БИБЛИОТЕКА - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

11 марта

(26 февраля по старому стилю)

- Порфирий поздний.

Не смотря на приближение настоящей весны, крестьяне боялись еще приниматься за полевые работы. Если ударит мороз — все посевы погубит. Старики говорили в этот день: «Ранняя весна ничего не стоит, а поздняя — обманет».

Если 11 марта птицы вьют гнезда на солнечной стороне домов и деревьев, будет холодное лето. И наоборот – если к этому дню все птицы уже прилетели с юга, жди хороший урожай хлебов.

- 1838    † Фотий.

В миру Спасский Петр Никитич. Архимандрит, церковный и общественный деятель. Родился 6.06.1792 г., вырос в семье чтеца деревенской церкви, в суровых жизненных условиях, в крайней бедности.

В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры. В этот период окончательно оформляются его религиозно-философские воззрения.

С первого же года своей работы Фотий резко выступил против господствовавших в то время в дворянском обществе мистических учений, или, как он сам писал, «против масонов, иллюминатов, методистов, Лабзина, Сионского Вестника и прочих».

Им был составлен список из множества мистических и масонских книг, которые он поделил на «бесовские», «еретические и антихристианские», «революционные» и «масонские». Как убежденный православный, Фотий отвергал книги «масонские и магические», а также те, в которых проповедовались идеи английского материализма и французского «вольнодумства и сквернословия», «ядовитая немецкая философия Канта, Фихте и Шеллинга», «содержащие учения методистов и квиетизма», гадательные книги, гороскопы, сонники и т. п.

Кроме того, Фотий выступил с резкими обличениями антиправославной деятельности Российского Библейского общества, которое распространяло под видом введения универсальной религии протестантскую и масонскую литературу, переводило Библию на литературный язык.

Фотий так характеризовал тогдашнюю духовную атмосферу: «Против Православия явно была брань словом, делом, писанием и всякими образами и готовили враги новую, какую-то библейскую религию ввести, смесь веры сделать, а Православную веру Христову искоренить».

Умер он 26 февр., во 2-м часу дня, на руках у своей духовной дочери, гр. Орловой-Чесменской. Архимандрит Фотий был погребен в Юрьевом монастыре, в усыпальнице в церкви Похвалы Богородицы.

- 1845    Рождение Императора Александра III.

Отец Царя-Мученика Николая II.  Был вторым сыном Александра II и Марии Александровны. После смерти своего старшего брата Николая Александровича, объявлен наследником престола.

- 1856    Полковой праздник 1-го саперного батальона Российской императорской армии, в день  Святителя Порфирия.

- 1903    Государь Николай II издал Манифест.

«Изволением промысла Божия вступил на Прародительский престол и приял обет пред лицом Всевышняго и совестию Своей свято блюсти вековые устои Державы Российской и посвятить жизнь свою служению возлюбленному Отечеству….

К глубокому прискорбию Нашему, смута, посеянная отчасти замыслами враждебными государственному порядку, отчасти увлечением началами, чуждыми русской жизни, препятствует общей работе по улучшению народного благосостояния», говорилось в начале манифеста, затем перечислялся ряд намеченных преобразований. На первом месте стояло предписание властям неуклонно соблюдать заветы веротерпимости. Как отметила даже оппозиционная печать, это слово впервые появилось в Императорском манифесте. Государю всегда была свойственна религиозная терпимость, и Он уже не раз, хотя и менее открыто, выражал Свою волю в этом отношении.

Из остальных положений манифеста, наиболее существенным было указание на преобразование местного управления «для изыскания способов удовлетворения многообразных нужд земской жизни трудами местных людей, руководимых сильной и закономерной властью».

- 1904    Гибель "Стерегущего". 

Лишившись помощи Божией по причине неверия и духовной слабости военных вождей, русская армия и флот несли в войне с Японией одно поражение за другим. Так было и с миноносцем "Стерегущий", который возвращался с задания и наткнулся в Желтом море на 4 японских корабля. Завязался бой, 4 пушки русского корабля, против 24 японских, и к противнику тем временем подошло подкрепление - два крейсера. Во время боя погибла почти вся команда. Двое оставшихся в живых моряков открыли кингстоны и потопили корабль, не сдав его неприятелю.

