии Харьковская и Ахтырская).
2 июля 1839 года святитель Мелетий возглавил торжество в г. Ахтырке по случаю 100-летия со дня явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Ахтырской.
Блаженная кончина святителя последовала в ночь на 29 февраля 1840 года. После причастия, со словами "Ныне отпущаеши", святитель осенил себя крестным знамением и, обращаясь ко всем со словами "Простите меня", – отошел ко Господу.
12 марта 14 марта
Назад к списку