- 1914    † Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович

Русский географ, статистик, ботаник и энтомолог. Из дворян Рязанской губ. Окончил Петербургский университет (1848) С 1849 г. – член Русского географического общества. С 1873 г. – его вице-председатель и фактический руководитель. В 1856–1857 гг. совершил путешествие на Тянь-Шань. Результатом явились важные открытия о происхождении гор. Был организатором многих экспедиций в Среднюю и Центральную Азию. Много сделал для развития статистики. Автор «Географическо-статистического словаря Российской империи» (1863–1885). Совместно с В. И. Ламанским руководил изданием «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1899–1913)

- 1917 

В заседании Св. Синода 26 февр. помощник обер-прокурора князь Жевахов пытался инициировать обращение Синода к населению, которое бы грозило церковными карами всем участникам беспорядков. Однако не встретил поддержки со стороны архиереев, которые отвергли его предложение. Уже оскудела смыслом как государственная, так и церковная власть.

1 марта 1917 по приказу Керенского Жевахов был арестован и до 5 марта находился в заключении в т. н. министерском павильоне Государственной Думы, как товарищ министра «прежнего режима».

- 1917

26-го февраля великий князь Кирилл Владимирович прибыл к градоначальнику Петрограда генерал-майору А. П. Балку. Балк так описывает встречу с Кириллом Владимировичем: «Не успели еще кончить совещания генералы Беляев и Хабалов, как, проходя по приемной в кабинет, я к немалому удивлению, увидал подымающегося по парадной лестнице моей квартиры Великого Князя Кирилла Владимировича. За ним шел растерявшийся швейцар. Увидев меня, Великий Князь поздоровался и выразил желание переговорить совершенно наедине. Я провел Его Высочество незаметно для других через зал моей квартиры в мою малую гостиную. Великий Князь, сохраняя полное спокойствие, сел удобно в мягкое кресло, предложил мне сесть насупротив, и ровным, отчетливым, так хорошо всем известным голосом его покойного отца, спросил: «Каково, по Вашему, положение ? – «Военный бунт начался с 8 часов утра и до сих пор не только не подавлен, а с каждым часом увеличивается». «Разве войска из окрестностей не прибыли?" «На сколько мне известно, прибыли 2 эскадрона, но и они бездействуют». «Что же будет дальше?" – «Я полагаю, что ночью столица окажется в руках бунтовщиков».

- 1918     

На совещании епископов Поместного собора РПЦ, происходившего 26 февраля (11 марта) 1918 года, накануне Недели Православия:

«Ст. 7. СЛУШАЛИ: Предложение Его Святейшества [патриарха Московского и всея России Тихона (Белавина)] обсудить вопрос о совершении чинопоследования Православия в неделю первую Великого Поста, где некоторые места требуют исправления или опущения, а в некоторых частях требуются, применительно к переживаемым Церковью обстоятельствам, и дополнения.

По довольном обсуждении ПОСТАНОВИЛИ: В чине последования в неделю Православия первые десять анафематствований оставить без изменений, одиннадцатое («Помышляющим, яко Православные Государи») выпустить, – двенадцатое оставить без изменения, после которого добавить новое: «Глаголющим хульная и ложная на Святую веру нашу и Церковь, восстающим на святые храмы и обители, посягающим на церковное достояние, поношающим и убивающим священники Господни и ревнители веры отеческия, анафема, трижды»...

[Подписали]:

Председатель Совещания патриарх Тихон (Белавин);
Секретарь Серафим епископ Челябинский (Александров)».

Православное вероучение о Самодержавной власти гласит: «Если кто не по правде досадит царю или князю, да понесет наказание. И если таковой будет из клира: да будет извержен от священного чина, если же мирянин: да будет отлучен от церковного общения» (84-е Правило святых Апостолов).

В чинопоследовании Недели Православия сказано: «Помышляющим, яко Православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великого сего звания в Них не изливаются: и тако дерзающим противу Их на бунт и измену анафема, трижды». А выше по тексту чинопоследования говорится: «Сия вера Апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Следовательно священник и мирянин, отрицающий Самодержавную власть, то есть, не верящий в схождение на Императора Святаго Духа при его короновании, отпадает от Церкви уже не мистическим только образом, а по церковному закону анафематствования.

- 1985    На внеочередном пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК КПСС избран М. С. Горбачев.

10 марта        12 марта


Назад к списку